модифицированная программа по экологическому воспитанию
учебно-методический материал (средняя группа)

модифицированная программа по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Санагинский детский сад «Ургы»

Утверждаю: заведующий МБДОУ

____________Цыбенова Е.Н

«____»___________2021г

Модифицированная программа

по экологическому воспитанию

 вторая младшая группа

Воспитатель: Дармаева В.Н

у. Санага

Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Задачи:

-Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.

-Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.

-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных  при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды

-Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.

-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.

-Воспитывать правильное поведение в природе.

 Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

– экскурсии, целевые прогулки;

– наблюдения;

– показ сказок (педагогом, детьми);

– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

– проведение дидактических игр.

Словесные методы:

– чтение литературных произведений;

– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

– загадывание загадок;

– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

– организация продуктивной деятельности детей;

– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

– постановка сказок, отрывков литературных произведений;

– изготовление с детьми наглядных пособий.

       При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:

Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4.Организация экологических пространств в детском саду.

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Цели

Сентябрь

«Здравствуй, осень!».

Прогулка по территории детского сада

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

«Цветы - улыбка природы».

Осмотр клумбы детского сада

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать  для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

«Покажем Буратино наш участок»

Прогулка по территории детского сада

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами;  объяснить, что для роста растений необходимы:  почва, вода, тепло, свет, воздух.  Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Куда исчезают насекомые?

беседа

Способствовать формированию общих представлений о насекомых; развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Октябрь

Кому нужна вода?

Проблемно-этическая беседа

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого;

Как помочь растению?

Наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Вечер экологических игр.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

-познакомить с основными видами овощей и фруктов.

-развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

«Овощи с огорода».

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

Ноябрь

Чтение художественной литературы: русская народная сказка  «Репка»

Чтение художественной литературы: русская народная сказка  «Репка», заучивание потешки «Огуречик , огуречик …»

Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

-Учить рассказывать потешку вместе с взрослым.

-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

- Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

Драматизация сказки «Репка»

Инсценировка сказки

-Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.

- закреплять знания и представления детей о сказке.

-воспитывать любовь к труду.

Где живут дикие звери?

беседа

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме;

Декабрь

Какие разные деревья?

Составление сравнительных рассказов о деревьях (береза-тополь)

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев- корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы.

птицы

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать чувство заботы о птицах.

«Ели и сосны в лесу».

беседа

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

«Елочка-красавица»

Досуг

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Январь

«Жизнь птиц зимой»

Беседа и наблюдение

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

«Делаем цветные льдинки»

Эксперимент

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

«Мы помогаем птичкам»

Работа с родителями

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

 Февраль

Посадка лука

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц.

Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями

Экскурсия по участку

Дать понятие, что  зимой  птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

Птичий двор

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

Изготовление макета «Птичий двор»

Изготовление макета

Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм.

    Март

Домашние животные

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей).  С их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

Изготовление макета «Ферма».

Изготовление макета

Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм

Комнатные растения.

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

Наши деревья

Экскурсия по участку

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Апрель

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Рассматривание иллюстраций.

Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями  поведения; показать, что жизнь  собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

«Кто живет в лесу?»

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Наблюдение за сезонными изменениями. Весна

Рассматривание

иллюстраций, беседа.

Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы  в любое время года.

Птицы весной

Обобщающая беседа о птицах (скворец, утка)

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

май

Насекомые

Обобщающая беседа о насекомых(жуки, бабочки, муравьи, комары)

Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым);

Цветущие деревья

Беседа о яблони, вишни, сирени

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений)

Советы Айболита

Обобщающая беседа

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зелёный и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»

Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»

Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...

ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Экологический патруль»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изме...

Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"

Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гар...

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...