Рабочая программа кружка " Я исследователь"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка по экспериментированию " Я исследователь" для детей подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка « Я - исследователь»
Подготовительная группа №4 Воспитатель Якимова В.Ф.
МБДОУ «Детский сад №180» г.о. Самара
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
В данной программе участвовали дети подготовительной группы. Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
Создать условия для экспериментальной деятельности.
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | 1 неделя | 2 неделя |
Октябрь «Человек» | «Сколько ушей?» Цель. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
| «Большой — маленький» Цель. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения. «Проверка зрения» Цель. Показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. |
Ноябрь « Причины возникновения звуков, частота звука» | «Почему все звучит?» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе исследования детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). |
Декабрь « Круговорот воды в природе» « Плавучесть предметов» | «Путешествие Капельки» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | «Почему не тонут корабли?» Цель: выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
|
Январь «Твёрдая вода» | « Замерзшая вода» Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
| «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Цель:формировать представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
|
Февраль «Мир тканей. Меры длины» | «Мир тканей» Цель: Учить детей называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани. | «Чем можно измерять длину?» Цель: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). |
Март «Знакомство с условиями , необходимыми для жизни растений» | 1.«На свету и в темноте» 2. «С водой и без воды» 3.«Кому лучше?» | «Посадили огород, посмотрите, что растёт!» |
Апрель «Мы- фокусники!» | «Магниты, магнитные силы» | «Электричество» |
Май «Человек» | «Проверим слух» | « Наши помощники-глаза» |
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1 «Сколько ушей?»
Цель. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных), схема строения уха человека.
Ход. Педагог дает несколько команд и выясняет, почему именно эти действия дети выполнили: что помогло услышать название действий, для чего нужны уши. Детям дается задание: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Дети вместе с педагогом выясняют, почему другие картинки не верны, делают вывод. Педагог предлагает детям поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей или если бы ухо было только с одной стороны. Дети пробуют позвать напарника, когда у него закрыты оба уха, позвать со стороны закрытого уха, окликнуть со стороны открытого уха. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Педагог, используя схему, рассказывает детям о строении уха. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно, а что полезно, составляют «правила ухода за ушами».
Результат. С закрытыми ушами человек ничего не слышит. Если закрыто одно ухо, то звук с другой стороны будет слышен хуже, менее отчетливо.
Вывод. Уши необходимы человеку для того, чтобы слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музыку и звуки природы. У человека по одному уху с правой и с левой сторон головы, чтобы слышать с обеих сторон. Уши необходимо беречь от громких звуков, попадания в ушную раковину предметов, грязи, насекомых. Полезно регулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов.
Занятие № 2
«Большой — маленький»
Цель. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.
Материалы и оборудование. Зеркало на каждого ребенка, настольная лампа.
Ход.
Дети рассматривают свои глаза в зеркале, педагог обращает их внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Взрослый предлагает детям 1—1,5 минуты посидеть на ярком свете (один глаз при этом открыть, другой — закрыть). Затем все рассматривают зрачок открытого глаза и того глаза, который был закрыт. Определяют, одинаковы ли они. Педагог обращает внимание детей на то, что через некоторое время зрачки опять стали одинаковыми. Все обсуждают, почему так происходит. Через некоторое время зрачки становятся одинаковыми.
Результат. Зрачок того глаза, который был закрыт, больше по размеру, он расширен.
Вывод. В темноте и при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз. При этом глаз избавляется от «лишнего» света. Так мышцы защищают глаза от слепоты.
«Проверка зрения»
Цель. Показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него.
Материалы и оборудование. Картинки с изображениями
предметов.
Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, посмотреть, что это. Уточняет, что надо сделать, чтобы увидеть. Дети выполняют в паре следующие задания: «проверить» зрение, отметить расстояние, с которого становятся видны предметы на картинке (несколько в первом ряду), определить, у кого самый острый глаз (видит на большом расстоянии). Вместе с педагогом дети делают вывод.
Результат. Если поднести лист с изображением предмета вплотную к лицу, то человек ничего не увидит. Про человека, который видит на очень большое расстояние, говорят, что у него «острый глаз».
Вывод. Чтобы увидеть предмет, надо как бы охватить его взглядом. Трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или очень далеко.
Ноябрь
«Занятие № 1
« Почему все звучит?»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе исследования детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Ход НОД:
Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит.
- Почему мы слышим эти звуки ?
-Что такое звук ?
- Изобразите голосом: как звенит комар? (З-з-з.)
- Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.)
- Какой звук издаёт шмель? (У-у-у.)
(Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента),
- Что произошло? По чему звук прекратился?
-Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже про падает.
-Есть ли голос у деревянной линейки?
(Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой.)
-Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется)
-Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)
(Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем)
- Когда же возникает звук?
-Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед- назад. Это называется колебаниями.
-Почему все звучит? Как еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Вывод: Колебания предмета издают звук, при прекращении колебания звук исчезает.
Занятие№2
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель. Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
Материалы и оборудование. Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, изображения комара и шмеля.
Ход. Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают изображения комара и шмеля, определяют их величину. Затем дети имитируют звуки, издаваемые этими насекомыми. Комар издает тонкий, высокий звук, он звучит как «з-з-з». Шмель издает низкий, грубый звук, он звучит как «ж-ж-ж». С помощью педагога дети делают вывод.
Результат. В результате опытов с расческами звуки получаются разные. Расческа с крупными редкими зубьями издает громкий, низкий и грубый звук. Расческа с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.
Вывод. Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
« Путешествие Капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение рабо тать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Материалы: электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в приро де», географическая карта или глобус, мнемотаблица.
Ход НОД:
Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
{Вода)
- Догадались, о чем мы будем сегодня гово рить? Мы с вами продолжим говорить о воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.)
(Дети рассматривают иллюстрации).
-Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?
-В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья.
- В реках, озерах, пру дах вода пресная, после очистки ее используют для питья.
- Откуда вода попадает в наши квартиры? (С водоочистных станций.)
-Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.
( Налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии)
-Что выходит из носика чайника при закипании воды?
-От куда пар появился в чайнике — мы же наливали воду?
(Вода при нагревании превратилась в пар.)
(Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.)
-Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.
(Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
- Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»
-Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
-А кто может рассказать, как образуются снежинки?
-Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
Итог:Далее детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, запомнить таблицу «Приключение Капельки», и по памяти зарисовать ее в тетрадь.
Занятие №2
«Почему не тонут корабли?»
Цель: выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металли ческие, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стек лянные шарики, бусинки.
Ход НОД:
(В гости к детям пришел Почемучка и принес много разных предметов).
- Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.
- Почемучка, какие предметы у тебя утонули?
Почемучка.
-Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.
-Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?
(Дети высказывают свои предложения).
- А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты.
(Дети вносят результаты в таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу).
-Какие предметы плавают?
-Все ли они легкие?
-Одного ли размера?
-Все ли одинаково держатся на воде?
-Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?
-Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет.
( Дети выполняют задание)
-Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин
-Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности?
(Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)
-Плавает ли пластилиновый шарик в воде?
(Проверяя, узнают, что тонет.)
-Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку?
-Почему так происходит?
- Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды.
-И на стоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы.
Попробуйте смастерить лодку из разных материалов:
-из спичечной коробки,
- из фольги,
-из коробки из-под плавленого сыра,
-из коробки из-под яиц,
- из пластмассового подноса или блюдца.
- Какой груз может перевезти ваша лодка?
- Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула?
(Равно мерно по всей поверхности.)
Почемучка:
- А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?
(Дети проверяют и дают ответ Почемучке).
Почемучка.
-Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.
Вывод:
Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и пред плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
Дети дарят Почемучке свои лодочки.
ЯНВАРЬ
Занятие №1
«Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Ход НОД:
( Перед детьми — миска с водой, сосуды разной формы)
-Какая вода, какой она формы?
-Меняет ли вода форму?
- Вода меняет форму в зависимости от сосуда в который её наливают, потому что она жидкость.
-Может ли вода быть твердой?
-Что произойдет с водой, если ее сильно охладить?
(Вода превратится в лед.)
(Рассматривают кусочки льда).
-Чем лед отличается от воды?
-Можно ли лед лить, как воду? (Дети пробуют это сделать).
- Какой формы лед
-Лед сохраняет форму.
-Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
- Плавает ли лед?
( Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают).
- Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
-В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки).
- Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то
корабль может утонуть.
- Посмотрите на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?
- Почему лед растаял? (В комнате тепло.)
- Во что превратился лед?
-Из чего состоит лед?
«Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.
Вывод: лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Занятие № 2
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
Ход НОД:
(На столе стоит тазик с водой, в нем плавает золотая рыбка (игрушка), к ней прикреплена открытка с загадкой).
- Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла?
(Читает.)
-Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло.
-О чем эта загадка?
-Правильно, «крыша — толстое стекло» — это лед на реке. А как же зимуют рыбы?
(Иллюстрация «Свойства воды»)
-Посмотрите, еще на открытке нарисован холодильник и есть условный значок «глаз». Что это означает?
-Надо заглянуть в холодильник.
(Достаем лед, рассматриваем)
-Почему лед сравнивают со стеклом?
-А по чему его нельзя вставить в окно?
-Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем хороша была избушка у лисы?
-Чем она оказалась плоха, когда пришла весна?
-Как мы можем убедиться, что лед тает?
-Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.
-Как ускорить этот процесс?
( Ставим лед в блюдце на батарею).
- Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
-Имеет ли вода форму?
-Имеет ли форму лед?
-У каждого из нас разные кусочки льда и по форме, и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.
(Дети раскладывают кусочки льда в емкости, а воспитатель продолжает обсуждение)
- Меняет ли форму лед? (Нет.)
-Как вы его раскладывали? (Брали рукой.)
- Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
-Что такое лед?
-Лед — это вода, только в твердом состоянии.
- Где на Земле больше всего льда?
- Льда много в Арктике, Антарктике.
(Показ на глобусе)
-Самый большой ледник в мире — ледник Ламберта в Антарктике.
- Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца
-Они тоже тают, но растаять полностью и не могут.
-Арктическое лето короткое и не жаркое.
-Слышали ли вы что-то об айсбергах?
-Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море.
-Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?
- Давайте проверим. Берите лед и опускайте его в воду.
-Что происходит? Почему лед не тонет?
- Выталкивающая сила воды больше веса льда.
- Почему не тонут айсберги? (Показ картинки айсберга.)
- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6—12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.
-Опасны ли айсберги?
-Для кого?
-Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник».
-Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности
Игра «Арктическое морское путешествие»
(помочь в под готовке и распределении ролей: морской патруль, капитаны кораблей). Вместе с детьми налить воды в ванну, опустить в воду куски льда, подготовить кораблики.
Подвести итог игры: были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим морской ледниковый патруль?
ФЕВРАЛЬ
Занятие №1
«Мир тканей»
Цели. Учить детей называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани.
Материалы и оборудование. Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), емкости с водой, ножницы, алгоритм последовательности действий.
Ход. Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Дети и педагог обсуждают использование разных тканей в зависимости от их свойств.
Результат. Различные ткани по-разному проявляют свои свойства в опытах.
Вывод. Все ткани имеют не только сходства, но и различия в свойствах. Поэтому человек использует материал в зависимости от его свойств и качеств.
Занятие №2
«Чем можно измерять длину?»
Цель: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Материалы: сантиметровые ленты, линейки, простые ка рандаши, бумага, отрез ткани длиной 2—3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.
Ход НОД
(На столе разложены рабочие листы «Измерение высоты стула» )
-Какое задание оставил нам дедушка Знай?
(Измерить стул.)
-Чем он предлагает измерить?
( Тапком, карандашом, носовым платком.)
- Приступайте к измерению, но не забывайте записывать результаты.
(Дети производят измерения).
- Какая получилась высота стула? Результаты измерения карандашом одинаковые у всех, а тапком и носовым платком разные. Почему?
-У всех разная длина ноги, разные платки.
-Посмотрите, у дедушки Зная висит картинка «Измерение в Древнем Египте».
-Чем производили измерения древние египтяне?
(Пальцем, ладонью, локтями.)
-Измерьте стул по-древнеегипетски.
(Дети измеряют, записывают).
-Почему получились разные результаты?
-У всех разная длина рук, размер ладоней, пальцев.
-А в Древ нем Риме (обращается к картинке) существовала своя система измерения.
-Чем римляне измеряли?
(Футами, унциями, пасами, ярдами.)
-Чем мы можем измерить ткань по-древнеримски? (Ярдами.)
(Дети измеряют ткань, записывают результат).
- Сколько ярдов в куске ткани?
- Почему у всех разные результаты ?
- Как же быть, если результаты полу чаются разные?
- Представьте, что вы решили сшить костюм, измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. И вот вы пришли в магазин, продавец вам отмерил три ярда. Но вдруг во время шитья вы видите, что ткани не хватает. Вы расстроены. Что же делать, чтобы избежать таких неприятностей? А что нам посоветует дед Знай?
Дед Знай.
-Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр.
(Показ шнура длиной 1 метр.)
- Метр был создан двести лет назад во Франции. Сегодня многие страны пользуются метром. Торговля между странами стала гораздо проще и удобнее. Метр разделен на сантиметры. В одном метре сто сантиметров (показывается сантиметровая лента).
- Какие приборы для измерения длины вы знаете?
(Линейка, сантиметровая лента.)
- Посмотрите на рисунок
- Одинаковые ли это линии?
(Выслушиваются ответы детей).
Дед Знай.
- Не всегда можно доверять глазам. Проверьте теперь с ПОМОЩЬЮ линейки. Одинаковые линии? (Да.) А теперь измерьте с помощью линейки, сантиметровой ленты стульчик, кусок ткани.
(Дети производят измерения).
Дед Знай.
-Почему теперь получились у всех одинаковые результаты?
- Чем вы измеряли?
-Измерьте все, что вам хочется.
- Для чего необходимы измерительные приборы?
Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения.
Март
Занятие №1
Как сделать звук громче?
Цель: Выявить причины усиления звука.
Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул.
Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
Занятие №2
Коробочка с секретом
Задачи: Выявить причины ослабления звука.
Материалы и оборудование: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.
Ход: Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий — металл; звук шуршащий — крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким — подушкой, одеялом и т.п.)
Апрель
Занятие№1
« Мы фокусники»
«Испытание магнита»
Цели:
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.
Материалы:
Магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.
Предварительная работа:
Игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
Занятие №2
Электричество
«Волшебный шарик», «Волшебники», «Как увидеть и услышать электричество?»
Цели:
Установить причину возникновения статического электричества.
Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
Развивать умение анализировать, делать выводы, познавательную активность.
Материал:
Воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, нитки, пластмассовые расчёски, зеркало ,орг. стекло, пушинки, тёплый свитер, вода (антистатик).
«Май»
Занятие №1
«Проверим слух»
Цели:
Показать , как человек слышит звук.
Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека.
Познакомить со строением уха, его ролью в ориентировке в пространстве.
Материал:
Картинки с контурным рисунком расположения ушей по обеим сторонам головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей, схема строения уха человека, металлическая ложка, толстые бечёвки.
Занятие №2
«Наши помощники- глаза»
Цели:
Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещённости.
Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например пальцами), как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.
Материал:
Зеркало, картинки с изображениями предметов, модель глаза, повязки на глаза
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
- В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
- Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
- О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Л.В. Рыжова « Методика детского экспериментирования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет, в соответствии с их возрастными особенностями. Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира. В основе программы лежит э...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...
Рабочая программа кружка " Я- исследователь" в младшей группе
Рабочая программа кружка " Я исследователь" в младшей группе...
Рабочая программа кружка" Юный исследователь" на 2022-2023 учебный год
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его дост...