Статья "Верный способ патриотического воспитания - наследование нравственных ценностей"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

«Верный способ патриотического воспитания - наследование нравственных ценностей»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Выросло поколение людей, а среди них и родители наших дошкольников, которые на себе почувствовали пробелы в знании истории Отечества, у молодёжи отсутствуют общечеловеческие идеалы, утрачены такие социальные черты, как патриотизм.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сейчас, «в свое русло», постепенно возвращается национальная память, и у молодого поколения людей появилась необходимость вспомнить забытые традиции своего народа, вернуться, к такому вечному понятию, как Родина. А также привить своим детям народную культуру, обратить их к наследию своих предков, воспитать уважение и гордость за землю, на которой живут, привить им желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство нашей Родины.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

 Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Ведь то, что закладывается человеку с младшего возраста, откладывается в его сознании надолго и, если в системе налажена эта работа, то – навсегда.

Для того чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, мы в своей работе уделяем большое внимание истории и культуре русского и хакасского народов. Даем представление о Хакасии, как многонациональной республике. Рассказываем об обычаях и обрядах, о национальных особенностях характера и быта наших предков. Знакомим с народными костюмами, музыкальными инструментами, играми.

В группе оформлен патриотический уголок с информационным и дидактическим материалом, который знакомит детей с краеведческими сведениями о Хакасии, её столицей, с государственной символикой. Он оснащен картами, флагами, гербами России и Хакасии, наборами открыток о Хакасии и Саяногорске: «Хакасия - мой край», «Мой город Саяногорск», «Абакан - столица Хакасии». Есть в уголке куклы в национальной одежде, альбомы с достопримечательностями городов Абакана и Саяногорска, своей «малой Родины». Ребенок приобщается к богатствам национальной и мировой культуры и учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Мы хотим, чтобы за короткий период дошкольного детства, наши дети получили начальные представления о возникновении Государства Российского, узнали как можно больше о Российской Армии, о героических подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы активно принимаем участие в конкурсах, посвященных Великой победе, оформляем альбомы с военной тематикой, организуем выставки рисунков «Победе - Салют!», проводим акцию «Георгиевская ленточка». Мы стараемся поднять престиж защитников Отечества, расширяя представления детей о российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Читаем рассказы о старинных славных богатырях земли русской, о героях Великой Отечественной войны. Не секрет, что в нелегком деле воспитания патриотических чувств у ребенка, огромную роль играет семья. Мы разрабатываем мероприятия, направленные на развитие интереса у детей к своей семье, родословной, к семейным праздникам, прививая им любовь и уважение, друг к другу. Вместе с родителями участвуем в детских утренниках, праздниках, экскурсиях. Организуем с детьми выставки фотографий, из домашних фотоальбомов «Это - Моя семья», «Семейный альбом», где дети делятся своими рассказами о родителях, дедушках, бабушках, о своей семье, о семейных традициях и праздниках. Так постепенно, в результате целенаправленной систематической работы у родителей появляется чувство необходимости и нужности в воспитании у детей патриотических чувств, а у детей накапливаются знания о родном крае, начинает формироваться чувство любви и привязанности к своей Родине, уважительное отношение к людям других национальностей, толерантность. Ведущим методом данной работы выступало убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя.

Процесс воспитания любви к Родине не должен сводиться просто к накоплению определенных знаний у детей, а важно, чтобы у них возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Такие чувства не могут возникать сразу, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Воспитывая будущее поколение, мы должны знать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель и созидатель нашего государства, обществу нужно крепкое, надежное будущее, а – это наследование нравственных и этических ценностей родной культуры.

 Наследовать – значит делать своим, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, беречь и укреплять, а потому это верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своему Отечеству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Верный способ патриотического воспитания - наследование нравственных ценностей»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Выросло поколение людей, а среди них и родители наших дошкольников, которые на себе почувствовали пробелы в знании истории Отечества, у молодёжи отсутствуют общечеловеческие идеалы, утрачены такие социальные черты, как патриотизм.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сейчас, «в свое русло», постепенно возвращается национальная память, и у молодого поколения людей появилась необходимость вспомнить забытые традиции своего народа, вернуться, к такому вечному понятию, как Родина. А также привить своим детям народную культуру, обратить их к наследию своих предков, воспитать уважение и гордость за землю, на которой живут, привить им желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство нашей Родины.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

 Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Ведь то, что закладывается человеку с младшего возраста, откладывается в его сознании надолго и, если в системе налажена эта работа, то – навсегда.

Для того чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, мы в своей работе уделяем большое внимание истории и культуре русского и хакасского народов. Даем представление о Хакасии, как многонациональной республике. Рассказываем об обычаях и обрядах, о национальных особенностях характера и быта наших предков. Знакомим с народными костюмами, музыкальными инструментами, играми.

В группе оформлен патриотический уголок с информационным и дидактическим материалом, который знакомит детей с краеведческими сведениями о Хакасии, её столицей, с государственной символикой. Он оснащен картами, флагами, гербами России и Хакасии, наборами открыток о Хакасии и Саяногорске: «Хакасия - мой край», «Мой город Саяногорск», «Абакан - столица Хакасии». Есть в уголке куклы в национальной одежде, альбомы с достопримечательностями городов Абакана и Саяногорска, своей «малой Родины». Ребенок приобщается к богатствам национальной и мировой культуры и учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Мы хотим, чтобы за короткий период дошкольного детства, наши дети получили начальные представления о возникновении Государства Российского, узнали как можно больше о Российской Армии, о героических подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы активно принимаем участие в конкурсах, посвященных Великой победе, оформляем альбомы с военной тематикой, организуем выставки рисунков «Победе - Салют!», проводим акцию «Георгиевская ленточка». Мы стараемся поднять престиж защитников Отечества, расширяя представления детей о российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Читаем рассказы о старинных славных богатырях земли русской, о героях Великой Отечественной войны. Не секрет, что в нелегком деле воспитания патриотических чувств у ребенка, огромную роль играет семья. Мы разрабатываем мероприятия, направленные на развитие интереса у детей к своей семье, родословной, к семейным праздникам, прививая им любовь и уважение, друг к другу. Вместе с родителями участвуем в детских утренниках, праздниках, экскурсиях. Организуем с детьми выставки фотографий, из домашних фотоальбомов «Это - Моя семья», «Семейный альбом», где дети делятся своими рассказами о родителях, дедушках, бабушках, о своей семье, о семейных традициях и праздниках. Так постепенно, в результате целенаправленной систематической работы у родителей появляется чувство необходимости и нужности в воспитании у детей патриотических чувств, а у детей накапливаются знания о родном крае, начинает формироваться чувство любви и привязанности к своей Родине, уважительное отношение к людям других национальностей, толерантность. Ведущим методом данной работы выступало убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя.

Процесс воспитания любви к Родине не должен сводиться просто к накоплению определенных знаний у детей, а важно, чтобы у них возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Такие чувства не могут возникать сразу, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Воспитывая будущее поколение, мы должны знать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель и созидатель нашего государства, обществу нужно крепкое, надежное будущее, а – это наследование нравственных и этических ценностей родной культуры.

 Наследовать – значит делать своим, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, беречь и укреплять, а потому это верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании семейных нравственных ценностей"

В статье описан мой опыт работы взаимодействия семьи и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Представленная работа имеет большое значение в воспитании духовно – нравственных ценносте...

"Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании семейных нравственных ценностей"

В статье описан мой опыт работы взаимодействия семьи и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Представленная работа имеет большое значение в воспитании духовно – нравственных ценносте...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей на тему "Не хочу я маме врать"

Конспект интегрированной образовательной деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей на тему "Не хочу я маме врать"....

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством  игры"...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»

Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...