Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
методическая разработка по окружающему миру

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой активности педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорика110.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер — класс для педагогов

Тема:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

2916.jpg

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой активности педагогического коллектива.

Материалы к мастер-классу:  презентация; «ящик ощущений», цветные ленточки, «Чудесный мешочек» с различными предметами; лимон, цветы для игры «Определи на запах».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на встречу. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

(Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.  А так же это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

(Слайд 3)Актуальность   Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

(Слайд 4) Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

 (Слайд 5)  осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

(Слайд 6) Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

(Слайд 7)

  • Целью  сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

        На этой основе выделяются следующие 

  • задачи:

  Формирование у детей систем перцептивных действий

 →Формирование у детей систем сенсорных эталонов

→ Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности 

(Слайд 8) Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы
внешних свойств предметов

Сенсорные эталоны:

  • Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
  • Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
  • Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
  • Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

(Слайд 9) Основные задачи сенсорного воспитания
от рождения до 3-х лет

1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

(Слайд 10) Цель  нашей работы: создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ. 

(Слайд11) Задачи:

-  разнообразить развивающую среду в группе;

- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

- вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

(Слайд 12-27) Развивающая среда в группе

Практическая работа

Создание проблемной ситуации.

Перед педагогами появляется «Ящик ощущений».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «ящике ощущений». Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек встречается с неизвестным объектом. Ребѐнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребѐнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребѐнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста. И в итоге вы сможете назвать, что же находится в этом ящике. А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику!» Сейчас дорогие коллеги вас попрошу разделиться на группы по цветам. Сесть за стол так, чтобы ленточка на вазе и программка совпадала.

  • РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.

Отгадайте загадки.

Он в яйце есть и в цыпленке,                              Всех быков он возмущает

В масле, что лежит в масленке,                             Ехать дальше запрещает

В каждом спелом колоске,                               Вместе с кровью в нас течет

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)            Щеки всем врунам печет (красный)

Им треть флага занята,

 Он в название кита,

 И в букете васильковом,

 И на ящике почтовом (синий цвет)

                              ***

 Какой четвертый цвет радуги ? (зеленый)

  • ФОРМА

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком (круглый, катится).

Упражнение «Скульптор». 

Команда выбирает ведущего, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина. Скульптору предлагается слепить следующие фигуры: шар, куб.

  • ВЕЛИЧИНА

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д.

Вам предлагается построиться в шеренгу: 

1 столу — по длине волос от самых коротких до самых длинных;

2 столу - по размеру ноги;

3 столу — по обхвату бедер;

4 столу - по длине юбок.

  • ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов; Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов. В раннем возрасте детей учат, прежде всего, узнаванию и различению предметов.

Игра «Передай рисунок» 

Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

  • РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слух — это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

Игра определи на слух (прослушивание аудиозаписи «Ферма», после чего задается вопрос «Какие звуки вы услышали?»;

  • РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Игра «Определи на ощупь»

  • РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА

Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Игра «Определи на запах».

- Давайте вернемся к нашему ящику ощущений и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам понюхать, пощупать наш загадочный предмет и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Выслушивается правильный ответ.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Отдельно хотелось бы остановиться на играх с песком. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи: - устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком; - играх с сыпучими материалами происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. - в песочных играх с фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает ситуацию расставания с родителями, осваивает позитивные способы поведения. - в форме простейшего эксперимента осваивает, умения, навыки и знания об окружающем мире и самом себе в этом мире. - гармоничнее происходит развитие познавательных процессов. Занятия и игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости.

Практическая часть. Ведущий предлагаю песочную терапию желающим. Ведущий: Положите свои руки в песок, приподнимите поочередно пальцы рук, теперь сделайте круговые движения ладонями в одну сторону, затем в другую. Возьмите песок в обе руки поднимите вверх, высыпая, покажите, как медленно начинает капать дождь, теперь быстрее, еще быстрее и в обратном порядке. Теперь давайте с помощью песка, двумя руками в центре нарисуем дом (старайтесь рисовать двумя руками). Кто нарисовал продолжим рисовать с одной стороны нарисуйте дерево с другой стороны цветы, травку можно нарисовать, что-то еще по желанию. Все закончили рисовать. Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось. Пусть этот дом будет наш общий дом малышей и воспитателей — детский сад. А мы с вами мы с вами общими усилиями создадим спокойствие и красоту вокруг детей которые к нам пришли.

Закончена игра!

Она у нас Рассчитана на пол часа,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»   Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного восп...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год

План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год...