Условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
консультация
В 5-7 –летнем возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е. И. Кульчицкая, Н. А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным.
А вот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_razvitiya_empatii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta-statya_2.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Струкова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с 68
г. Белгород
Условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
В 5-7 –летнем возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е. И. Кульчицкая, Н. А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным.
А вот дети с высокой эмпатией склонны заступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании их друзей.
Совместная деятельность – это условие развития эмпатийных чувств.
Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает – установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.
Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию без последствий?
Очень важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, не имея понятия, как себя вести, ребенок придет в замешательство и надолго останется с тяжелым чувством беспомощности. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения. В этом поможет:
Решение проблемных ситуаций:
Задачи: 1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
Сюжетно-ролевая игра обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», «Пожарные», Служба спасения».
Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Лишь к этому возрасту ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации.
В период 4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – успехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении его сверстниками.
Помогайте детям видеть различие и сходство. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
Литература:
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М.: МПСИ, 2000 - 416 с.
2. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе. Москва, 1987 - 21 с.
3. Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика/ М.: Академия, 2004 - 288 с.
4. Стрелкова, Л. П. Развитие социальных эмпатий у детей дошкольного возраста / Под редакцией А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986 - 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...
Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....
Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Статья...
Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Каждый ребенок хочет, чтобы его чувства : переживания, радость и т.д. понимали окружающие. Давайте учить детей самих стараться понимать чувства других. Важнейшим компонентом эмоционального развития ре...
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
игры на развитие дружеских взаимоотношений между воспитанниками...