Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогою добра»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenkova_yu.a._dop_dorogoyu_dobra.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ  «Детский сад № 8 «Салют»

____________ Горбунова А.Н.

Приказ № ___ от ______2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогою добра»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Макаренкова Юлия Александровна, социальный педагог

Смоленск

2022

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Дорогою добра» является программой духовно-нравственной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют».

Актуальность программы:

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в том, что она построена в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основывается на научные теории о единстве духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Она призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, благодаря включенности его в отечественную культуру, что содействует сохранению духовного здоровья детей.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания старшего дошкольника.

Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 32 академических часа.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.

Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Виды занятий:

- беседа;

- практическое занятие;

- игра;

- виртуальные экскурсии

           Цель программы: Формирование духовно - нравственной основы личности ребенка.

Задачи

  • образовательные:

- способствовать развитию представлений и понятий о мироустроении и миропорядке; обществе, о российском народе и его культуре; 

- познакомить детей с правилами этикета, правилами доброй, совестливой, нравственной жизни с людьми и миром.

- знакомство с формами традиционного семейного уклада.

  • развивающие:

- развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства,

обогащать словарный запас.
- развивать музыкальную культуру, любовь к классической, духовной и народной музыке.

  • воспитательные:

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

- создать условия для восприятия целостной картины мира.
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Планируемые результаты

  • личностные:

 1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира вышнему.
2. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
3. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
4. Субъективное психо - эмоциональное благополучие.

5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

6. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

7. Деятельное отношение к труду.

8. Ответственность за свои дела и поступки.

Условия реализации программы:

-  групповая комната, оснащенная столами, стульями, учебной доской;

-  ноутбук;

-  наглядный демонстрационный материал.

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ, тестирования.
  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание.
  • Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Сказочное слово»

2

1

1

Тест, беседа, наблюдение

«Напутственное слово»

2

1

1

Беседы, игры, педагогическое наблюдение.

«Жизненный путь»

2

1

1

Беседы, игры, педагогическое наблюдение.

«Светлый образ»

4

2

2

Практическое задание.

«Великий чудотворный образ»

2

1

1

Беседы, опрос, педагогическое наблюдение.

«Мастера и рукодельницы»

4

1

3

Педагогическое наблюдение, устный  опрос, анализ выполнения творческих работ.

«Старание и терпение»

2

1

1

Практическое задание.

«Семейные традиции»

2

1

1

Устный опрос, анализ выполнения творческих работ.

«Книга- праздник души»

4

1

3

Практическое задание, анализ выполнения творческих работ.

Итого:

32

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Сказочное слово»

Теория: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова».

Практика: 

1. «Путешествие по сказкам». Викторина.

2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре.

3. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» 

Раздел 2. «Напутственное слово»

Теория: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова», развитие умения общаться в паре.

Практика: 1. Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие»

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие».

Раздел 3. «Жизненный путь»

Теория: Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Практика: Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.


Раздел 4. «Светлый образ»

Теория: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа», повествование о Рождестве Христовом.

Практика: рождественский подарок – «Кудрявая овечка».

Раздел 5. «Великий чудотворный образ»

Теория: «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского».

Практика: рассматривание иконы прп. Сергия Радонежского.

Раздел 6. «Мастера и рукодельницы»

Теория: Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам).

Практика: «Русские узоры» Оформление альбома (рисунки)

Раздел 7. «Старание и терпение»

Теория: «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении.

Практика: Мастерская «Самоделки»

Раздел 8. «Семейные традиции»

Теория: Разговор - беседа о семейных традициях.

Практика: создание фото - газеты «Семейные традиции».

Раздел 9. «Книга- праздник души»

Теория: «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги).

Практика: «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Сентябрь

«Сказочное слово»

1. «Путешествие по сказкам». Викторина.

2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре.

Оформление альбома: рисунок «Моя любимая сказка»

2

Тест, беседа, наблюдение

Октябрь

«Напутственное слово»

1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие»

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие».

  2. «Напутственное слово». Работа в паре.

2

Беседы, игры, педагогическое наблюдение.

Ноябрь

«Жизненный путь»

1. «Моя бабушка была…» Работа в микрогруппах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь».

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

2. «Кем я хочу стать» Оформление альбома.

2

Беседы, игры, педагогическое наблюдение.

Декабрь

«Светлый образ»

1. Беседа -повествование о Рождестве Христовом.

2. Рождественский подарок – «Кудрявая овечка». (продуктивная деятельность)

4

Практическое задание.

Январь

«Великий чудотворный образ»

1- 2 «Великий чудотворный Образ»

Работа в круге: разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание иконы.

2

Беседы, опрос, педагогическое наблюдение.

Февраль

«Мастера и рукодельницы»

1. «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей.

Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами.

2. «Русские узоры» Оформление альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье)

4

Педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ выполнения творческих работ.

Март

«Старание и терпение»

1. «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении.

Работа в паре: «Старание и терпение».

2. Мастерская «Самоделки»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру.

2

Практическое задание.

Апрель

«Семейные традиции»

1. «Традиции нашей семьи»

Работа в круге: разговор о семейных традициях.

2. «Семейные традиции» Оформление фотогазеты «Семейные традиции».

2

Устный опрос, анализ выполнения творческих работ.

Май

«Книга- праздник души»

1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги).

2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки.

4

Практическое задание, анализ выполнения творческих работ.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

Проведение занятий по направлению «Социокультурные истоки» по духовно-нравственному воспитанию.        Дополнительная образовательная программа по направлению «Социокультурные истоки» по духовно-нравственному воспитанию.        

1.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.

2. Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с.

3. Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.

Дидактический материал и наглядный материал

Иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал, аудиоматериал.

Описание общей методики работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).

2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.

3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно - дидактических игр.

5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Методы обучения

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  • Игровые, развивающего обучения
  • ИКТ-технологии
  • Здоровьесберегающие
  • Личностно-ориентированного обучения
  • Проектного обучения
  • Дифференцированного обучения

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:  

К концу обучения дети должны:

Знать:

- основные понятия и представления о мироустроении и миропорядке в православной культуре; правила этикета, правила доброй, совестливой нравственной жизни в семье, с людьми и миром;

- историю своей семьи, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего;

Уметь:

- рассказать  о своей семье,  опираясь  на  такие нравственные качества,  как любовь к самым близким людям; уметь  заботиться о пожилых членах семьи; называть традиции родного края, достопримечательности родного города; рассказывать  об  основных православных праздниках; основных нравственных понятиях; рассказывать  о народной культуре, её богатстве и красоте, ценности народной мудрости; рассказывать о воинах и защитниках русской земли,  иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, уметь любить Родину,  уважать историческое прошлое.

Результативность программы определяется следующими исследованиями:

-педагогическое наблюдение;

-беседа;

-анкетирование родителей;

- диагностика.

Педагогическое наблюдение направлено на изучение межличностных отношений в коллективе, отношений с родителями.

Позволяет отслеживать рост в формировании умений и навыков, понимании и принятии основных нравственных ценностей.

Показатели духовно-нравственного развития дошкольников:

1.Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2.Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

4.Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

5.Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6.Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7.Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8.Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9.Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Беседа, опрос проводятся в ходе всего занятия для выявления первоначального уровня знаний на духовно-нравственную тематику, отношения к изучаемому материалу, уровня полученных знаний.

Анкетирование родителей на темы:

- «Актуальность духовно-нравственного воспитания» (приложение 2) - проводится в начале обучения.

- «Критерии духовно-нравственной воспитанности ребенка» (Приложение 3) - проводится в начале и конце учебного курса.

Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.

У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

Диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии».

В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.


VI. ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. – М.: Просвещение, 2009.

3. Духовные основы развития личности в современном российском обществе. –Уфа, 2010 г.

4. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 80 с.

5. Гребеньков В, архимандрит Зиновий (), , . Основы православной культуры: учебная программа / Курск. гос. ун-т – Курск, 2010. – 92 с.

6. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.- 64 с.

7. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов/. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 64 с.

8. Истоковедение. Духовно-нравственное и воспитание дошкольников в контексте истоковедения. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-  320 с

9. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2015. – 126 с.

10. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию  и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2017.-320 с. , ,

11. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию  и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 192 с. , ,

12. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию  и социальному воспитанию/Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 176 с.

13. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. – АРКТИ, 2014.- 80 с. ,

14. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

15. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение/авт. – Волгоград: Учитель.2014 -131с.

16. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 2011 – 291 с.

17. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря.-Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с. ,

18. Хухлаев /О. Е., Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2017. – 176 с.

19. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»)./ Редактор составитель . – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. – 368 с.

20. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.


VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 

Приложение 1

 Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

 Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Анкета для родителей

«Актуальность духовно-нравственного воспитания»

Цель: выявление предпочтений родителей в духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей.

1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

А) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,

б) мы все больше в этом убеждаемся,

в) с этим утверждением мы не согласны.

Г) другой ответ.

3. Участие священнослужителей в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, которые проводятся в ДОУ:

а) очень помогает, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но и родителям и педагогам,

б) дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие,

в) мы воздерживаемся от ответа,

г) другой ответ.

4. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

А) о православных праздниках,

б) о традициях нашей культуры,

в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.

5. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?

А) подаем пример в семье,

б) читаем духовно-нравственную литературу

в) экскурсии по культурным достопримечательностям.

6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

А) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,

б) достойным гражданином своей страны,

в) уважительным к людям,

г) патриотом своей Родины,

д) умеющим дать нравственную оценку поступкам.

Спасибо Вам за предоставленные ответы!

Приложение 3

Анкета для родителей

«Критерии воспитанности ребенка»

Цель - определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.

Оцените критерии воспитанности по пятибалльной системе.
Отношение к старшим:

Вежливость в общении

Послушание в выполнении заданий

Оказание посильной помощи нуждающимся в ней

Доброжелательное отношение к старшим

Отношение к сверстникам:

Активное участие в совместной деятельности и играх

Чувство эмпатии

Отношение к самому себе

Умение аргументировать свою позицию

Самокритичность; уверенность в себе

Лидерские качества

Отношение к семье:

Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам

Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости

Выполняет ли поручения старших

Проявляет ли заботу о членах семьи

Правильно ли реагирует на замечания

Вежлив ли в общении со всеми членами семьи

Критерии оценки работ детей

Самостоятельность в работе:

Самостоятельное участие и выполнение заданий, поручений

Выполнение действий с помощью взрослого

Трудоемкость:

Выполнение сложных поручений

Оригинальность работы

Оригинальность выполнения задания

Использование различных средств выразительности

Вариативность, образность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности духовно-нравственного воспитания «Родник»

laquo;Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный годАннотация к прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет...