Из опыта работы "Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр"
материал (подготовительная группа)

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» общеразвивающего вида

ул.Калинина, д.12, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,       62936  т. (34940) 2 32 20, тел./факс (34940) 2 38 17, skazka.gaz-sale@.ru

Опыт работы воспитателя Галимуллиной М.З.

«Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это многоплановое,

                                        сложное педагогическое явление

                                                       она является и игровым методом обучения

   и самостоятельной игровой деятельностью,

                                                   и средством всестороннего воспитания

                личности ребенка.

А. К. Бондаренко.

    Если спросить, чем взрослому заняться с дошкольником, ответ будет прост: «Конечно, поиграть!». Игра занимает главное место в жизни ребенка, так же многие родители большую часть  времени посвящают профессиональной деятельности.  Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств.     Я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр.

Актуальность.

   Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день Работая в детском саду, я твердо убеждена,  что основу воспитательной работы, в первую очередь должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств.  Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях.

   Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

  Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей  посредством  дидактических игр.

   Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: способствовать развитию: познавательной активности, логического мышления, умственных способностей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

     В группе создан  предметно-развивающая  среда,  необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей  через специальную дидактическую  зону с большим набором познавательных игр.  Это неиссякаемый источник для наблюдений, игр, бесед с детьми в течение всего учебного года.

   Работа ведется по двум  направлениям:

  • Работа с  воспитанниками
  • Работа с родителями

Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

  • Интеллектуальное развитие
  • Развитие внимания и воображения
  • Развитие  памяти
  • Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры:

«Отгадай фигуру»«Собери снеговика»«Превращения»«Чудесный лес»«Четвёртый лишний»«Путаница?».

В развитии внимания:

«Отражение»«Выложи кружочки»«Пантомима»«Портрет».

В развитии восприятия и памяти:

«Нади отличия»«Сложи картинку»«Угадай предмет»«Какое время года?»«Кто не на месте?»«Рассмотри внимательно»«Найди предмет».

По развитию речи:

«Вершки и корешки»«Вкусный сок»«Угадай, что я съел»«Что за предмет?»«Разноцветный сундучок». 

Для эффективности работы по развитию познавательных способностей  я использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

В своей  работе с детьми   использую  следующие методы:

Методы ТРИЗ   применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников   раскрепощает детей, учит подумать, искать решение проблем.

Наглядные методы:  опорные схемы, таблицы, карты в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению.

Методы проектных технологий,  в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми.

  Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий.  За прошедший учебный год был  реализован  вместе с детьми проект:

  • «Ложечка» и запланирован проект «Умные игры» (с привлечением родителей).

    В своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии

Вячеслава Вадимовича  Воскобовича «Геконт»; «Танграм» - одна из несложных игр головоломок; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.    Главной особенностью этих  технологий является то,  их очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетаются в  режим дня.

     В свою работу активно подключаю  родителей. Они активные участники совместных проектов с детьми, проведена совместная игра с родителями «Скажи, что из чего сделана?», «Поможем деткам вернуться домой», круглый стол  «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста» с практическими заданиями.

Но я не останавливаюсь на достигнутом,  в перспективе я планирую:

  • изготовить новые дидактические игры

   Интерес, новизна, неожиданность -  это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности.  Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили  показал, что даже самого  пассивного ребенка можно сделать активными, если дать ему радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Конспект ООД по теме: "Медведь - дикое животное" в рамках реализации опыта "Формирование познавательной активности посредством моделирования"

В конспекте представлен учебный материал по ознакомлению детей подготовительной группы с условиями жизни диких животных – бурых медведей, питанием, используя элементы экспериментирования и моделирован...

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....