Парциальная программа " Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа " Умелые ручки" составлена для воспитанников предшкольной группы и направлена на развитие мелкой моторики дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 46.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
«Умелые руки»
(36 занятий)
(Подготовительная группа)
Пояснительная записка
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В.А. Сухомлинский.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем сложнее движения, тем ярче стихия детского разума»,- писал В.А. Сухомлинский.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Исходя из этого, была определена цель программы.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Задачи:
- Развить творческие и конструктивные способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Развивать умения создавать поделки по образцу, словесной инструкции.
- Развивать мышление, внимание, усидчивость, аккуратность, зрительное восприятия, воображения детей.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование интереса к результату.
- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
Принципы организации занятий
- Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.
- Содержание поделок обязательно должно предусматривать навыки, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата.
- В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого к сложному.
- В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок.
- Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
- При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
- Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
- Использование метода синхронной работы, так как работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая таким образом творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
- На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
- Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Основные методы работы
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Планируемые результаты
- Приобретение навыков работы в коллективе.
- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
- Выявление и осознание ребенком своих способностей.
- Формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
- Овладение навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации программы
- Выставки детских работ в детском саду;
- Участие в конкурсах ;
- Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- Творческий отчет воспитателя на педсовете, семинаре.
Месяц | Тема, цели занятия 1 -й недели | Тема, цели занятия 2-й недели | Тема, цели занятия 3-й недели | Тема, цели занятия 4-й недели | ||
1.Лоскутное дело. | 2. Лепка. (Соленое тесто) | 3.Рисование.(Нетрадиционное рисование) | 4.Аппликация/Конструирование. | |||
Сентябрь | Тема | «Знакомство с историей ткани, с изделиями и нитками из ниток» | «Осенний лист» (соленое тесто) | «Осенний букет» Многослойный набрызг. | «Осенний лес» | |
Пр.сод | Познакомить детей с историей, свойства, виды ткани. Познакомить с изделиями из ткани и ниток (игрушки, куклы, игрушки).Воспитывать эстетический вкус. | Продолжать упражнять детей лепить из соленого теста. Упражнять детей делать отпечатки листьев на форме. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг многослойный». Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе | Продолжать совершенствовать умение детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, веточки, ягоды, травинки , семена). Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей, развивать мелкую моторику рук | ||
5. | 6 . | 7. | 8. | |||
Октябрь | Тема | «Носовой платочек» | «Грибы» (соленое тесто) | «Осенний лес» Многослойный набрызг. | «Корова». | |
| Пр.сод | Научить детей обрабатывать края салфетки бахромой, путем выдергивания ниток. | Продолжать совершенствовать навыки детей лепить из соленого теста. Упражнять делать отпечатки грибов на форме. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг многослойный». Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Изготовление коровы из одноразовой бумажной тарелки способом объемной аппликации. Закрепить навыки вырезания отдельных деталей маски. Создание веселого настроения. Воспитывать аккуратность в работе. . | |
Ноябрь |
| 9 | 10 | 11 | 12 | |
Тема | «Косички из ниток» | «Ветка рябины» | «Рыбка» | «Лиса и лисенок» | ||
Пр.сод | Развивать мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, приучать работать обеими руками. | Продолжать закреплять лепить из соленого теста. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Научить детей новому способу получения изображения – граттажу. Развивать мелкую моторику рук. формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Закрепить и расширить представление детей о море и его обитателях. Воспитывать любовь к живой природе. | Продолжать закреплять навыки детей выполнять поделки из природного материала. Развивать творческий потенциал детей, воображение. Совершенствовать умение работать в технологической последовательности, изготовляя аппликацию. Воспитывать аккуратность в работе. | ||
Декабрь |
| 13 | 14 | 15 | 16 | |
Тема | «Кукла из ниток». Продолжать упражнять | «Елочка» | «Зимний лес» | «Снегирь и синица» (коллективная работа) | ||
Пр.сод | детей работать с нитками, учить отмерять одинаковой длины, связывать их. | Формировать умение детей пользоваться шаблонами, вырезать форму игрушки из пластичного материала (солёного теста), и украшать ее декоративными элементами, используя законы композиции Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, самостоятельность и активность. | Продолжать учить детей передавать в аппликации образ снегиря и синицу. Научить ь детей делать перья, (складывать пополам круги и делать надрезы). Передавать окраску снегиря. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе. Развивать эстетическое восприятие. | ||
Январь | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
Тема | «Новогодний пейзаж» | «Снегирь» | «Ночной город» (гратажж) | «Зимний город» (ватные диски) | ||
Пр.сод | Продолжать учить детей работать с тканью. Работать с шаблонами .Воспитывать усидчивости, аккуратности и терпения. | Продолжать закреплять умение детей лепить птиц из теста, используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья; Присоединять детали с помощью воды; Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения. Показ способов присоединения деталей, прорисовки оперения. | Совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, самостоятельность и активность. | Формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность. Развивать умения согласовывать свои действия с работой всего коллектива. Закреплять приёмы вырезывания различных предметов. Развивать умение композиционно и эстетично оформлять свой замысел. | ||
Февраль | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
Тема | «Пеленашка» (народная кукла-оберег). | «Бокальчик для папы» | «Корабль» | «Домик для Совушки». (бумажные втулки) | ||
Пр.сод | Продолжать учить детей работать с тканью, складывать пополам. Учить завязывать узелки. | Закреплять умение детей лепить из соленого теста. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Учить детей самостоятельно украшать природным материалом. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать творческие способности у детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание, мышление и вкус Воспитать аккуратность. | Продолжать совершенствовать навыки мастерить поделки из бросового материала, используя поэтапные схемы. Упражнять четко выполнять инструкции педагога. Развитие пространственного мышления, фантазии, воображения, памяти, внимания, мелкой моторики рук. способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе, интерес к конструированию | ||
Март | 25 | 26 | 27 | 28 | ||
Тема | «Цветок в горшке» | «Цветы для мамы» | «Рыжий котик» | «Космос» (ватные диски) | ||
Пр.сод | Закрепить навыки выполнения аппликации методом обрывания; закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
| Уточнить изготовление цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; Совершенствовать навыки в составлении композиции | Продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать творческие способности у детей. Воспитывать бережное отношение к животным. Развивать внимание, мышление и вкус Воспитать аккуратность. | Упражнять составлять композицию из готовых форм. Учить аккуратно, наклеивать детали, красиво располагать на листе бумаги. Учить правильно, держать кисть. Развить интерес к аппликации. Формировать активность и творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, усидчивость, внимательность. | ||
Апрель | 29 | 30 | 31 | 32 | ||
Тема | «Лоскутная мозаика » | «Мышка на сыре» | «Весёлые кляксы» (кляксография) | «Волшебный квилинг» | ||
Пр.сод | Продолжать учить детей работать с тканью, бумагой, клеем. Развивать образного и пространственного мышления, моторики кистей рук и глазомер, обучение ребенка технологическими операциями, воспитывать усидчивости, аккуратности и терпения. | Совершенствовать умение детей лепить животных из соленого теста. Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки полученные ранее развивать творческое воображение, интерес к работе. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Воспитывать интерес к данному виду рисования. | Познакомить с техникой квиллинга, с историей возникновения техники квиллинга. Научить выполнять основные элементы квиллинга. Воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики, Развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое мышление, развивать логику мышления и память | ||
Май | 33 | 34 | 35 | 36 | ||
Тема | « Весела змейка»» | «Пчелка» | «Салют» (кляксография) | «Животные на полянке» (квилинг) | ||
Пр.сод | Закреплять умение детей работать с шаблонами. Нарезать ткань на квадратики, наклеивая их картон. Воспитываем аккуратность и эстетический вкус. | Продолжать знакомить детей с миром живой природы прививать им эмоционально-ценностное отношение к живым организма. Развивать воображение и мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратной работы с соленым тестом. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Воспитывать интерес к данному виду рисования. | Продолжать совершенствовать умение детей изготавливать основную форму (свободную спираль, полукруг). Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантазию. Создать радостное, веселое настроение. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, эстетику, интерес. Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения. |
Художественная литература:
-Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- В. Лишван «Конструирование». М., 1981
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Воронеж, 2009
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
- Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» М.: Карапуз-Дидактика, 2008
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М. 2015.
-И.В.Новикова. «Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду». Конспекты занятий с детьми от 3-7 лет. 2010г.
-И.В.Новикова. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду».2010г.
-Богатова. И. В. «Квиллинг». 25 моделей и композиций из бумажной ленты. 2013г.
- Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.
Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...
Парциальная программа "Умелые ручки"
Авторская парциальная программа представлена в соответствии с ФГОС ДО и включает подробное описание содержания работы по развитию мелкой моторики детей с нарушениями (предпосылками нарушений) речи в р...
Парциальная программа "Умелые ручки"
Кружковая программа направлена на развитие мелкой моторики, творческого воображения младших дошкольников...
: парциальная программа «умелые ручки»
Ирина Александровна Лыкова — доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной пер...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...