Мастер-класс «Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Астапенко Людмила Юрьевна

Рассматривая проблему применения игровых занимательных задач для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, следует сказать, что использование занимательного материала при решении игровых задач весьма оправданно при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь для успешного освоения программы школьного обучения современному ребенку необходимо не только много знать, но и уметь последовательно и доказательно мыслить, догадываться, находить нестандартные пути решения задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_zanimatelnye_zadachi.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №196»

Мастер-класс

«Игровые занимательные задачи  как средство формирования

познавательных способностей детей дошкольного возраста»

                                                      Подготовила: воспитатель высшей кв. категории АстапенкоЛ.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Оренбург, 2022 г.

Рассматривая проблему применения игровых занимательных задач для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, следует сказать, что использование занимательного материала при решении игровых задач весьма оправданно при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь для успешного освоения программы школьного обучения современному ребенку необходимо не только много знать, но и уметь последовательно и доказательно мыслить, догадываться, находить нестандартные пути решения задачи.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске возможных способов действий при решении игровых занимательных задач, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В интеллектуальной деятельности формируются познавательные способности детей.

Решению проблемы формирования и развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований. Так, например, психологи работают над выявлением структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности, в том числе познавательной. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Ученые делают вывод, что способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств или, как их называют, компонентов.

Ученые, занимающиеся проблемой развития познавательных способностей детей, особую роль отводят решению детьми игровых задач. Так, например, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

К решению занимательных игровых задач дети приходят в процессе поисковых проб. Причем действия детей имеют разный характер: это практические пробы, предназначенные для угадывания решения в результате постоянных действий. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому способствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий перетерпливает существенные изменения: дети пере- ходят от практических к мысленным пробам, уменьшается их количество, так как вырабатываются умения.

Результатом поиска решения, в большинстве случаев, становится догадка, которая представляет собой нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка – это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результатах анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений.

О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи,

приходить к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Занимательный математический материал можно классифицировать по следующим направлениям:

  • развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки);
  • математические (логические) игры, задачи, упражнения (игры с блоками, кубиками и др.);
  • дидактические игры и упражнения (упражнения с наглядным материалом, словесные игры).

Обучение решению занимательных игровых задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в среднем и старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, идет трансформация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменения их количества. Данные задания хорошо влияют на закрепления изученного материала геометрических фигур, счетной деятельности и развитие логического мышления.

Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности):

  • задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек (например, составить 2 равных квадрата из 7 палочек 2 равных треугольника из 5 палочек);
  • задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек (например, в фигуре, со- стоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата);
  • задачи на смекалку, решение которых состоит в перекла- дывании палочек с целью видоизменения, преобразования за- данной фигуры (например, переложить одну палочку, чтобы дом был повернут в другую сторону).

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более

простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельно поиска решения задач, не предлагая ни готовых приемов, ни способов, ни образцов решений.

Также в дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенных фигур, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи могут быть наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

Например:

  1. Соедини каждую группу зверушек с квадратом, в котором столько же точек?
  2. Какая из этих картинок отличается от другой?
  3. Какая фигура здесь лишняя и почему?
  4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
  5. Продолжить ряд изображений. Увидеть закономерность в следовании предметов, продолжить ряд.

Данные задания можно найти в методической литературе для педагогов, в детских периодических изданиях («Веселый колобок», «Карандаш», «Фиксики» и т. д.). Воспитатель может сам составлять логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях.

В подготовительной группе можно использовать более сложные логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур (как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов) и задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой (чаще всего представлены по 6 фигур в каждой группе).

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

Например:

  1. Вместо знака вопроса вставить недостающую фигуру.
  2. Найти, чем все 6 фигур отличаются от фигур другой группы.

Существует огромное множество игровых занимательных задач, которые помогают познакомить ребенка с такими понятиями как число, геометрическая фигура, развить пространственное воображение и ориентировку в пространстве, научить логически мыслить.

Например:

Знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами.

Сериация – построение упорядоченных убывающих или возрастающих предметов?

Логические приемы на развитие умственных действий анализа и синтеза.

Нахождение        сходства        и        различия        между        признаками предмета. Овладение логическим приемом – сравнение.

Развитие зрительного и пространственного восприятия. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют разнообразить занимательный материал. Главное условие их применения в процессе развития ребенка дошкольного возраста заключается в грамотном педагогическом руководстве.

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. " В. А. Сухомлинский.

Маленький ребёнок - это исследователь, который с радостью познаёт мир. Задача родителей и воспитателей - помочь ему развить своё стремление к обучению и удовлетворить потребность в активной умственной деятельности, дать толчок для развития интеллекта.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учить только в школе.

То, что ребёнку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения, мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Игра - естественный для ребёнка вид деятельности. В игровой деятельности ребёнок осваивает разнообразные представления, самостоятельно "открывает" способы действий, познаёт некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуютосвоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, накоплению логико-математического опытаовладению способа познания: сравнением, обследованием, уравнением, счётом.

Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребёнка. К ним относятся стремление ребёнка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию, активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Осознав важность вышеизложенного, я определила тему своей работ "Интеллектуальное развитие дошкольника через логико-математические игры".

Её цель - создать благоприятные условия для интеллектуального развития ребёнка.

Выделила задачи:

1. Воспитание у детей интереса к математике;

2. Развивать математические представления;

3. Развивать логическое мышление.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

-создана соответствующая развивающая среда в группе, создана "Игротека", где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр "Математика и конструирование";

-составлена картотека логико-математических игр;

-оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждаю детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико-развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребёнка, является актуальной.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий:

1. Учёт индивидуальных и физиологических особенностей детей;

2. Использование разнообразных форм работы;

3. Работа проводится последовательно и систематично.

Современные логико-математические игры разнообразны: "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Волшебная восьмёрка","Геометрический квадрат", "2-х цветный квадрат «Воскобовича","Волшебные магниты", игры со счётными палочками, головоломки, лабиринты.

Использование развивающих, логико-математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Педагогика подтверждает, что если правильно организовать процесс обучения, используя разнообразные методики и учитывая индивидуальные особенности ребёнка, то в раннем возрасте дети могут легко усвоить азы даже школьной программы.

И на первое место педагоги ставят логико-математические игры для дошкольников. Ребёнок, который сможет решать логические задачки без затруднений, будет более приспособлен к жизни. Если дети мыслят конструктивно, происходит своеобразная тренировка ума. Тогда они смогут принимать рациональные решения, будут способны сами выходить из трудных ситуаций, проявлять быструю реакцию, оперативность.

Как мы видим, математические игры для дошкольников - это непросто обычное времяпрепровождение, а настоящий вклад в будущее ребёнка. Т. к. показателем динамики интеллектуального развития дошкольника является использование логико-математических игр, что способствует формированию умственных способностей, познавательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

Мастер – класс для педагогов «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

9 ноября 2017 года в нашем детском саду прошло методическое объединение «Творческое самовыражение педагога – основа реализации инновационных идей и практик, в подходах организации самостоя...

Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"

презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста...

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер класс для педагогов " Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер класс для педагогов " Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"...