Мастер-класс "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Материал для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает понятие проектной деятельности, структуру проекта, типы проекта и этапы внедрения проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 319.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
1.Игра «Ассоциация» (педагоги в кругу)
У ведущего в руках мяч. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Ассоциация». Я назову слово и передам мяч своему соседу слева. Он должен быстро назвать слово-ассоциацию на мое слово и передать мяч следующему. Это могут быть разные слова, но логически связаны друг с другом.
Например: остановка – час пик - люди – автобус – деньги – билет – толкучка…
Ведущий произносит: ветка тополя.
(когда мяч возвращается к ведущему, он произносит слово: проект)
Вот так незатейливо мы с вами создали проект под названием?..«…»
Так что же такое проект?
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
2.Для закрепления понятия ассоциации предлагаем вам составить «Мыслительные карты» - это один из способов разработки проектов.
Метод «Мыслительных карт» представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
Основателем этого метода (техники) является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы.
В центре листа размещаем основную тему - пишем слово или рисунок. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом)
Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавляет к каждому слову картинку или рисунок, обозначающий данное слово.
Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.
Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
3.Рассмотрим еще один способ разработки проектов «Модель трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом? (Что сделать, чтобы узнать?)
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? »
Примерные символы - сбора информации в картинках.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.
• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;
• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;
• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;
• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;
• провести фотовыставку «Дачные ягодки».
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний; дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Уважаемые коллеги, мы предлагаем Вам разделиться на команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и «Метод Мыслительная карта», и представить свой проект.
4.Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это пять «П»: (педагогам предлагается разгадать кроссворд)
П | Р | О | Е | К | Т | ||||||||||
П | р | о | б | л | е | м | а | ||||||||
П | р | о | е | к | т | и | р | о | в | а | н | и | е | ||
П | о | и | с | к | и | н | ф | о | р | м | а | ц | и | и | |
П | р | о | д | у | к | т | |||||||||
П | р | е | з | е | н | т | а | ц | и | я |
Проблема (сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения)
Проектирование (планирование) (это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем)
Поиск информации (это последовательность действий, нахождение информации из внешней среды)
Продукт (результат деятельности проекта)
(практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.)
Презентация (способ донесения информации или идеи до целевой аудитории)
4.Типы проектов:
-Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
-Ролево-игровые: проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по-своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.;
-Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Итогами проекта могут стать: оформление и дизайн группы, витражи, рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;
-Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Значимы и следующие виды проектов: комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные. Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
5.По продолжительности проекты бывают:
-краткосрочными (1- 4 недели);
-средней продолжительности (от 1 месяца);
-долгосрочные (полугодие, учебный год).
6.Основные этапы внедрения проекта:
Их 3.
Первый этап – Подготовительный (Диагностический) Выбор темы.(сюда можно отнести «Модель 3х вопросов» и «Метод мыслительная карта», здесь же идет работа с метод.литературой по теме проекта)
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
-педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
-вовлекает дошкольников в решение проблемы;
-намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
-обсуждает план с семьями на родительском собрании;
-обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
-вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
-собирает информацию, материал.
Второй этап - Основной – практический. Здесь происходит Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Познавательная активность на данном этапе активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
-использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
-проводит непосредственно образовательную деятельность, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап - Заключительный Презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
7.Критерии проектов:
1. Актуальность, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, аргументированность предлагаемых воспитателем решений, подходов.
4. Оформление проекта.
Вывод:
Таким образом, использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
8.Как правильно разрабатывать проект:
Если вы беретесь за разработку более глобальных проектов, которые хотите представить на конкурсе определенного уровня, то мы вам можем предложить примерную схему оформления проекта.
Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определенного уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Из всего выше сказанного видно, что проекты ориентированы на интересы конкретных людей и если вы куда-то решаетесь отправить свой проект, то должны четко уяснить цели проведения данного конкурса и требования, которые предъявляют организаторы конкурсов.
Итак, для начала вы должны собрать команду проекта, определить руководителя проекта, разработать идею (идей должно быть несколько, чтобы выбрать одну; идея – предлагаемый вами способ влиять на проблемную ситуацию, понятное и обоснованное описание того, что именно вы планируете делать. Это способ перехода от имеющейся ситуации к желаемой), определить проблему, составить план работы каждого автора проекта, оценить ресурсы, составить бюджет проекта (расходы, доходы), указать сроки проекта, продукт (то, что мы передаем или то, что обещаем передать), результат (численный показатель)
Содержание проекта:
1. Актуальность проблемы.
2. Цель
3. Задачи
4. Объект исследования
5. Предмет исследования.
6. Гипотеза ((от греч. hipothesis - основание, предположение) - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления; предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство)
7. Участники проекта.
8. Сроки реализации.
II. Этапы проекта:
II.1. Подготовительный (диагностический).
II.2. Основной (практический)
II.3. Заключительный.
Ожидаемый результат.
III. Выводы
IV. Смета проекта.
V. Приложение.
Такие требования к оформлению предъявляют федеральные конкурсы.
8.Конкурсы на Республиканском уровне разработанный проект предлагают заполнять в виде таблицы.
Таблица. Матрица проекта
Матрица проекта | ||||
1 | Название проекта | |||
2 | Тема проекта | |||
3 | Проблемное поле проекта | |||
4 | Цель | |||
5 | Задачи | |||
6 | Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта) | |||
7 | Описание продукта, полученного в результате проекта | |||
8 | Вид проекта | |||
9 | Состав участников | |||
10 | Интеграция образовательных областей | |||
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
11 | Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта | |||
12 | Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта | |||
13 | Планируемое время на реализацию проекта по этапам | |||
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки | |
1 | Поисковый | |||
2 | Аналитический | |||
3 | Практический | |||
4 | Презентационный | |||
5 | Контрольный | |||
14 | Организационные формы работы над проектом | |||
№№ пп | Формы работы | Название | Сроки | |
1 | Непосредственно образовательная деятельность | |||
2 | Наблюдение | |||
3 | Экспериментирование, моделирование | |||
4 | Экскурсии | |||
5 | Самостоятельная работа детей | |||
6 | Взаимодействие с родителями | |||
7 | Групповое обсуждение | |||
15 | Форма проведения презентации | |||
Таблица. Проектная карта
Проектная карта | |||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | ||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Возможное задание на выходные (творческое или исследовательское) | ||
1 | Непосредственно образовательная деятельность | ||||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | ||||||
3 | Рассказывание | ||||||
Чтение художественной литературы | |||||||
4 | Экспериментирование, моделирование | ||||||
5 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | ||||||
6 | Художественно-творческая деятельность:- | ||||||
рисование | |||||||
аппликация | |||||||
лепка | |||||||
7 | художественное конструирование | ||||||
8 | восприятие произведений изобразительного искусства | ||||||
9 | и т.д. |
Мы вам предлагаем в командах заполнить представленные таблицы по теме:
Рефлексия. Упражнение «Мишень. Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам оценить наше мероприятие и прикрепить к мишени фишки. Если вы желаете работать в проектном режиме – прикрепите зеленую фишку. Если вы понимаете материал – прикрепите зелёную фишку. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....
Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».
laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...