Важность психотехнического сопровождения естественного развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Степанова Елена Аркадьевна

В статье  даются представления о механизмах произвольной психофизической регуляции, законах их формирования в разных сферах психики в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важность психотехнического сопровождения естественного развития детей дошкольного возраста.

 У детей, по мере их взросления, повышаются способности к произвольной  психической саморегуляции и самоконтролю. Это возможность управлять своими эмоциями  и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои мысли и чувства, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.

 У детей отсутствует свойство возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время -  тринадцать-шестнадцать лет – созревание механизмов произвольной саморегуляции.

 Возможно ли способствовать росту произвольности психической саморегуляции у детей?

 Произвольная регуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых императивов, внутренних планов, представлений конечного результата своих действий. Поэтому развитие самоощущения, самопонимания, самоосознания – первый этап тренировки психической произвольности. Произвольность психической регуляции тем выше,чем больше нами руководят словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов, а эти образы включают механизмы психофизической регуляции.

 В детском возрасте способность подчинить свою психическую жизнь ярким живым образам совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребёнка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

 С возрастом эти способности утрачиваются. Можно полагать, что тренировка механизмов словесно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утрате уникальных способностей детской психики.

 Воспитателю понимание общих механизмов психофизической регуляции организма даёт инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и её произвольной регуляции.

 Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизическом единстве деятельности организма, как целостной системы. Изменение в деятельности какого-либо одного элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев.

 Понимая как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те функции, которые больше подвластны нашему волевому контролю. Нужно научиться направлять своё внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать, сравнивать эти ощущения и уж потом – произвольно менять их характер.

 У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции преобладает непроизвольное, внешние стимулы и контроль со стороны. Ребёнок направляет своё внимание туда, где яркие, громкие, новые или необычные стимулы. Он способен продуктивно сосредоточиться лишь на том, чего хочет, а не на том, что «надо».

 По мере созревания мозговых структур и определённых нервных механизмов, у ребёнка появляются механизмы для управления своим вниманием. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребёнка.

 Для того, чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребёнок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении,
  • различать и сравнивать мышечные ощущения,
  • определять соответствие характера ощущений ( напряжение-расслабление, тяжесть-лёгкость и др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями( сила-слабость, резкость-плавность и пр.),
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

 

 Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением , ещё менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.

 Пока эмоции детей ещё непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребёнку необходимо овладеть умениями:

  • произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает,
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер,
  • одновременно направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции окружающих,
  • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение.

 У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Необходимо тренировать следующие умения:

  • улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния,
  • сопереживать,
  • отвечать адекватными чувствами.

В развитии у детей описанных навыков большое значение имеет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного поведения.

 Способы поведения, которые мы демонстрируем ребёнку в обыденной жизни, являются не всегда продуктивными, иногда – неадекватными, поэтому желательна специальная работа с детьми в этом плане.

 Кроме понимания механизмов психической регуляции и формирования её на основе развития различных навыков, необходимо, работая с детьми, учитывать общие закономерности формирования психики, а именно:

  • эволюционность – длительность, непрерывность и поэтапность формирования механизмов произвольной психической регуляции,
  • иерархичность – развитие от простого к сложному,
  • гетерохронность – разновременность созревания и развития различных психических функций.

Известно, что для формирования каждой психической функции есть свой благоприятный  - сензитивный – период, своевременное использование которого в нашей работе существенно влияет на уровень достижений. Упущенное время трудно восполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.

       Содержание 1.      Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста2.      Состояни...

Методическое сопровождение физического развития детей дошкольного возраста

Данная презентация рассказывает о системе физкультурно- оздоровительной работы в детском саду....

Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста

«Речь - удивительное сильноесредство, но нужноиметь много ума,чтобы пользоваться им.»Г.Гегель...

Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста.

Рабочая программа  психологического сопровождения  и развития детей дошкольного возраста....

Психологическое сопровождение естественного развития детей (рекомендации для родителей)

Желание вырастить своего малыша физически и психически здоровым, гармоничным и счастливым – мечта каждого взрослого. Для укрепления или изменения отношений между родителями и ребенком, попр...

Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Красносельского района  г. Санкт-Петербург...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья....