Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Бутова Татьяна Викторовна

Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya_.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие  эмпатии у детей дошкольного возраста»

музыкальный руководитель Бутова Т.В.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает и как оценивает окружающий мир.

Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией  потому, что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма  это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии, а не только поддерживает его в ребенке.

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам  и относиться  как он  к причинам  их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы».

Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека, на реакцию, на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством <Я> у ребенка складывается представление о <Я> других людей  отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно, чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Дошкольник  - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он способен глубоко чувствовать и переживать, и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми – с родителями  прежде всего.

В этом возрасте ребенок ощущает потребность в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений. У него активно формируются нравственно-этические или личностные категории: добро и зло, хороший и плохой, правда и ложь, красивый и некрасивый и т.д. Развито чувство стыда,  как отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых людей, стремится быть один при оправлении своих физиологических потребностей. Он уже достаточно хорошо понимает правила поведения, знает  «что можно, а что нельзя», но еще недостаточно контролирует себя, свои чувства и желания. У него появляются основы чувства сопереживания и сочувствия. Он может обозначать свои чувства словами («я обиделся»).

Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Дети непосредственно  активно выражают свои чувства, легко плачут, быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств. Их радость не знает границ, страх глубок, печаль безутешна, удивление безмерно, а смех заразителен. Как правило, в них преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств. Ярко проявляются как симпатии, так и антипатии. Вместе с тем, по сравнению с более ранним возрастом, дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что однако не исключает кратковременных выраженных состояний раздражения, недовольства, капризов и гнева.

Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Сказка - произведение искусства. Значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства  сказка становится своего рода психотерапией  потому, что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны  культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке  и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка  потому, что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...»  и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально  по мироощущению  так, как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно  то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны.

Агрессивные дети  как правило  имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору  похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы:  одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали  важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того  можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации  например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?”  “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору”  и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда  взрослым  работающим с агрессивным ребенком  тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно  конечно  сказать ему: “Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен  что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”  а не “ты”. Например, вместо “Ты почему не убрал игрушки?”  можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

Для развития личности ребенка  достоинство сказок заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики  нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое  что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи  существующие в этом мире.

«В некотором царстве  в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть  за тридевять земель, а может быть  и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем  скажем  в город Брянск.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира  и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается  что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок  обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку  ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого  позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Детям раннего возраста наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели и педагоги рассказывают детям сказки, однако  рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Рассказывание новой или известной сказки от одного лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку  важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. «Вжиться» в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых  или подростков). Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана  участники группы придумывают к ней продолжение  причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве  в некотором государстве…»), следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать  и распределяют персонажи сказки между собой. Причем  персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. «Оживляя» куклу  ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так  как он считает нужным.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует что, если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Сказка способствует развитию эмпатии, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем, социализации в обществе в последующие периоды жизни

.Список использованной литературы

А.Захаров  «Эмоциональный мир дошкольника»  «Популярная психология для родителей»  С-Пб.  0000).

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путешествие в страну сказок»  практическое пособие М.  0000.
  2. Галигузова Л.Н.   Смирнова Е.О.  Ступени общения:  от года до семи лет.- М.  0000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Каждый ребенок хочет, чтобы его чувства : переживания, радость и т.д. понимали окружающие. Давайте учить детей самих стараться понимать чувства других. Важнейшим компонентом эмоционального развития ре...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Статья о развитии эмпатии у детей дошкольного возраста....