ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Экологический патруль»
рабочая программа (старшая группа) по теме
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_patrul.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете заведующий ЧДОУ №57
протокол № «___»_________20 г. ____________Н.Б.Никитина
старший воспитатель ЧДОУ №57 «___»__________20 г.
__________И.А.Рогачева
ПРОГРАММА
по экологическому воспитанию
«Экологический патруль»
Срок реализации 2 года
5-6 лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная группа)
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Долгалева Ирина Владимировна
Смоленск
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский.
Программа «Экологический патруль» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Содержание кружка основано на проекте «Эколята - дошколята», который предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи программы:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические ( самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьёй:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале и конце года.
Форма подведения итогов реализации программы:
участие в экологических проектах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия;
внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия кружка проходят четыре раза в месяц.
Продолжительность занятий кружка:
первый год обучения: дети 5-6 лет – от 20 до 25 мин.
второй год обучения: дети 6-7 лет – 25 мин.
Форма проведения занятий кружка: групповая.
Время проведения: вторая половина дня.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Перспективный план работы кружка
Перспективный план работы кружка «Экологический патруль»
Старшая группа
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра |
2 | «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» | Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям; формировать знания о деятельности по защите природы | Принятие законов охраны природы; чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». |
3 | «Хлеб на стол пришел» | Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба | Чтение р/н сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка» |
4 | «Будет хлеб-будет и песня» | Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия | Дид. игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста |
Октябрь 1 | «Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды» | Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы | Беседа «Мы – коллекционеры», составление правил коллекционеров; выкладывание узора из осенних листьев |
2 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в Осень» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев |
3 | «Путешествие растений» | Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям | Рассказ о размножении растений, отгадывание загадок |
4 | «Незнайка пришел в гости» | Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию» |
Ноябрь 1 | «Дом под крышей голубой» | Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и её обитателям | Чтение и обсуждении стих. В.Орлова «Дом под крышей голубой»; чтение рассказа «Бездомные белки», дид игра «Найди, где чей дом» |
2 | «Вода – это жизнь!» | Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды | Чтение и обсуждение рассказов «У реки», «У озера»; эксперимент по очистке воды |
3 | «Водоемы родного края» | Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе | Работа с картой области; беседа «Где мы берем воду» |
4 | «Гость из водоема» | Развивать представление детей об обитателях водоемов | Рисование обитателей водоема |
Декабрь 1 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе , как другу, доверять бы мог» | Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным | Беседа «Мы хотим защитить»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы» |
2 | «Как звери в лесу зимуют» | Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты , сопереживания ко всему живому | Кукольный театр |
3 | «Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к « братьям нашим меньшим» | Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц |
4 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в зиму» | Расширять представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек |
Январь 1 | «Снег и его свойства» | Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать выводы | Беседа «Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега |
2 | «Пришла зима – снег и радость принесла» | Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы | Рисование «Снег из ваты»; игры в снежки без снега |
Февраль 1 | «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» | Обобщить знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о сигнальных признаках болезни растений | Беседа о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра «Цветок» |
2 | Посадка лука | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность – умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся | Обсуждение условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта |
3 | Посев семян перца для выращивания рассады | Дать представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать рассаду из семян | Отгадывание загадок; рассказ о полезных качествах перца; показ приемов посева семян; практическая работа |
Март 1 | «Зовем Весну – красну!» | Дать представление о народных традициях встречи весны; познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях искусства; учить детей любоваться красотой природы | Развлечение «Зовем Весну – красну!» |
2 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в весну» | Расширять представление детей о весенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в весенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев, проталинок |
3 | «Жаворонки, прилетите! Лето в клюве принесите!» | Уточнить представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе | Беседа «Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо», упражнение «Две птицы» |
4 | «На проталинке» | Дать представление об изменениях климатических условий на планете и их влиянии на все живое | Чтение отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники» |
Апрель 1 | «Растения- лекари» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы | Рассказ о лекарственных растениях, игра «Узнай и назови», оформление альбома «Растения – лекари» |
2 | «На пригорке вырос мухомор, а у нас с тобою уговор: пусть растет он, пусть стоит - лишь для нас он ядовит!» | Дать представление детям о том, что многие ядовитые растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе, учить бережному к ней отношению | Беседа «Жалобная книга природы»; чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского «Птицы», игра «А если бы…» |
3 | «Разве дереву не больно?» | Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде | Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», игровое упражнение «Детки на ветке»; ремонт книг |
4 | Красная книга природы | Дать детям представление об исчезающих видах растений и животных и влиянии на это положение человека | Просмотр учебного фильма |
Май 1 | «Майский сад» | Развивать умение сравнивать разные периоды весны; воспитывать радостное , бережное, заботливое отношение детей к пробуждению природы | Экскурсия к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?» |
2 | «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты» | Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру | Упражнение «О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы» |
3 | «Я цветочек вышила –жу-жу-жу услышала» | Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Развлечение «На весеннем лугу» |
4 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра «Времена года» |
Перспективный план работы кружка «Экологический патруль» Подготовительная группа | |||
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | КВН «Эколята – дошколята» |
2 | «Планета Земля – наш общий дом» | Дать представление о солнечной системе, рассказать об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте | Игра – моделирование «Солнечная система» |
3 | «Солнце – источник тепла и света» | Дать представление детям о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе | Рассказ воспитателя о Солнце; опыты с камешками и водой |
4 | «Воздушный океан» | Уточнить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения | Опыты «Свойства воздуха»; беседа «Кто загрязняет воздух и как его очистить» |
Октябрь 1 | «Золотая осень» | Провести наблюдение за осенней природой; воспитывать наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её | Экскурсия в ближайший парк |
2 | «Подарки осени» | Закреплять знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру | Развлечение «В гостях у друзей и защитников природы» |
3 | «Природа – чудесница» | Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию | Изготовление поделок из природных материалов, оформление выставки |
4 | «Грибными дорожками» | Закреплять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру поведения в лесу | Инсценировка |
Ноябрь 1 | «Жизнь зверей осенью» | Развивать у детей интерес к объектам природы, расширять кругозор и представление об изменениях в жизни зверей осенью | Настольный театр |
2 | «Перелетные птицы» | Формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях, расширение представлений о перелетных птицах | Беседа о перелетных птицах, разгадывание кроссвордов |
3 | «Что мы сажаем, сажая леса?» | Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу | Игра «Хорошо – плохо»; беседа «Лес в жизни человека» |
4 | «Природная стихия – огонь» | Углубить представление детей о роли огня в жизни человека; дать представление о вреде пожаров для природы | Игра «Огонь друг – огонь враг»; беседа «Пожар – стихийное бедствие»; аппликация «Костер» |
Декабрь 1 | «Полет на луну» | Расширять знания о луне, представление о космических телах; расширять творческое воображение | Дид. игра «Найди сходства и отличия»; рассказ воспитателя о луне |
2 | «Корабль пустыни» | Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни; воспитывать экологическую культуру | Беседа о пустыне, просмотр видеоролика; отгадывание загадок |
3 | «Зимнее путешествие» | Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой. | Экскурсия в зимний парк |
4 | «Жизнь птиц зимой» | Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе | Игра – инсценировка, отгадывание загадок; оригами «Птица» |
Январь 1 | «Ледяная зона» | Познакомить с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями, перечислить их приспособительские особенности к природной среде; способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира | Работа с глобусом, просмотр видеоролика, оригами «Пингвин» |
2 | «Эколята в подземном царстве» | Дать первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений; способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. | Экспериментальная работа с почвой, игра «Живая и мертвая вода» |
Февраль 1 | «Эколята в гостях у морского царя» | Познакомить детей с морскими обитателями, их образом жизни, показать многообразие и красоту окружающего мира | Игра – путешествие в подводный мир |
2 | «Эколята на берегу пруда» | Познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов Смоленщины; воспитывать чувство гордости за родную природу, учить бережному отношению к ней. | Беседа об обитателях пресноводных водоемов, коллективная работа «В пруду» |
3 | «Родной край» | Выявить знания детей о животном мире родного края, познакомить с заповедниками Смоленщины | Работа с картой, рассматривание альбомов «Животный мир», беседа «Это – Родина твоя!», оформление альбома «Красная книга Смоленщины» |
Март 1 | «То березка, то рябинка» | Познакомить детей с растительным миром Смоленщины, дать представление о растениях, занесенных в красную книгу. | Дид. игра «Куда мы попали?, упражнение «Выбери лекарственное растение», оформление альбома «Красная книга Смоленщины» |
2 | «Пришла весна –отворяй ворота!» | Закрепить представления детей об изменениях в природе с приходом весны, учить видеть красоту, неповторимость и хрупкость природы | Рисование «Весна – красна» |
3 | «На моем окошке настоящий сад!» | Дать детям представление о правилах посадки семян цветов, рассказать о растениях, которые дети сажают; развивать умение трудиться | Посадка семян цветов для оформления участка |
4 | «Взаимосвязи в природе» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их; способствовать воспитанию интереса к миру природы. | Чтение сказки «Старик и сова», обсуждение прочитанного, составление пищевых цепочек |
Апрель 1 | «Весна – красна» | Закрепить полученные представления детей о природе родного края, весенних изменениях; учить заботиться о птицах | Экскурсия в ближайший парк, установка скворечников |
2 | «К первоцветам в гости» | Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми. | Экскурсия по территории детского сада, установка табличек возле первоцветов |
3 | «Хлеб да каша – пища наша» | Дать детям представление о весенних полевых работах, формировать реалистические представления о природе; формировать представление об экологически чистых продуктах | Игра – развлечение «Горшочек каши» |
4 | «День добрых дел» | Дать детям практические навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к природе | Уход за растениями на участке: подвязывание веток, рыхление почвы, установка табличек. |
Май 1 | «День добрых дел» | Научить детей высаживать растения и правильно за ними ухаживать | Высадка рассады цветов на участке; составление «живой дорожки»: зерно, росток, лист, цветок, зерно |
2 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Закрепить понятие «юный эколог»; на литературных примерах разобраться в добрых и плохих поступках по отношению к природе; учить анализировать свое поведение в природе | Работа по сказкам, викторина «Друзья природы» |
3 | «День добрых дел» | Учить наводить и соблюдать порядок на объектах природы | Уборка на групповом участке и на аллее эколят |
4 | Мониторинг | Выявление уровня экологической грамотности детей | Экологическая игра «Эколята – дошколята» |
Список литературы.
1. Веретенникова С.А. Ознакомление с природой. – М.: ТЦ Сфера, 1980.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. Мозаика-Синтез, 2005.
4. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений, М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию / Сост. Федосеева П.П. – Ярославль: Академия холдинг, 2000.
8. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. Саморуковой П.Г. – 2-е изд. – М., 1983.
9. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 -7 лет / Сост. Меремьянина О.Р.М.: ТЦ Сфера, 2016.
10.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Маричева О.В., Екина.Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
12. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
13. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
14. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет....
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"
Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гар...
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...
Проект по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода....