«Использование мультипликационных фильмов в работе педагога-психолога
материал
«Использование мультипликационных фильмов в работе педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multiplikatsionnyh_filmov_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 614.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование мультипликационных фильмов в работе педагога-психолога: технология, возможности, перспективы».
Цель: повышение профессионального уровня, расширение кругозора участников и ознакомление с элементами мульттерапии как одним из эффективных методов работы педагога-психолога.
Задачи:
· Познакомить педагогов с понятием «мульттерапия».
· Представление опыта работы по возможности использования видеоматериала (мультипликационных фильмов) в практической деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста.
· Актуализация внутреннего стремления участников к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ожидаемый результат
Повысить интерес к использованию видеоматериалов в работе с детьми.
Теоретическая часть
Информация пассивная и активная
В процессе жизнедеятельности в памяти человека формируется своеобразный «банк» данных о динамике внутренних процессов, способов взаимодействия с миром и людьми, возможностях самореализации и т.п. Вся эта информация у человека находится в пассивном состоянии до тех пор, пока что-то или кто-то не активизирует её.
Например, если ребенок просто послушал или посмотрел сказку, то эта информация поступает в «банк» данных и хранится там, в виде пассивных сведений. Но если с ребенком обсудить услышанное и увиденное, найти параллели с реальными явлениями, а затем в игре создать условия для приобретения опыта действия (проигрывание и прочувствованиеролей), пассивная информация переходит в активное состояние, то есть нейтральные сведения, обретая эмоциональную значимость, становятся руководством к действию.
Если бы наши знания,почаще становились для нас самих руководством к действию, то, думаю, вряд ли возник бы вопрос «Если ты такой умный, то почему такой несчастный?»
Так или иначе, но в процессе коррекционной, развивающей, консультативной или терапевтической деятельности психолог вынужден решать одну очень важную задачу: как перевести пассивную информацию, хранящуюся в памяти клиента, кем бы он ни был, ребенком или взрослым, в активное состояние.
Для этого у психологов существует множество инструментов, специально подобранных упражнений, использование элементов сказкотерапии, арт-терапии, и т.д. Активизировать необходимую для нас информацию, пассивно хранящуюся в нашей памяти, можно и с помощью правильно подобранного мультфильма.
Почему мультфильм?
Мы знаем, что человек получает информацию об окружающем мире через свои органы чувств, которые принято разделять на три репрезентативные системы: визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (обоняние, осязание, вкус). Эволюционно зрение является более поздним приобретением живых организмов, но также и более быстрым по скорости восприятия, а значит и более важным для выживания зрячих существ. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит непосредственным участником происходящих на экране событий. По эмоциональному воздействию зрительных образов, да еще в сопровождении правильно подобранной музыки, киноискусству нет равных.
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка – поэтому все, что учеными говорилось о метафоричности мышления, на которой основано терапевтическое воздействие сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму.
Еще одна причина в пользу просмотра мультфильмов – безопасность этого вида деятельности для людей любого возраста.
Люди достаточно рано, еще, будучи детьми, сталкиваются с тем, что существует нежелательная информация, то есть такая информация, которая может расстроить, унизить, возмутить, испугать. От такой информации нужно защищаться, потому что она небезопасна, она приносит вред. А самая страшная информация для человека – это информация о нем самом как о неудачнике. Поэтому, новая деятельность, новый человек, новая информация всегда будет сталкиваться с неким барьером, защитой, прежде чем заинтересовать. Тем более, что практически любая деятельность и ребенка и взрослого постоянно подвергается оценке со стороны других людей. И нам очень страшно потерпеть неудачу в своей деятельности, так страшно, что мы готовы отказаться от этой деятельности даже не попробовав.
Например, арт-терапевтические рисовальные техники в работе психолога считаются одними из самых безопасных, но вспомним, как часто мы сталкиваемся с сопротивлением и взрослых и детей, как долго нам приходится объяснять, что мы не будем оценивать их работу.
Но есть такая деятельность, в которой невозможно потерпеть неудачу. Это просмотр мультфильмов и кино. Итак, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности человека.Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.
Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.
Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы - он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма.
Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д.
Что же такое
Мульттерапия–аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития младших школьников.
Мульттерапия - один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Цель: помочь детям справиться с личностными и поведенческими трудностями.
Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:
- Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
- Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
- Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
- Получение вариантов решения проблемы.
Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов.
Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать пути их решения.
Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.
Примеры использования мультфильмов в работе направленных на коррекцию определенных качеств
Мультфильм Направленность
- «Вовка в тридесятом царстве» - Развитие трудолюбия;
- «ВеликийНехочуха» - Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности;
- «Грибок-теремок» - Воспитания дружелюбия, заботы о ближнем;
- «Палочка-выручалочка» - Развитие творчества;
- «Про мамонтенка» - О дружбе, любви к родителям;
- «Просто так» - Воспитание доброжелательности;
- «Разные колеса» - О трудолюбии и находчивости;
- «Цветик – семицветик» - О вреде необдуманных поступков.
Вывод: В зависимости от преследуемой цели коррекционно-развивающей работы и возраста ребенка, правильно подобранный мультфильм, может служить средством воспитания и инструментом психокоррекции. Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставляет задуматься о смысле просмотренного мультфильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками»
В наше время существует множество методов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм - оказывает на ребенка огромное влияние. Предлагаю познакомиться с моим опытом работы....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...
Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками.
Мультфильмы могут развивать, а могут подавлять, одни будят воображение,доугие закрепощают мышление, а другие пораждают агрессию. Все, что ребенок видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее....
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...
Использование мультипликационных фильмов в работе с детьми по трудовому воспитанию
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:-расширяют представления об окружающем мире;-показывают примеры поведения;-формируют оценочное отношение к...
Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"
План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...
- Мне нравится (1)