Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по духовно-нравственному воспитанию
«Дорогою добра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarenkova_yu.a._dop_dorogoyu_dobra.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2022 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» ____________ Горбунова А.Н. Приказ № ___ от ______2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по духовно-нравственному воспитанию
«Дорогою добра»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Макаренкова Юлия Александровна, социальный педагог
Смоленск
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорогою добра» является программой духовно-нравственной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют».
Актуальность программы:
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в том, что она построена в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основывается на научные теории о единстве духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Она призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, благодаря включенности его в отечественную культуру, что содействует сохранению духовного здоровья детей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания старшего дошкольника.
Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 32 академических часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- игра;
- виртуальные экскурсии
Цель программы: Формирование духовно - нравственной основы личности ребенка.
Задачи
- образовательные:
- способствовать развитию представлений и понятий о мироустроении и миропорядке; обществе, о российском народе и его культуре;
- познакомить детей с правилами этикета, правилами доброй, совестливой, нравственной жизни с людьми и миром.
- знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- развивающие:
- развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства,
обогащать словарный запас.
- развивать музыкальную культуру, любовь к классической, духовной и народной музыке.
- воспитательные:
- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
- создать условия для восприятия целостной картины мира.
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Планируемые результаты
- личностные:
1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира вышнему.
2. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
3. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
4. Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
6. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
7. Деятельное отношение к труду.
8. Ответственность за свои дела и поступки.
Условия реализации программы:
- групповая комната, оснащенная столами, стульями, учебной доской;
- ноутбук;
- наглядный демонстрационный материал.
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ, тестирования.
- Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание.
- Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
«Сказочное слово» | 2 | 1 | 1 | Тест, беседа, наблюдение | |
«Напутственное слово» | 2 | 1 | 1 | Беседы, игры, педагогическое наблюдение. | |
«Жизненный путь» | 2 | 1 | 1 | Беседы, игры, педагогическое наблюдение. | |
«Светлый образ» | 4 | 2 | 2 | Практическое задание. | |
«Великий чудотворный образ» | 2 | 1 | 1 | Беседы, опрос, педагогическое наблюдение. | |
«Мастера и рукодельницы» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ выполнения творческих работ. | |
«Старание и терпение» | 2 | 1 | 1 | Практическое задание. | |
«Семейные традиции» | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, анализ выполнения творческих работ. | |
«Книга- праздник души» | 4 | 1 | 3 | Практическое задание, анализ выполнения творческих работ. | |
Итого: | 32 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Сказочное слово»
Теория: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова».
Практика:
1. «Путешествие по сказкам». Викторина.
2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре.
3. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка»
Раздел 2. «Напутственное слово»
Теория: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова», развитие умения общаться в паре.
Практика: 1. Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие»
Сюжетно- ролевая игра «Путешествие».
Раздел 3. «Жизненный путь»
Теория: Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Практика: Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.
Раздел 4. «Светлый образ»
Теория: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа», повествование о Рождестве Христовом.
Практика: рождественский подарок – «Кудрявая овечка».
Раздел 5. «Великий чудотворный образ»
Теория: «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского».
Практика: рассматривание иконы прп. Сергия Радонежского.
Раздел 6. «Мастера и рукодельницы»
Теория: Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам).
Практика: «Русские узоры» Оформление альбома (рисунки)
Раздел 7. «Старание и терпение»
Теория: «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении.
Практика: Мастерская «Самоделки»
Раздел 8. «Семейные традиции»
Теория: Разговор - беседа о семейных традициях.
Практика: создание фото - газеты «Семейные традиции».
Раздел 9. «Книга- праздник души»
Теория: «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги).
Практика: «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки.
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
Сентябрь | «Сказочное слово» | 1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | 2 | Тест, беседа, наблюдение | |
Октябрь | «Напутственное слово» | 1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно- ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в паре. | 2 | Беседы, игры, педагогическое наблюдение. | |
Ноябрь | «Жизненный путь» | 1. «Моя бабушка была…» Работа в микрогруппах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. «Кем я хочу стать» Оформление альбома. | 2 | Беседы, игры, педагогическое наблюдение. | |
Декабрь | «Светлый образ» | 1. Беседа -повествование о Рождестве Христовом. 2. Рождественский подарок – «Кудрявая овечка». (продуктивная деятельность) | 4 | Практическое задание. | |
Январь | «Великий чудотворный образ» | 1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание иконы. | 2 | Беседы, опрос, педагогическое наблюдение. | |
Февраль | «Мастера и рукодельницы» | 1. «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 2. «Русские узоры» Оформление альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье) | 4 | Педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ выполнения творческих работ. | |
Март | «Старание и терпение» | 1. «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделки»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. | 2 | Практическое задание. | |
Апрель | «Семейные традиции» | 1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление фотогазеты «Семейные традиции». | 2 | Устный опрос, анализ выполнения творческих работ. | |
Май | «Книга- праздник души» | 1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки. | 4 | Практическое задание, анализ выполнения творческих работ. |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
Проведение занятий по направлению «Социокультурные истоки» по духовно-нравственному воспитанию. Дополнительная образовательная программа по направлению «Социокультурные истоки» по духовно-нравственному воспитанию.
1.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.
2. Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с.
3. Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.
Дидактический материал и наглядный материал
Иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал, аудиоматериал.
Описание общей методики работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно - дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Методы обучения
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- Игровые, развивающего обучения
- ИКТ-технологии
- Здоровьесберегающие
- Личностно-ориентированного обучения
- Проектного обучения
- Дифференцированного обучения
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
К концу обучения дети должны:
Знать:
- основные понятия и представления о мироустроении и миропорядке в православной культуре; правила этикета, правила доброй, совестливой нравственной жизни в семье, с людьми и миром;
- историю своей семьи, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего;
Уметь:
- рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям; уметь заботиться о пожилых членах семьи; называть традиции родного края, достопримечательности родного города; рассказывать об основных православных праздниках; основных нравственных понятиях; рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, ценности народной мудрости; рассказывать о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, уметь любить Родину, уважать историческое прошлое.
Результативность программы определяется следующими исследованиями:
-педагогическое наблюдение;
-беседа;
-анкетирование родителей;
- диагностика.
Педагогическое наблюдение направлено на изучение межличностных отношений в коллективе, отношений с родителями.
Позволяет отслеживать рост в формировании умений и навыков, понимании и принятии основных нравственных ценностей.
Показатели духовно-нравственного развития дошкольников:
1.Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2.Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4.Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5.Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6.Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7.Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8.Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9.Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
Беседа, опрос проводятся в ходе всего занятия для выявления первоначального уровня знаний на духовно-нравственную тематику, отношения к изучаемому материалу, уровня полученных знаний.
Анкетирование родителей на темы:
- «Актуальность духовно-нравственного воспитания» (приложение 2) - проводится в начале обучения.
- «Критерии духовно-нравственной воспитанности ребенка» (Приложение 3) - проводится в начале и конце учебного курса.
Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии».
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
VI. ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. – М.: Просвещение, 2009.
3. Духовные основы развития личности в современном российском обществе. –Уфа, 2010 г.
4. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 80 с.
5. Гребеньков В, архимандрит Зиновий (), , . Основы православной культуры: учебная программа / Курск. гос. ун-т – Курск, 2010. – 92 с.
6. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.- 64 с.
7. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов/. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 64 с.
8. Истоковедение. Духовно-нравственное и воспитание дошкольников в контексте истоковедения. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.- 320 с
9. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2015. – 126 с.
10. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2017.-320 с. , ,
11. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 192 с. , ,
12. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 176 с.
13. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. – АРКТИ, 2014.- 80 с. ,
14. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
15. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение/авт. – Волгоград: Учитель.2014 -131с.
16. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 2011 – 291 с.
17. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря.-Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с. ,
18. Хухлаев /О. Е., Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2017. – 176 с.
19. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»)./ Редактор составитель . – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. – 368 с.
20. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Анкета для родителей
«Актуальность духовно-нравственного воспитания»
Цель: выявление предпочтений родителей в духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей.
1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
А) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,
б) мы все больше в этом убеждаемся,
в) с этим утверждением мы не согласны.
Г) другой ответ.
3. Участие священнослужителей в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, которые проводятся в ДОУ:
а) очень помогает, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но и родителям и педагогам,
б) дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие,
в) мы воздерживаемся от ответа,
г) другой ответ.
4. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?
А) о православных праздниках,
б) о традициях нашей культуры,
в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?
А) подаем пример в семье,
б) читаем духовно-нравственную литературу
в) экскурсии по культурным достопримечательностям.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
А) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,
б) достойным гражданином своей страны,
в) уважительным к людям,
г) патриотом своей Родины,
д) умеющим дать нравственную оценку поступкам.
Спасибо Вам за предоставленные ответы!
Приложение 3
Анкета для родителей
«Критерии воспитанности ребенка»
Цель - определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.
Оцените критерии воспитанности по пятибалльной системе.
Отношение к старшим:
Вежливость в общении
Послушание в выполнении заданий
Оказание посильной помощи нуждающимся в ней
Доброжелательное отношение к старшим
Отношение к сверстникам:
Активное участие в совместной деятельности и играх
Чувство эмпатии
Отношение к самому себе
Умение аргументировать свою позицию
Самокритичность; уверенность в себе
Лидерские качества
Отношение к семье:
Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам
Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости
Выполняет ли поручения старших
Проявляет ли заботу о членах семьи
Правильно ли реагирует на замечания
Вежлив ли в общении со всеми членами семьи
Критерии оценки работ детей
Самостоятельность в работе:
Самостоятельное участие и выполнение заданий, поручений
Выполнение действий с помощью взрослого
Трудоемкость:
Выполнение сложных поручений
Оригинальность работы
Оригинальность выполнения задания
Использование различных средств выразительности
Вариативность, образность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности духовно-нравственного воспитания «Родник»
laquo;Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный годАннотация к прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет...