Сообщение из опыта работы «ФЭМП у дошкольников посредством дидактических игр и ИКТ».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Но формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Благодаря игровому материалу занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.Использование дидактической игры как метода обучения способствует развитию познавательных способностей, интереса к математике развивает логическое мышление, память, внимание, воображение. А от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mironova_s.m.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад № 29 «Сказка»
Сообщение из опыта работы по теме
«ФЭМП у дошкольников посредством дидактических игр и ИКТ».
Миронова Светлана Михайловна,
воспитатель
декабрь2021г
Слайд1Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. Введение ФГОС дошкольного образования актуализирует проблему развития познавательной активности, познавательного интереса, стремление к самостоятельному добыванию и обогащению знаний. Поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями, творческими, умеющими решать нетрадиционные задачи.
Слайд2 Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Овладение элементарными математическими представлениями вызывает трудности у детей дошкольного возраста. Проводя образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений.
Слайд3Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является - игра. Она естественным способом развивает ребенка. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Дидактические игры по формированию математических представлений требуют внимательности, усидчивости, серьезного настроя, использования мыслительного процесса. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий.
Изучив литературу Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»; Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников». И.А. Помораевой В.А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений» , интернет -ресурсы , я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я выбрала тему: «ФЭМП у дошкольников посредством дидактических игр и ИКТ».
Слайд4Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр и ИКТ для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Слайд 5Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- Развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
- Формировать базисные математические представления, речевые умения.
- Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логическое мышление).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
- Создать условия и обогатить предметно-развивающую среду группы
- Привлечь родителей к работе с дошкольниками по закреплению математических представлений при помощи дидактических игр.
Слайд6Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
- Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
- Научность.
- Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Слайд 7Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников в своей работе использую следующие инновационные методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
- воссоздание и преобразование
- информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности подбирала в
соответствии с возрастными возможностями детей. Так с детьми младшего возраста сама включалась в игру. Учила детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях, тем самым вызывала у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Д е т и среднего дошкольного возраста уже имели некоторый опыт
совместных игр, поэтому я принимала участие в дидактических играх и как учитель и как участник игры. Подбирала такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр в данном возрасте заключалась в упорядочивании, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений.
В старшем дошкольном возрасте подбирала игры для детей, в ходе
которых, дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют
предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
В подготовительной к школе группе использую занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем тактильного обследования).
При использовании дидактических игр широко применяю различные
предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия
проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использую следующие виды дидактических игр:
Слайд 8,9
1. Игры с числами и цифрами.
Знакомлю детей с образованием чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных предметов. Использую такие дидактические игры как: «Аквариум», «Овощи в банке», «Сварим компот» , «Какой цифры не стало», «Рыбалка», 9«Кочки на болоте», «Ёжики и грибы» «Угостим зайчиков капустой» и другие.
Слайд 10
2. Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями
недели, названиями месяцев, их последовательностью. Использую следующие дидактические игры: «Времена года», «Часы», «Время суток», «Дни недели» и другие.
Слайд 11
3 Игры на ориентировку в пространстве. Эти игры учат детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и
определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «На цветочной полянке», «Домик на горе», «Наведи в шкафу порядок», «Составь картинку» и другие.
Слайд 12, 13
4 Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме
геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю игры: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?». «Подбери к цветку лепесток» «Посади цветы на клумбе», «Волшебный парашют» ,13«Логические таблицы», «Четвертый лишний», «Найди все некруглые предметы, “Найди предмет, отличающий от других”, и т.п)
Слайд 14,15
5 Игры на логическое мышление.
В своей практике для развития логического мышления у старших дошкольников использую:
-игры на плоскостное моделирование Например («Сложи узор», «Геометрическая мозаика», 15«Танграм», «Колумбово яйцо»), которые развивают у детей конструктивные способности, зрительное внимание, умение мыслить образами. Дети с удовольствием выкладывают различные предметы из геометрических фигур, пользуются схемами, придумывают свои образы.
Слайд 16 - игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками) развивают не только мелкую моторику рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете.
Слайд17- логико–математические игры развивают пространственное воображение, сообразительность, учат детей уметь выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. Так при помощи «Счетных палочек Кюизенера», дети сравнивают по длине, высоте, используют их в качестве мерки, знакомятся с представлением о числе на основе счета. Играя с логическими блоками Дьенеша, получают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Используя карточки символы, дети группы учатся читать схемы, угадывают закодированные фигуры.
Слайд18 Формированию мышления, внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, умению добиваться необходимого результата помогают развивающие игры (игры Воскобовича «Геоконт», Никитина «Сложи квадрат»).
Понимая, какое значение имеет развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы. С этой целью использую разнообразный занимательный материал: Слайд19
• загадки
• ребусы
• головоломки
• лабиринты
• вопросы – шутки
Например: Сколько глаз у светофора? Сколько ног у воробья
Сколько хвостов у четырех котов? Сколько лап у двух медвежат?
• задачи – шутки
Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
- у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами.
Использование в работе с детьми занимательных задач способствует развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Игры на развитие логики активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Слайд20Так как современное образование уже невозможно представить без компьютерных технологий , то использование ИКТ в ФЭМП позволило мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной. ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
С целью повышения интереса детей к математике я провела интегрированные занятия с использованием ИКТ «Путешествие к Зимушке-Зиме», «Поможем снеговику», «В поисках клада», разработала интерактивные игры – презентации: «Веселый счет», «Покупки с Нюшей», «Четвертый лишний», «Сундук с сокровищами».
Слайд21Одним из обязательных условий формирования познавательных интересов ребенка, развития познавательного общения со взрослым и со сверстниками, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности является наличие в группе уголка занимательной математики. В нашей группе был создан математический уголок, в котором содержится разнообразный занимательный материал. Ребёнок может в любое время взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним.
Это настольно-печатные игры: «Геометрическая мозаика», «Цвета и формы», «Веселый счет», «Лото»; игры для развития логического мышления: «Логическая мозаика», «Найди отличия», «Парные картинки», «Сложи узор», «Волшебная дощечка»; головоломки, логические задачи; лабиринты, ребусы; игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», конструктор «Мастерилка», конструктор «Лего»; игры с палочками, различные виды мозаики, пазлы и др.
Слайд23Важнейшую роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья.
По работе с родителями были подготовлены консультации по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений: «Первые шаги в математике», «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста», «Роль дидактических игр в умственном развитии детей», «Занимательная математика для дошкольников», «Математика вокруг нас»;
памятки: «Играем-развиваем », «Как научить ребёнка различать форму предметов», «Как научить ребенка различать цвета», «Игры по дороге в детский сад»; даются методические рекомендации по использованию игрового занимательного материала в домашних условиях; освещаются вопросы математического образования дошкольников на родительских собраниях; предлагается литература с заданиями на развитие математических представлений и логики - серия «Умные книжки». Родители группы принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды, помогали в изготовлении некоторых дидактических игр.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что в старшей группе на конец учебного года дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.
Слайд24Для выявления уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использую следующие формы и методы контроля:
- наблюдение и анализ деятельности детей на занятиях;
- наблюдение и анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений, организованных в течение дня;
- наблюдение и анализ самостоятельной деятельности;
- беседа с детьми.
После использования дидактических игр диагностика по формированию элементарных математических представлений (в старшей группе –на конец года) показала, что высокий уровень развития составил 80 %
(14 воспитанников), средний уровень развития составил 20 % (6 воспитанников).
Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения способствует развитию познавательных способностей, интереса к математике развивает логическое мышление, память, внимание, воображение. А от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Список литературы:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комратовой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. И.А. Помораева В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений»
3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников, Просвещение. - М.,1989.
4.Л.А Парамонова Развивающие занятия с детьми – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / М.: Просвещение, 1989.
6. Л. Ю. Козина Игры для дошкольников по математике Москва 2008г.
7. В. П. Новикова Развивающие игры и занятия Москва Мозаика – Синтез, 2014.
8. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников /
Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016.
9. Ю.Л. Ершов Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.:2011.
10. Л. Маврина, Математические игры для дошкольников /М.: Стрекоза, 2012.
интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/11/11/didakticheskie-igry-po-femp-kartoteka-na-sredniy-vozrast
https://herepanova-nfdou11.edumsko.ru/folders/post/606387
http://190detsad.org.ru/wp-content/uploads/2018/07/дидактические-игры-по-ФЭМП.pdf
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/03/01/kartoteka-didakticheskih-igr-po-femp-v-podgotovitelnoy-gruppe
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=30911
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
Сообщение из опыта работы по образовательной области "Познание" через ФЭМП: "Математика - это интересно! Играем...? Играем...!"
Сообщение на педсовете МБДОУ д/с 46 от 29.03.2013г...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"
В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Сообщение из опыта работы "ФЭМП в режимных моментах"
Сообщение из опыта работы на тему:«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации восп...
Сообщение из опыта работы "Моя система работы с родителями воспитанников по ФЭМП"
Выступление на районном методическом объединении....