Конспект занятия «Объемная игрушка из соломки «Бычок»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лепп Наталья Анатольевна

Конспект занятия «Объемная игрушка из соломки «Бычок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Объемная игрушка из соломки «Бычок»

(с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ)

Возрастная адресованность : воспитанники подготовительной к школе группы.

Длительность мероприятия: 30 минут.

Цель: Формирование представлений детей о соломе.

Педагогический замысел:

  • Систематизировать знания детей о соломе, как части зерновой культуры;
  • Развивать умение работать по предложенным инструкциям;
  • Познакомить со свойствами смолы;
  • Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;
  • Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;
  • Упражнять в согласовании слов и движений.

Предварительная работа: Рассматривание схем построек. Обсуждение: из каких деталей строить постройки. Во время беседы отмечали процесс возведения постройки.

Материально-техническое обеспечение: Силуэтное изображение соломенного бычка, соломенный бычок, предметные картинки, разрезные картинки по сказке «Бычок – смоляной бочок», пихтовая смола, тарелка с мелкой соломкой и бумагой, изделия из соломки, колокольчик, маска бычка, картинки для схемы «Уборка зерновых».

Примерный ход занятия:

  1. Вводная часть

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Давайте в этот прекрасный день возьмемся за руки ,посмотрим друг на друга с улыбкой и ласково друг с другом поздороваемся».

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

  1. Основная часть

Воспитатель: «Ребята, перед вами выставка любимых игрушек, принесенных из дома, как много красивых игрушек вы принесли!  Хотите рассказать, из чего сделана ваша игрушка, откуда появилась, почему нравится с ней играть? Давайте встанем в круг и расскажем о своей игрушке. У вас современные, интересные игрушки, а как вы думаете, раньше были такие игрушки? А во что играли наши прадедушки, прабабушки? Я хочу рассказать вам одну историю, про то, как и чем играли дети очень давно, когда игрушки в магазинах еще не продавали. «Жили – были Ванечка и Манечка. Каждый день их мать ходила на сенокос и детей с собой брала. Ваня был старше и присматривал за сестрой. Нечем развлечь Ване Манечку. Взял он пучок сухой травы – соломы, повязал его лоскутком и получилась забавная кукла. Воспитатель показывает куклу. А сам стал играть сучком дерева, похожим на зайку. Когда они вернулись с сенокоса, отец привез им, с ярмарки, новые игрушки: кукла тряпичная – для Манечки, глиняный конек – для Ванечки. (воспитатель задает вопросы детям младшей подгруппы) — Из чего сделана эта игрушка? Какая она? (Соломенная, деревянная, глиняная, тряпичная.) — Как с ней можно поиграть? — А вы хотите поиграть с этими игрушками? (Дети младшего возраста идут играть, ООД продолжается со старшей подгруппой) — Как вы думаете, как еще играли дети раньше?
Презентация «Старинные игры и игрушки»

 Посмотрите на эти картины, с чем и как играют дети. Где вы видели такие игрушки? Из чего они сделаны? Лошадка, поросенок, уточка – свистульки. Из чего сделаны все эти игрушки? Бирюльки. Мелкие деревянные игрушки, которые нужно было подцепить крючком и перенести себе. Кто больше соберет, тот и выиграл. Деревянный желобок. Как дети здесь играют? Как вы думаете, какие правила в этой игре? (Нужно выбить, как можно больше яиц. Скатить яйцо по желобку так, чтобы столкнулось с другим) Можно было так играть и с камушками. Соломенный бычок. Соломенная кукла. А из чего сделаны эти игрушки? (Ответы детей)

Ребята, предлагаю вам пройти к столу. Я хочу вам показать очень интересную картину. Но её сначала нужно собрать. Если мы с вами дружно поработаем, то у нас всё получится. (Дети собирают разрезную картинку) Какие вы молодцы. У вас всё получилось. Что это за картина?

Дети. Это картина из сказки «Бычок – смоляной бочок».

Воспитатель. Я предлагаю вам вновь встретится с героями этой сказки.

Слушание отрывка из сказки «Смоляной бычок»
Вот бычок – смоляной бочок. Он обыкновенный бычок или нет? В чём его особенность? – 
Он соломенный, самодельный.

- Кто сделал бычка? Значит, он чей?

Его сделал дедушкаДедушкин бычок, бабушкин бычок, Алёнушкин бычок.

- Из чего дедушка сделал бычка?

Бычка дедушка сделал из соломы.

- Что такое солома?

- Солома – это травянистая часть зерновой культуры.

- Какая бывает солома?

Пшеничная солома, ржаная солома, овсяная солома, ячменная солома.

Смола – это сок дерева. Его долго-долго варят, и получается смола. Я хочу вас познакомить с пихтовой смолой. Её я собрала в нашем лесу с пихтового дерева. Возьмите каждый по палочке. Какой у неё цвет? (бесцветный, прозрачный). Имеет какой-нибудь запах? (пахнет лесом, хвойным деревом).

Каким таким интересным свойством обладает смола, если к бычку, намазанному смолой, приклеивались звери?

Предположим, что смола липучая. Проверим наше предположение. На столе кусочки бумаги, коснитесь их палочками со смолой. Что вы наблюдаете? (Они прилипли к палочке со смолой).

Какой можем сделать вывод?

Дети. Смола липкая, может приклеивать предметы.

Воспитатель. Теперь мы знаем, почему к бычку – смоляному бочку приклеивались лесные звери.

Оставьте палочки на столе и проходите к доске, садитесь на стулья.

Вот и сам бычок – смоляной бочок.

Дидактическая игра «Конструирование из счетных палочек.»

Воспитатель: «На доске образец изображения смоляного бычка. Нужно сложить бычка из счетных палочек.

Перед началом работы сосчитать, а потом вынуть из коробочки нужное количество палочек.

Сколько палочек возьмем для: для выкладывания головы? (4) туловища? (6) ног? (4) хвоста? (1).

Когда изображение из счетных палочек будет готово, дети показывают и называют части тела бычка: туловище, голова, рога, передние и задние ноги, хвост. Уточняю, какую геометрическую фигуру напоминает туловище бычка (прямоугольник)».

Динамическая пауза.

Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий – бычок.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы решили поиграть.

Колокольчик прозвенел,

И тебе водить велел.

Он становится в центр круга. Дети идут по кругу и произносят слова:

Ты соломенный бычок,

Смоляной ты наш бочок,

Выходи-ка на лужок

И поймай-ка нас, дружок. Дети останавливаются, воспитатель даёт одному из детей колокольчик, тот звенит в него. Водящий подходит к нему и узнаёт его наощупь. Тот ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. Дети возвращаются на свои места. Их ждёт настоящий соломенный бычок.

Конструирование

Воспитатель: «Сегодня мы с вами сделаем игрушку бычок из соломы. Для начала разомнем пальчики. »

Пальчиковая разминка:

В гости к пальчику большому  (вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»): 

Указательный и средний,  (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний-

Сам мизинчик – малышок  (пальцы сжаты в кулак, вверх мизинцы)

Постучался на порог.  (кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики – друзья,  (ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

Практическая деятельность

Воспитатель: «Солома - один из древних флористических материалов. Из нее плетут различные изделия и декоративные украшения, делают шикарную инкрустацию и даже шедевральные объемные картины! В зависимости от сбора, солома имеет богатую цветовую гамму теплых оттенков. Это прочный, долговечный и красивый материал, обладающий еще и золотистым блеском. Для изготовления картины из соломы необходимо правильно собрать и подготовить материал к работе. Важно проследить, чтобы солома была не мятая и не прелая. Можно использовать солому пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса и других злаков. Каждый из них имеет свои особенности как по цвету, так и по эластичности, блеску или длине соломинки. Средняя часть соломы — лучший материал для картины. Нижняя часть соломы грубая и с ней очень тяжело работать. Верхняя часть соломы узкая. Это тоже неудобно. Многие флористы заготавливают солому в разное время лета, начиная с того времени, когда колос еще зеленый. Это позволяет получить солому разных оттенков.

Для картин применяют соломенные ленты, которые придется заранее приготовить. Для этого нужно положить солому в кастрюлю и залить ее водой. Чтобы солома не всплывала нужно положить на нее небольшой груз. Я использую для этого крышку меньшего диаметра. Солому нужно немного поварить с содой, т.к сода смягчает солому (20-30 минут.) Солома становится мягкой и ее удобно расслоить. Ножом или ножницами разрезаем соломинку вдоль, после этого разглаживаем ее с двух сторон горячим утюгом (сначала с внутренней стороны, потом - внешней). Качественно обработанная солома после проглажки обязательно совьется в кольцо диаметром 10-15 см.

Самостоятельная творческая деятельность детей (помощь воспитателя затрудняющимся детям)

(Подведение итогов.)

Воспитатель: «Посмотрите ребята, как у вас хорошо получилось, вы внимательно слушали и выполняли все задания.. Можно оставить игрушки в группе на несколько дней и поиграть с ними.» (Ответы детей).

Заключительная часть

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. А  я хочу у вас спросить, о чем вы сегодня узнали? Какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вам показались трудными?» (Ответы детей.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветные игрушки"

Изучаем тему "Цвет" и "Игрушки" с детьми пятого года жизни....

Конспект занятия (НОД) "Игрушки"

Интегрированное занятие во второй младшей группе. Интегрирация: развитие речи, сенсорное развитие, изо-деятельность. Цель - формирование представлений о цветах и оттенках....

Конспект занятия "Раз игрушка, два игрушка".

Конспект досугового занятия...

Конспект занятия "Веселые игрушки" (Богородская игрушка)

Программное содержание:1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.3. Н...

Конспект занятия "Объемные геометрические тела в Тико стране"

НОД по конструированию с использованиемТИКО – конструктора«Объемные геометрические тела в ТИКО - стране»в старшей группе. Цели: закрепление знаний объемных геометрических тел че...