Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФОП
методическая разработка (старшая группа)

Забелина Елена Андреевна
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности.  Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabelina_proektnaya_deyatelnost.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №15 «Снегирек»

ДОКЛАД

на тему

Организация проектной деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

 

Выполнила: Воспитатель

Забелина Елена Андреевна

2022

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Говоря о ДУ, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

 Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач образования. 

 Итак, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще во 2 половине 19 века в США. Основоположник Джон Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность воспитанника, согласовываясь с его личным интересом именно в этом знании. По Дьюи перед ребенком обязательно должна стоять проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для этого ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль воспитанников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов.  Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

* не было учителей, способных работать с проектами;

* не было разработанной методики проектной деятельности;

* чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

* «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

* отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки. Поэтому технологию проектной деятельности можно назвать инновационной среди образовательных технологий нашей страны.

Из всего выше сказанного, можно дать определение: Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Не зря выделены слова: цель, проблема, результат и оформление этого результата. Это ключевые слова в данном определении.

Говорят, что проект это пять «П», т.е. при организации и проведении проекта есть пять компонентов – это:

Проблема - должна быть актуальной, в старшем дошкольном возрасте– педагог подводит детей к проблеме, и они выявляют ее сами.

Планирование – это формулировка темы проекта в соответствии с проблемой, это обозначение цели и задач проекта, количество и возраст участников, продолжительность проекта и т. д.

Поиск информации – это непосредственная реализация проекта

Продукт – продуктом является запланированный результат

Презентация проекта – демонстрация продукта проекта окружающим

Актуальность включения проектной деятельности

в образовательный процесс ДОО

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин.

Во-первых, положения ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности.

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе

с детьми дошкольного возраста

Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ может быть достаточно продолжительным, поскольку специфика возраста и развития детей-дошкольников достаточно своеобразна и уникальна. Мы выделим несколько наиболее характерных особенностей.

  1. Необходимость участия воспитателя как организатора и
    координатора деятельности в проекте.
     Безусловно, данное участие
    должно быть ненавязчивым. Педагог должен понимать, что он лишь
    помощник на пути становления самостоятельности ребёнка и помощь не
    должна заключаться в назидании и выполнении за ребёнка определённых
    действий. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем?», «Я бы посоветовала использовать», «Мне кажется, что нужно…» и т.д.
  2. Необходимость заранее продумывать план деятельности проектасоставленный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в случае затруднений детей при планировании деятельности ненавязчиво предложить свои варианты.
  3. Необходимость создания педагогом пространства возможного, поскольку сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного» можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных атрибутов.
    Например, для решения проблемы выбора стаканчиков для сооружения подставок для карандашей, чтобы исследовательская деятельность была по- настоящему исследовательской, нужны много различных стаканчиков: стеклянных, пластмассовых, картонных, из пластиковых бутылок, с маленьким дном и с большим, с широким «горлышком» и с узким и т.д. Чтобы правильно произвести сравнение предметов, проанализировать их свойства и качества, выбрать подходящую форму, необходим правильный и грамотный подбор материалов. Ребёнок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор самостоятельно, но это очень затруднительно для дошкольника. Поэтому, создать данное пространство возможного должен воспитатель, где-то из того, что есть в группе, где-то прибегнув к помощи сотрудников или родителей.

Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в образовательной практике каждого дошкольного учреждения, так и в «арсенале» развивающих технологий компетентного педагога 21 века.

Особенности исследовательских, творческих и нормативных проектов в ДОО

Для того, чтобы педагоги ориентировались в сходствах, различиях, особенностях данных типов проектов, смогли более свободно «разворачивать» проектную деятельность с детьми как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе ежедневных режимных моментов, необходимо учитывать специфику детских проектов.

Начиная со старшей группы, одной из задач становится задача создания условий для совместной с детьми реализации проектов 3-х типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных типов проектов.

Исследовательские проекты

По мнению многих педагогов, наиболее сложными для реализации в детском саду являются исследовательские проекты.

Исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.), природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.), исторических событиях, условия жизни растений и т.п.

Возможная тематика исследовательских проектов:

  •  «Почему вода прозрачная?»
  • «Прочность материалов»
  • «Секреты наших растений»
  • «Как получаются сливки?»
  • «Тонет - не тонет»
  • «Почему исчезает вода?»
  • «Каким был наш город 100 лет назад?»
  • «Когда появляются улитки» и т.д.

Этапы исследовательского проекта

  1. этап: введение в проблему, предполагает знакомство детей с тематикой проекта, его смысловым значением.
  2. этап: формулирование проблемы или исследовательской задачи. На данном этапе возможны несколько вариантов:
  • коллективное формулирование и обсуждение одной проблемы и, соответственно, совместное выполнение мероприятий по её решению;
  • исследовательская задача определяется для каждого из детей или для малых подгрупп в зависимости от интересов и желаний детей.
  1. этапработа над проектом. Здесь дети, в зависимости от выбранного варианта (коллективного, подгруппового, индивидуального) деятельности, выполняют мероприятия по решению исследовательской задачи и оформляют проект в виде плаката, журнала, книги и т.п.
  2. этап: защита проекта. В день защиты проекта дети при помощи родителей или воспитателей вывешивают свои зарисовки на стендах. Затем каждый ребенок (если это индивидуальный проект) или выбранные представители (если это подгрупповой или коллективный проект) рассказывают о проделанной работе, указывая на соответствующие изображения, записи и т. п.
  3. этап: выставка проектов. Проведение выставки оформленных исследовательских проектов подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. Также данную выставку можно будет использовать для закрепления знаний детей о теме проекта в процессе обсуждения выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.

Творческие проекты

Творческие проекты - наиболее близкий и знакомый для воспитателей тип проектной деятельности. Основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт.

Возможная тематика творческих проектов:

  • «Что для мамы подарить?»
  • «Какой он, мир сказок?
  • «Встреча Нового года»
  • «Мир волшебных красок»
  • «Супер-шляпа»
  • «Журнал садовода»

Этапы творческого проекта

  1. этап: введение в проблему, предполагающий вхождение в смысл предстоящей деятельности.
  2. этап: формулирование творческой задачи или проблемы, которую нужно решить в ходе проведения проекта, и которая будет активизировать детей на последующую творческую деятельность.
  3. этап: обсуждение вариантов, выработка идей для творчества. На данном этапе возможны несколько вариантов развития событий:
  • совместный с детьми выбор темы проекта;
  • обсуждение вариантов действий по теме, предложенной воспитателем.

В первом случае тема проекта будет напрямую зависеть от интересов детей. Во втором случае от интересов и предпочтений детей будет зависеть содержание деятельности.

В завершении III этапа творческого проекта можно предложить детям зарисовать свои идеи и подготовить сообщения к защите (возможно, при помощи родителей или объединившись в малые группы).

  1. этапзащита идей. При проведении защиты выдвигаемых детьми идей и вариантов деятельности можно предложить план опорных вопросов, на которые дети должны будут дать ответы:
  • Что ты предлагаешь?
  • Кто может участвовать?
  • Почему это интересно? и т.п.

На знакомство с идеями, выдвигаемыми детьми, можно потратить от одного до нескольких дней (в зависимости от масштаба проекта), предоставив возможность детям в обстановке свободного общения передавать и разъяснять друг другу свой замысел.

  1. этап: голосование. По завершении защиты идей можно организовать своеобразное голосование с помощью фишек, флажков, наклеек и т.п., которыми дети должны будут подтвердить свой выбор одного или нескольких вариантов, в зависимости от установки воспитателя. Воспитатель может дать такую установку примерно следующим образом: «В проекте примут участие 4 идеи, набравшие большее количество наклеек» (если выбираются действия) или «Победит та тема проекта, которая наберёт большее количество фишек» (если выбирается тема проекта) и т.п.
  1. этап: составление плана действий. Когда идея или идеи выбраны, можно обсудить вопрос «Как будем действовать?». После обсуждения составить план, определить последовательность действий, варианты итоговых мероприятий и т.д.
  1. этапвыполнение плана проекта. Воспитатель помогает детям организовать работу над проектом: распределиться на команды или раздать индивидуальные поручения, привлечь родителей, специалистов детского сада ит.п.                                                                                                                                                              
  2.  этап: презентация. Проведение итоговых мероприятий проекта (праздника, выставки, концерта, презентация книги, журнала и т.п.), собственно для чего и был задуман весь проект.

Нормативные проекты

Программа трактует нормативный проект как деятельность, направленную на выработку определённых норм и правил поведения в детском коллективе.

Многие педагоги совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечают, что реализация нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского коллектива. Сюда можно включить и ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности поведения, дорожного движения - всё это тоже можно включить в тематику нормативных проектов.

Возможная тематика нормативных проектов:

  • «Правила поведения в группе»
  • «Что такое доброта?»
  • «Почему нужно помогать младшим?»
  • «Полезные привычки»
  • «Полезная еда»
  •  «Здоровье - это движение»
  • «Почему нужно мыть руки» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Опыт организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

На педагогическом совете МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка" был представлен опыт организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а именно в проектах «Моя Р...

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Огород на окне. Лук репчатый"

Доказать, что растения питаются и растут. Формировать познавательный интерес к растениям в целом и выращиванию репчатого лука в комнатных условиях....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Материал для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает понятие проектной деятельности, структуру проекта, типы проекта и этапы внедрения проекта....