Экономическое воспитание старших дошкольников.
материал (старшая группа)
В предложенном материале для родителей, рассказывается о том, как можно в домашних условиях заниматься экономическим воспитанием старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnika.docx | 96.31 КБ |
glavnaya_finansovo-patrioticheskoe_vospitanie_programma_fi_1.docx | 43.96 КБ |
viktorina.docx | 29.07 КБ |
igra-_kvest.docx | 65.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экономическое воспитание дошкольника».
Уважаемые родители! Возможно, вам новым покажется направление в работе с детьми как экономическое воспитание. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Дети с раннего возраста сталкиваться с экономической жизнью в семье. Некоторые являются сторонними наблюдателями, а кто - то принимает непосредственное участие, многим родители уже выделяют карманные деньги. Вместе с детьми вы совершаете походы в магазин, ходите в банк, совершаете платежи, откладываете деньги на крупные покупки, поэтому ваши дети уже в той или иной степени владеют экономической информацией.
Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб ребенка становится реальностью. У детей будет понимание ценности денег, и они станут относиться к ним бережнее. То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и очень хорошо, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с деньгами. Но прежде, чем дать ребенку первую купюру, ему нужно в доступной форме освоить основы финансовой грамотности. С дошкольного возраста у детей формируется элементарное представление о деньгах и их применении в этот период. Для старших дошкольников финансовая грамотность подразумевает воспитание бережливости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда.
Формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, сможет помочь ему в последствии стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Важно содействовать усвоению детьми простых экономических знаний, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Предложите детям отгадать загадки.
- И врачу и адвокату выдают за труд?
- Какое животное всегда при деньгах?
- Из какого аппарата выдается нам зарплата?
- На товаре быть должна обязательно?
- Люди ходят на базар там дешевле весь?
Можно предложить поиграть в игру «Товар или услуга». Выбираем ведущего, кто желает? Задача: бросать мяч говоря «услуга» либо «товар», кто поймал мяч отвечает. Например: телевизор - это товар, а пошив платья- это услуга. Ещё один вариант игры: называем слова: здоровье, дружба, любовь, радость, одежда, конфеты, сон, молоко… Что из этого можно, а что нельзя купить за деньги? Можно предлагать свои примеры.
Можно предложить раскраски (обведи монету или заштрихуй и т.д.), можно поиграть в игру «Назови лишнее» (варианты: что можно купить за деньги, где хранятся деньги и т.п.).
Предлагаем список детской художественной литературы, которая поможет решить задачу по формированию финансовой грамотности и развитию экономического воспитания.
1.Н.Носов «Незнайка на Луне»
2. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
3. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
4. Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
5. Ш. Перро «Кот в сапогах»
6. А.С.Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»
7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
8. Ганс Христиан Андерсен «Огниво»
9. В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
10. Народная сказка «Три поросенка»
11. Народная сказка «Заюшкина избушка»
12. Народная сказка «Вершки-корешки»
13. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
14. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли
15. Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе»
16. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»
17. Б.В. Минин сказка «Доверчивый зайчик»
18. Сергей Федин «Финансовая грамотность»
19. Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги»
20. Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»
21. Белорусская сказка «Один заработанный рубль»
22. Сказки:
Сказки, отражающие труд людей:
«Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский
«Федорино горе» К. И. Чуковский
«Хаврошечка» Л.Н.Толстой
«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкин
Русская народная сказка «Морозко»
Сказки о потребностях и возможностях:
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин
Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»
Сказки о бартере:
«Лисичка со скалочкой» А.Зайцев
«Дудочка и кувшин» В.Катаев
«Выгодное дело» Братья Гримм
Сказки о деньгах:
«Муха Цокотуха» К.Чуковский
«Огниво» Г. Х. Андерсен.
Сказки о купле – продаже:
«Мальчик с пальчик» Ш. Перро
«Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева
«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков
Сказки о рекламе:
«Новое платье короля» Г. Х. Андерсен
«Кот в сапогах» Ш. Перро
«Как старик корову продавал» С. Михайлов
Народная сказка: «Лиса и козёл»
23. Крылов « Стрекоза и муравей»
24. Ш.Перро «Золушка»
25. Сказка «Колосок»
Желаем успехов в воспитании ваших детей.
Интернет-источники:
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/22/podborka-hudozhestvennoy-literatury-dlya
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-yekonomicheskoe-vospitanie-v-seme-1634809.html
Предварительный просмотр:
Программа финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения", 2020г.
Парциальная программа финансового воспитания «Дети и денежные отношения» – программа нового поколения, создана с учетом современной социально-экономической ситуации, в полном соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на формирование у дошкольника и младших школьников азов экономического мышления и финансовой грамотности на основе парадоксальной логики и понимания всеобщих закономерностей роста и развития живых систем, в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Практика показывает, неподдельный интерес детей к сфере денежных отношений при отсутствии необходимых знаний о всеобщих закономерностях приводит к формированию противоречивой логики, создает дисбаланс в восприятии материальных и духовных ценностей, условия для формирования потребительской позиции. Субъективизм взрослого, малейший нюанс, неточность в интерпретации сущности денег, денежных отношений и финансовых ситуаций влечет за собой отклонение вектора развития личности ребенка, рассогласованность индивидуальных и социальных духовно-нравственных норм. Все это ослабляет межпоколенные связи, ухудшает отношения в семье и социуме.
На формировании адекватных установок и моделей финансового поведения неблагоприятно сказывается наличие достаточно большого количества мифов, неосознанных, негативных, противоречивых установок в отношении денег, многие из которых передаются из поколения в поколение. Эти так называемые «реалии жизни» в сегодняшнем дне сводят на нет усилия педагога и родителя в духовно-нравственном и финансовом воспитании. Оградить ребенка от такого рода социального влияния удается далеко не всегда. Усугубляют трудности и объективно существующие различия между субъектами (социокультурные, половозрастные, национальные и проч.), приводящие к разному 5 пониманию норм, правил поведения в финансовой сфере. В результате деньги в понимании ребенка становятся единственной целью и смыслом трудовой деятельности человека со всеми вытекающими из этого последствиями: денежная и прочие формы зависимости, духовно-нравственная дезориентация, кризис идентичности, деградация.
Модуль 1. "Труд и Мастерство"
Выше мастерства нет драгоценности (пословица)
На первом этапе работа направлена на знакомство с образом «Свет». Посредством изучения гелиоцентрической (солнце в центре) модели солнечной системы и алгоритма взаимодействия Солнца и Земли дети знакомятся с понятиями: труд, трудолюбие, источник света, благо, свет отношений, свет мастерства и т.д.
Модель взаимодействия Солнца и Земли (центра и периферии) узнают, как всеобщую норму и переносят ее на модель гармоничных межличностных, в т.ч. денежных отношений (светлые, теплые отношения). Чтение литературных произведений: «Сказка о Копеечке» и «Сказание о мастерстве». Происходит формирование словарного запаса и визуализация абстрактных понятий системы базовых ценностей и ключевых понятий сферы денежных отношений: свет, источник света, источник благ, труд, мастерство, трудолюбие, уважение, благодарность и проч. Затем происходит формирование и визуализация норм и правил финансового поведения, которое начинается со знакомства с сказочным героем «фея Копеечка». Положительное отношение к нему детей переносится на монету достоинством 1 копейка, различные виды трудовой и творческой деятельности, денежные отношения (а также на денежную систему России во втором модуле Программы).
Детей знакомят с циклом жизни дерева (его фазами), строением и функциональными особенностями частей (корни, ствол, крона, плоды) с переносом на метафоры: дерево отношений (семьи, рода), денежное дерево, дерево мастерства, заработная плата – плод труда человека. Используются образовательные нейротренажеры и цветовая видеогармонизация. Работа первого модуля позволяет сконцентрировать внимание ребенка на базовых ценностях, подготавливая таким образом к знакомству с деньгами, денежными отношениями, на духовно-нравственных принципах (во втором модуле).
Модуль 2. Денежная система РФ
Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.
(Луций Анней Сенека)
Во втором модуле дети знакомятся с высшей нормой человеческих отношений в произведении «Сказание о любви», с этапами позитивной социализации современного человека (образ «Сфера жизнедеятельности») в контексте денежных отношений семьи; с монетами и купюрами денежной системы РФ, их количеством и достоинством, которое соотносят с достоинством человека. Рассматривают примеры достойных и недостойных денежных отношений. Заработную плату (как результат честного и добросовестного труда), ее рост соотносят с живым плодом и процессом его созревания. Детям раскрывается сущность денег как универсального инструмента совершенствования мира, человека и его отношений. Приводятся примеры, что можно, а что нельзя купить за деньги (базовые ценности: уважение, мастерство, любовь и проч.).
Дети узнают, что монета достоинством 1 копейка несет в себе свет, олицетворяя трудолюбие и мастерство предков; является началом денежной системы России, заработной платы человека. Детей знакомят с причинно-следственным характером связей между понятиями: достоинство, достойные отношения, труд, и благополучие человека, его заработная плата. Дети знакомятся с метафорическим визуальным образом «Древо денежной системы РФ», на который переносят свойства и закономерности роста живого дерева и, который воспринимают в тесной взаимосвязи с духовно-нравственными качествами личности человека, патриотическим отношением к национальной валюте, Родине и миру. Научаются визуализировать в образно-символической форме, на основе природных образов (семя, дерево, цветок, плод) модели денежных отношений (норма и не норма), правила и установки финансового поведения. У детей гармонизируется восприятие материальных и духовных благ.
Модуль 3. "Деньги, время и счёт"
Деньги любят счет.
Точнее счет, крепче дружба.
Кто рано встает, у того копейка растет
(пословицы)
В третьем модуле дети знакомятся с секундой как самой малой единицей времени, с образом-метафорой «Древо времени» и связью «Деньги – время». Рассматривают роль и значение счета в уже хорошо знакомых видах деятельности (физкультура, танец и проч.) и переносят эти представления на процесс счета в сфере денежных отношений. Знакомятся с пословицами: «Кто рано встает, у того копейка растет», «делу время, потехе час», «Деньги любят счет», «Точнее счет, крепче дружба». Раскрывают их смысл в контексте финансового благополучия человека и построения правильных денежных отношений. Узнают, где и что можно посчитать, чьи деньги нужно, уместно считать, а чьи – нет? Узнают, как влияют на процесс счета личные качества: щедрость, желание помочь, благодарность, жадность, зависть, скупость и проч. Узнают, что дает человеку умение правильно считать: расчетливость, точность, честность, отсутствие долгов, аккуратность в отношениях и успешность. Что будет если не научиться правильно считать? Осваивают простейшие вычислительные операции с денежными знаками с акцентом на нравственную составляющую. Опираясь на визуальные образы первого и второго модулей, решают (в рабочих тетрадях) финансовые кейс-ситуации, где определяющими являются бережное отношение к времени, ответственность, честность, мастерство, нравственный выбор человека, знание свойств Древа денежной системы РФ и древа Времени закономерностей их роста; умение правильно, точно считать, помнить, планировать во времени денежные доходы и расходы, беречь отношения к себе, близким и окружающему миру.
Занятие 2. Беседа «Как стать мастером?» «Сказание о мастерстве»
Цель: формирование правильного (с учетом всеобщих закономерностей) отношения к труду и мастерству.
Задачи:
· познакомить с фазами цикла жизни дерева;
· визуализировать абстрактные понятия: труд и мастерство, морально-этические нормы отношений, причинно-следственный характер связи: труд, трудолюбие человека и его благополучие;
· развивать стремление к повышению мастерства.
Материал: иллюстрация (игрушка) фея Копеечка, книга «Сказание о мастерстве»
Ход занятия
Педагог показывает детям картинку ( или игрушку ) фея Копеечка. Она подарила детям “Сказание о мастерстве”, чтобы рассказать, как растет мастерство человека.
Ребята, вы хотите подружиться с феей Копеечкой? (ответы)
Что нужно делать, чтобы подружиться с ней?(ответы)
Предлагаю вспомнить материал предыдущего затятия и прслушать произведение “Сказание о мастерстве” с одновременным просмотром цветных иллюстраций. После прочтения дети выполняют задания и отвечают на вопросы по тексту сказания.
Сказание о мастерстве.
Авторы Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А.
Ключевыеслова: Солнце,свет,Земля,вращение,благоразумие,трудолюбие,мастерство,семя,росток,дерево,цветок,плод,дружба,игры: Пробуждение, Вырастайка, Расцветайка, Созревайка,зрелый и полезный плод, мастер своего дела.
Здравствуйте, друзья! Посмотрите на солнышко.каждый деь играет оно своими лучиками на небе и тепло дарит. А это планета Земля,на которой мы живем. Она необыкновенная мастерица.круглый год трудится- ходит вокруг солнышка по своей орбите-дорожке и ведет себя очень даже благоразумно.никогда не спешит и не опаздывает.непростая это задача,точность тут нужна большая.а еще наша Земля умеет сама вокруг себя вращаться,чтоб каждый свой бочок осветить и обогреть.Ведь тогд все-все ее жители солнечный свет и тепло чувствуют. Вот такая у нее игра чудесная а называется она-”Вращение”.
Нравится солнцу ее трудолюбие. Каждое утро нежно касается оно Земли своими длинными лучиками- будит всех,чтоб делами занялись интересными. Хорошо от таких теплых и светлых отношений и животным, и растениям, и людям.такую игру сосветом люди стали называть “Пробуждение”
Мудрому Семенитоже очень нравится играть в нее.как только в землю попадет,согреется,тут же просыпается и за работу принимается. Раскрывает свою кожурку-оболочку и пускает в землю корешки.
Нежный,зеленый росточек появляется на свет только благодаря мастерству Семени!с виду хрупкий, едва заметный, а дела вершит большие.многому он у семени научиля. Только родился, а уже день и ночь старается, растет. Ну просто молодец! Это он придумал веселую игру “Вырастайка”
Вскоре становится росток молодым деревцем. Его корни, ствол и ветви с утра до ночи дружно трудятся. Чтоб дерево большим и крепким стало, посылают они гостинцы друг другу полезные и вкусные. От того появляется на дереве изумрудная листва и маленькие бутоны. Раскрывают они свои белоснежные лепестки, осматриваются вокруг: все делом заняты. Хочется и им тоже что-то интересное и полезное сделать. Вот тут-то и начинается их красивая игра “Расцветайка”
А потом начинают цветки мал по малу превращаться в едва заметные зеленые яблочки. Теперь очередь плодов пробудиться, мастерство свое миру показать. Наливаются они соком, чтоб стать большими, да спелыми. С веточек спрыгивать не торопятся. Покачиваются на них и песенку напевают:
Всему свое время, дружок,-не спеши.
От малого к большему постепенно иди.
Мастерство нарабатывай день за днем.
Станешь тогда зрелым, полезным плодом!
Созревают яблоки ароматными, медово-сладкими. Сразу видно, не зря потрудились. Их удивительная игра называется “Созревайка”. Знаете, настоящие мастера всю свою жизнь в нее играют. Да,да! Уж очень она интересна и даже волшебная! Почему?
А вы взгляните во внутрь плода. Видите, как много теперь семян в каждом яблочке? В начале было всего одно единственное, а теперь полным-полно! Вот вам и созревание! Да просто мудрое семечко, росток, дерево, цветок и плод-настоящие мастера своего дела! А вы хотите стать мастерами? Тогда играйте каждый день в их веселые и удивительно красивые игры!
Физкультминутка (по выбору педагога)
Задания и вопросы по “Сказанию о Мастерстве”
- Нарисуйте мелом на полу солнышко и “Земную орбиту” вокруг него. Пройдитесь по этой “Земной орбите” попробуйте постепенно увеличивать свою скорость, стараясь не отклониться с условной орбиты в стороны.
Поиграйте в игру "Вращение”: одновременно идти по нарисованной орбите и медленно вращаться вокруг себя. Ответьте, легко ли выполнять такое движение очень точно и очень долго? Верно ли, что Земля- настоящая мастерица?
- Скажите, заслуживает ли нашей благодарности планета Земля за свое мастерство и заботу о всем живом? А нашего уважения и почтения?
Как вы думаете, что такое “Благоразумие”? В чем оно нужно человеку? Приведите примеры.
Приведите примеры, когда человек ведет себя не благоразумно? К чему это приводит?
- Придумайте и распределите между собой роли жителей планеты Земля и поиграйте в игру” Пробуждение” на Земле. Оказался ли, кто-то “засоней”?
Скажите, вам нравится солнечный свет? Для чего он нужен человеку?
Вы учитесь строить такие же теплые и светлые отношения? С кем и как?
Приносят ли пользу красивые, теплые отношения? Какую? Приведите примеры.
- Представьте и изобразите, как играет семя в игру "Пробуждение”.
- Кто вас будит дома по утрам? Быстро ли вы просыпаетесь? Во сколько часов? Почему именно в это время? Что самое первое вы видите, когда открываете глаза? (свет)
- Присядьте на корточки и покажите, как росточек тянется-прорастает к свету.
- Скажите, вы умеете играть в игру “Вырастай-ка”? В каких делах и как? Какие дела вы умеете делать хорошо? У кого вы этому мастерству научились? Бывает ли дело, которое у вас пока не очень получается выполнить?
- Изобразите своей позой “дерево” покажите движение ветвей и ствола дерева, когда слабый ветерок, сильный ветер, при безветрии. Покажите ладошками, как красиво распускается, закрывается и снова распускается бутон цветка. Покажите на рисунке, где у цветка лепестки и серединка?
- Можно ли сказать, что благодаря дружбе корней, ствола и кроны дерево крепкое и устойчивое?
- Покажите обеими ладонями, как менялся размер плода яблока, пока созревал (постепенное увеличение). Покажите, как меняется размер тела человека, когда он растет? (постепенно увеличивается)
- Вспомните, у кого обучились мастерству плоды яблок? (у семени, роста, дерева и цветка). Скажите, кем становится маленький ребенок, когда постепенно вырастает? (взрослым)
- Посчитайте, сколько семян в яблоке на рисунке? Вспомните и назовите игры, в которые играли семечко, росток, цветок и плод. Они вам понравились? Будете ли вы играть, а такие игры? Где, когда и с кем?
- Если все эти семена посадить в землю, то сколько вырастет деревьев? Куда делось мудрое семя, с которого все началось? Куда оно исчезло? А вы хотите стать настоящими мастерами, как семечко, дерево, цветок и плод? В каком деле вы хотите стать мастером? Что вы для этого сейчас делаете?
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации муниципального образования
Тихвинский район Ленинградской области
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Россияночка»
Викторина с родителями и детьми
Тема: «В стране финансовой грамотности»
Подготовила: воспитатель Функ Ольга Сергеевна
Тихвин
2023
Викторина с родителями и детьми подготовительной группы «В стране финансовой грамотности»
Цель: содействие развитию компетенций родителей/законных представителей в вопросах приобщения финансовой грамотности детей и создание условий для развития мотивации к усвоению финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
- Обобщить знания детей о финансовой грамотности, полученные ранее на предыдущих занятиях.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Форма проведения: викторина.
Участники викторины: воспитанники подготовительной к школе группы, родители.
Ход мероприятия.
Добрый день, дорогие друзья. Мы очень рады видеть вас на нашей викторине и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой.
Воспитатель: Сегодня в нашей викторине будут участвовать и наши родители, главные помощники.
Ребята, для этой игры мне нужно 2 команды. Что сделать, чтобы разделиться на 2 команды? Воспитанники: (предложения детей)
Воспитатель:
Предлагаю детей на команды: (на ковре лежат карточки, с предметами, которые можно купить за деньги и с предметами, которые нельзя приобрести, возьмите их и внимательно рассмотрите. Если вы выбрали товар, который можно купить – вы становитесь участниками команды «Копилки», а если этот предмет нельзя купить, то вы становитесь участниками команды «Монетки»).
Приглашайте своих родителей к себе в команду.
команда «Копилки»
- команда «Монетки»
Воспитатель приглашает детей вместе с родителями за столы. (табличка с названием команды, эмблемы для участников).
Вспомним правила:
- Слушаем внимательно вопрос
- Обсуждаем и даем ответ
- Не шумим - это главное правило
- За правильный ответ зарабатываем жетон
- Побеждает та команда, у которой большее количество жетонов
Все вопросы, загадки, задания будут касаться финансов, денег, монет, зарплаты…
Готовы! Приступаем!
Выберите капитанов, Капитаны выходите и тените номер, кто начнет игру. (капитаны тянут карточки с номерами)
раунд. (Взрослые) за ответы по 5 рублей.
Вопрос к первой команде (взрослым). Скажите, пожалуйста, о какой сказке идет речь?
-Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет, есть его будущая жена? (Крот, Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде (взрослым).
-Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
раунд. (Вместе) за ответы по 2 рубля, кто быстрее.
«Сложи картинку» - раздаются разрезные картинки, на которых изображены предметы (яблоко, помидор, кукла, хлеб) и люди (повар, водитель, врач, нужно собрать и сказать кто изображен, обобщить эти предметы одним словом:
-ПРОФЕССИИ,
-ТОВАР.
раунд. (Вместе)
Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется
«Сигнальщики». Команда «Копилки» хлопают, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Монетки» топают, если речь идет не о товаре.
- Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
- Маша сварила варенье для Гоши (не товар).
- На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
- Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).
- В издательстве напечатали много детских книг (товар) После каждого ответа еще раз - Почему?
- Сочинил детям игрушку (не товар)
раунд. Задание от дяди Федора (для детей)
«Здравствуйте ребята, я знаю, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести необходимо, подумать хватит ли денег на покупку.
Помогите мне распланировать семейный бюджет»
Игра «Доход-расход»
Командам предлагается одинаковый набор картинок. Команде «Рублики» надо выбрать картинки, на которых изображен доход, другой команде - где
расход (на магнитной доске) за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю.
Доход (пример картинок)
Зарплата папы
Пенсия бабушки и дедушки
Мама с папой продадут урожай фруктов Выиграть в лото
Студент получит стипендию (или ученик за отличную учебу) Мама получит зарплату (или сестра устроилась на работу) Расход (пример картинок)
Подарок на день рождения Оплата за садик
Всей семьей пойдете в кинотеатр Родители заплатят за свет в квартире Нужно подстричься в парикмахерской
Поездка на море
раунд. Задание от Крокодила Гены (взрослые и дети вместе)
«Я решил открыть собственное дело, что нужно сделать, чтобы мой товар продавался, и люди узнали о моем магазине»
На столе лежат игрушки, выберите одну и придумайте рекламу. Та команда, которая придумает рекламу интересней, заработает 10 рублей, а другая
команда 5 рубля.
Описательный рассказ составляем по схеме.
раунд (для детей).
Игра «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».
-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;
-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;
-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;
- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;
-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;
-Бережно относись к своим вещам?;
-Чаще пользуйтесь услугами такси?;
-Старайся больше ходить пешком?
-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?. После каждого ответа еще раз - Почему?
-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!
раунд (взрослые) за ответы по 1 рублю, кто быстрее.
«Экономические загадки»
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь. (товар)
- Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
- На товаре быть должна обязательна …. (цена)
- И врачу, и акробату Выдают за труд … (зарплату)
Подведение итогов викторины.
Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Все участники справились с заданиями. Молодцы! Подсчитайте количество монет, которые вы
заработали. Вот у вас уже есть стартовый капитал.
Воспитатель: Куда можно потратить эти деньги? (ответы).
Воспитатель: А еще их можно накопить. Простейшее и интересное занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». (воспитатель достает копилку)
Предварительный просмотр:
Квест-игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в страну экономики»
Задачи:
Образовательные: учить определять, для чего нам нужны деньги; формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; обогащать и активизировать словарь экономических терминов.
Развивающие: содействовать развитию восприятия, внимания, мышления,
Воспитательные: создать условия для воспитания разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; воспитывать уважительное отношение к труду.
Словарь экономических терминов:
• Банк, карта, копилка, деньги, товар, бюджет, доход, расход, покупка товаров, профессии
Материалы и оборудование: карта страны экономики, ключ- пазл,, игровое поле «Что можно и что нельзя купить за деньги», магнитные карточки «Профессии», игровизоры, перфокарты «Где хранят деньги», дидактическая игра «Магазины», мячик, сундучок с шоколадными монетками
Предварительная работа:
• Целевые прогулки: к банкоматам, к магазинам, рассматривание денежных знаков, беседы на темы: «Бюджет», «Деньги», «Товары», «Все профессии нужны», упражнения «Доход- расход», «Можно- нельзя».
Ход игры
Приветствие
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Создание игровой ситуации
- Ребята, сегодня утром мы с вами обнаружили в «центре экономики» сундучок. Но он закрыт. Королева экономики заколдовала ключ и спрятала его части в самых необычных местах. Поможете мне найти части ключа?
Для этого нам придётся отправиться в необычное путешествие в страну экономики.
- А кто из вас знает, что такое экономика? Экономика – это правила ведения хозяйства и наука, изучающая эти правила. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.
Задание
Королева экономики оставила нам карту, пройдя по которой и выполнив несколько её заданий, мы сможем собрать ключ и открыть наш сундучок. За каждое правильно выполненное задание мы с вами получим 1 часть ключа. Вы готовы?
Выполнение заданий
Блок «Труд, продукт (товар)» 1 этап движения по сюжету – «Магазины»
Посмотрим на карту. Чтобы попасть на первую станцию нам надо пройти вперёд 7 шагов.
Станция «Магазины».
У нас на складе очень много товара. Нужно распределить весь товар по магазинам.
За правильно выполненное задание получаете первую часть ключа
Блок «Труд, продукт (товар)» 2 этап движения по сюжету- «Отгадай профессию».
Чтобы попасть на вторую станцию, куда нам нужно проследовать?
Переходим ко 2 заданию. Давайте подумаем, что такое профессия? Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей).
- Я буду загадывать загадки, а вы называть профессию, о которой идёт речь и размешать на магнитной доске соответствующую фигурку. (Пожарный) (врач). (Космонавт) (Фотограф) (Строители) (швея) (Почтальон) (Полицейский)
(Пекарь /художник)
- За правильно выполненное задание получаете вторую часть ключа.
Блок «Деньги - цена (стоимость)» 3 этап движения по сюжету «Что можно купить за деньги?»
- Продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту. Куда же дальше лежит наш путь?
(Дети выполняют задание на игровом поле «Что можно купить за деньги»)
Дети получают третью часть ключа.
Блок «Деньги- цена (стоимость)» 4 этап движения по сюжету «Доход - расход»
А кто из вас знает за что можно получить деньги (за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия, пенсия, клад и т. д)
-Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД.
В каждой семье есть и доходы и расходы.
- Итак, переходим к следующему заданию.
Для этого нам необходимо встать в круг. Я буду вам бросать мячик, а вы отвечать, доход это или расход.
Мама получила зарплату- доход
Бабушка заболела- расход
Выиграла приз -доход
Потеряла кошелёк -расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
- Вы замечательно справляетесь с заданиями и заслужили следующую часть ключа.
Блок «Деньги - цена (стоимость)» 5 этап движения по сюжету – «Где хранят деньги» (задание с использованием игровизора)
Нас с вами ждёт последнее задание.
- Перед вами- игровизоры с карточками. Вам необходимо отметить плюсиком, где следует хранить деньги.
Мы получаем ещё 1 часть ключа.
Блок «Реклама: желания и возможности» 6 этап движения по сюжету – «Сочиняем рекламу»
- Нас с вами ждёт последнее задание.
Ребята, каждый день мы с вами видим и слышим рекламу. Реклама – это объявление о каком – то мероприятии или товаре. Для привлечения внимания покупателей.
- Вспомните, что можно рекламировать?
(Рекламировать можно всё что угодно: продукты, одежду, обувь, книги, игрушки, хозяйственно-бытовые товары, дома, машины и ещё многое другое.)
- Для чего служит реклама? (Реклама помогает покупателям узнать, где они могут купить нужные им вещи)
- Нас с вами ждёт последнее задание, выполнив которое, мы получим последнюю часть ключа.
- Мы работаем в рекламном агентстве, и от рекламодателя поступил заказ на рекламу товара. (Воспитатель предлагает придумать рекламу этого товара (из различных предметов на выбор, дети, передавая по очереди игрушку, сочиняют фразы для рекламы в соответствии с планом рассказа (на первых порах с помощью воспитателя, впоследствии после запоминания плана рассказа – самостоятельно).
План рекламного рассказа:
1-ый ребенок: Обратите внимание на наш товар, это ___
(название товара в соответствии с классификацией, название товара)
2-ой ребенок: Какой он ___
(перечисление признаков товара, лучших его качеств)
3-ий ребенок: уточняет характерные предмету качества (где растет, из чего сделан, какой запах и т. д.)
4-ый ребенок: ___ очень полезен и необходим каждому из вас, (название товара) потому что (уточнение причины необходимости товара)
5-ый ребенок: Приобретайте только сегодня и только у нас ___(название товара) и вы не пожалеете!
6-ой ребенок: подытоживает все сказанное детьми и повторяет полностью весь рассказ эмоционально и выразительно (поощряется творческая инициатива, если ребенок добавляет еще что-либо к общему рассказу).
-Вот мы и прошли последнее испытание и собрали все части ключа. Дети открывают сундучок и достают экономические книжки- раскраски.
Рефлексия
«Ребята, продолжите пожалуйста фразу: «Мне сегодня интересно было услышать про…»
Прощание Хорошо мы потрудились,
Мы играли и резвились,
Но прощаться нам пора!
До свидания, детвора!
Интернет- источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-yekonomicheskaja-igroteka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК....
Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"
Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....
Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».
В данной статье рассматривается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игры- сюжетно- ролевой и дидактиче...
«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»
В программе обосновывается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработан перспективный план и картотеки по экономическому в...
Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...
Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.
Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...
- Мне нравится (1)