модифицированная программа по экологическому воспитанию
учебно-методический материал (средняя группа)
модифицированная программа по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Санагинский детский сад «Ургы»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
____________Цыбенова Е.Н
«____»___________2021г
Модифицированная программа
по экологическому воспитанию
вторая младшая группа
Воспитатель: Дармаева В.Н
у. Санага
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Задачи:
-Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.
-Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды
-Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.
-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
-Воспитывать правильное поведение в природе.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
– экскурсии, целевые прогулки;
– наблюдения;
– показ сказок (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических игр.
Словесные методы:
– чтение литературных произведений;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
– загадывание загадок;
– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
– организация продуктивной деятельности детей;
– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
– постановка сказок, отрывков литературных произведений;
– изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:
Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
4.Организация экологических пространств в детском саду.
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
Сентябрь | «Здравствуй, осень!». | Прогулка по территории детского сада | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе. |
«Цветы - улыбка природы». | Осмотр клумбы детского сада | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного. | |
«Покажем Буратино наш участок» | Прогулка по территории детского сада | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами; объяснить, что для роста растений необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | |
Куда исчезают насекомые? | беседа | Способствовать формированию общих представлений о насекомых; развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | |
Октябрь | Кому нужна вода? | Проблемно-этическая беседа | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; |
Как помочь растению? | Наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | |
Вечер экологических игр. | «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) . | -познакомить с основными видами овощей и фруктов. -развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. | |
«Овощи с огорода». | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. | |
Ноябрь | Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка» | Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик , огуречик …» | Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест. -Учить рассказывать потешку вместе с взрослым. -Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку). - Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения. -Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам. |
Драматизация сказки «Репка» | Инсценировка сказки | -Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. - развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. - закреплять знания и представления детей о сказке. -воспитывать любовь к труду. | |
Где живут дикие звери? | беседа | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; | |
Декабрь | Какие разные деревья? | Составление сравнительных рассказов о деревьях (береза-тополь) | Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев- корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы. |
птицы | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать чувство заботы о птицах. | |
«Ели и сосны в лесу». | беседа | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | |
«Елочка-красавица» | Досуг | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции. | |
Январь | «Жизнь птиц зимой» | Беседа и наблюдение | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
«Делаем цветные льдинки» | Эксперимент | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед). | |
«Мы помогаем птичкам» | Работа с родителями | Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе». | |
Февраль | Посадка лука | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. | Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями | Экскурсия по участку | Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). | |
Птичий двор | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. | |
Изготовление макета «Птичий двор» | Изготовление макета | Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм. | |
Март | Домашние животные | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей). С их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. |
Изготовление макета «Ферма». | Изготовление макета | Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм | |
Комнатные растения. | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | |
Наши деревья | Экскурсия по участку | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | |
Апрель | «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Рассматривание иллюстраций. | Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. |
«Кто живет в лесу?» | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | |
Наблюдение за сезонными изменениями. Весна | Рассматривание иллюстраций, беседа. | Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | |
Птицы весной | Обобщающая беседа о птицах (скворец, утка) | Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах. | |
май | Насекомые | Обобщающая беседа о насекомых(жуки, бабочки, муравьи, комары) | Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым); |
Цветущие деревья | Беседа о яблони, вишни, сирени | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений) | |
Советы Айболита | Обобщающая беседа | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зелёный и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культурные традиции русского народа" модифицированная программа по нравственному воспитанию дошкольников
"Культурные традиции русского народа"...
Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»
Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...
Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»
Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...
ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Экологический патруль»
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изме...
Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание программы прикреплено к файлу...
Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"
Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гар...
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...