«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».
материал (младшая, средняя группа)

Кузьмина Екатерина Андреевна

Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».

Группа:   средня разновозрастная группа

Цель: Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование профессиональной деятельности по теме самообразования

на 2022 – 2023 уч.г.

Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».

Педагог (Ф.И.О.) Кузьмина Екатерина Андреевна

Группа:   средня разновозрастная группа

Цель: Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи: 

  1. Формирование представлений у детей раннего возраста о многообразии нетрадиционных техник рисования;

формирование у детей практических навыков работы с различными изобразительными материалами;

умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

формирование внимания и усидчивости;

развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,

Воспитывать у детей интерес к рисованию.

  1. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по формированию творческой личности.
  2. Изучить методические источники и разработать собственный способ работы по развитию творческих способностей у детей раннего возраста.

Содержание профессиональной деятельности по теме самообразования

Период

Организация образовательной деятельности с детьми

Организация образовательной деятельности с родителями

Представление опыта работы для педагогов

Содержательная д-ть педагога

Содержательная д-ть с детьми

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Разработка перспективного планирования.

Знакомство с карандашом

«Лучики для солнца»

Знакомство с красками

Рисование пальчиками.

«Ягодки на ветке»

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать»

Папка передвижка: «Зачем детям рисовать?»

Буклет: «Нетрадиционные техники рисования»

Октябрь

Рисование пальчиками и ватными палочками

«Дождик, дождик пуще…»

«Сшили Тане сарафан»

«Золотая осень»

Буклет: «Пальчиковые краски и работа с ними».

Папка-передвижка: «Как научить ребенка рисовать, если Вы сами этого не умеете? Техника. Идеи. Секреты»

Ноябрь

Разработка и создание картотеки художественно-развивающих дидактических игр и упражнений.

Рисование   ладошками.

 «Цветные ладошки»

«Ежик»

 «Для милой мамочки»

Папка-передвижка:

«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»

Выставка на сайте детских работ за осенние период по теме: «Осень»

Декабрь

 Рисование ватными палочками.

«Идёт снег»

«Узор на окне»

«Покормим снегиря»

Буклет: «Нетрадиционные техники рисования с детьми»

Папка-передвижка: «Разноцветные ладошки»

Январь

Тычок мятой бумагой.  

«Вот зима кругом бело»

«Берёза в снегу»

Выставка творческих семейных работ «Зимняя сказка» (в нетрадиционной технике)

Февраль

Оттиск (штамп) пенопластом/картофелем.

«Гусеница».

«Кубики для Вани»

«Мячики»

«Бусы для Кати»

Выставка на сайте детских работ за зимний период по теме «Зимняя сказка»

Открытый показ НОД

Март

Рисование разные техники.

«Мимоза» (ватными палочкам)

«Как у нашего кота...»(мятой бумагой/поролон)

Стендовая информация: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»

Апрель

 Рисование разные техники:

«Космос» (Палочками)

«Одуванчики» (мятая бумага, ватные палочки, втулкой)

Рисование втулкой.        

«Салют»

Беседа/консультация/папка-передвижка «Изучение нетрадиционной техники рисования «Набрызг».

Май

Сбор и подготовка материалов для творческого отчёта по теме самообразования.

Подготовка выставки детских работ.

Выставка детских работ.

Творческий отчёт по теме самообразования

Ожидаемый результат

у детей раннего возраста сформированы представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

сформированы практические навыки работы с различными изобразительными материалами;

умеют самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

наблюдается динамика в развитии мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

могут ориентироваться на листе;

Демонстрируют внимание и усидчивость.

Дети демонстрируют изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Дети проявляют интерес к рисованию.

Родители являются активными участниками

Тиражирование разработанных материалов

  1. Какой опыт работы можете представить по теме самообразования?

Открытый просмотр НОД.

Творческий отчет о проделанной работе в мае.

2. Какое мероприятие хотели бы показать на уровне детского сада (РМО, района)?

Предоставление опыта работы на РМО.

Организация проектной деятельности на 2022-2023 уч.г.

Тема «Цветные ладошки»

Срок/период реализации: 1 год (сентябрь-май)

Задачи:

Развить и укрепить мелкую моторику рук.

Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования: пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности.

Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Обогатить словарный запас.

Ожидаемый результат:

динамика в развитии тонкомоторных навыков;

ознакомлены с нетрадиционными техниками рисования;

получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования изображении предметов и явлений окружающей действительности;

обогащение словарного запаса детей.

Используемые (планируемые к использованию в учебном году)

современные образовательные технологии

на 2022-2023 уч.г.

Социально-коммуникативное развитие

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель: сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Познавательное развитие

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Художественно-эстетическое развитие

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель: является снятие психоэмоционального напряжения детей.

Виды: арт-терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.

Физическое развитие

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Отчет работы по теме самообразования (форма)

за 2022 – 2023 уч.г.

Ф.И.О. Кузьмина Екатерина Андреевна 

Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».

Результаты деятельности:

Дети

Родители

Профессиональный рост

Задача № 1: 

Формирование представлений у детей раннего возраста о многообразии нетрадиционных техник рисования;

формирование у детей практических навыков работы с различными изобразительными материалами;

умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

формирование внимания и усидчивости;

развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Воспитывать у детей интерес к рисованию.

Степень выполнения: данная задача в течении года выполнена

Результат: какие мероприятия проведены, участие в мероприятиях, реализация проектов, мониторинг развития детей, др.).

Реализован проект «Цветные ладошки».

Свою работу начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками, ладошками. Затем постепенно вводила новые: рисование ватными палочками, оттиск(штамп), смятой бумагой, втулками и самый сложным оказалось кляксография - выдувание через трубочку.

Я использовала совместную деятельность воспитателя и детей.

Применяла такие методы как, словесные, наглядные, практические, игровые.  

У детей вырос интерес к нетрадиционной технике рисования. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились.

На основании теоретического материала, и практического опыта уже на начальном этапе я увидела и влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Работая в этом направлении,  убедилась в том, что рисование нетрадиционными способами положительно влияют на эмоции детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности рисовать.

С родителями работа осуществлялась через анкетирование, папки передвижки, буклеты и памятки:  

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать»

Папка передвижка: «Зачем детям рисовать?»

Буклет: «Нетрадиционные техники рисования»

Папка-передвижка: «Как научить ребенка рисовать, если Вы сами этого не умеете? Техника. Идеи. Секреты»

Стендовая информация:

«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»

Буклет: «Нетрадиционные техники рисования с детьми»

Стендовая информация: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»

Тематическая семейная выставка не состоялась из-за высокой заболеваемости детей. И закрытия группы.

Изучила методическую литературу:

Бурно, Е. М. Терапия творческим самовыражением /Е. М. Бурно. - М.: Медицина, 1989. – 304 с.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные методики рисования в детском саду /Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2008. - 88 с.

Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. /М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта /В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1981. – 133 c.

Прохорова, А Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей /А. Прохорова //Мама и малыш. – 2004. - № 5. – С. 5-9

Фатеева, Т.Ф. Изотерапия. Методические рекомендации /Т.Ф. Фатеева. – Киселёвск: Чиж, 2010. – 17 с.

Разработала проект «Цветные ладошки»

у детей сформированы представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

сформированы практические навыки работы с различными изобразительными материалами;

наблюдается динамика в развитии мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

могут ориентироваться на листе;

Демонстрируют внимание и усидчивость.

Дети демонстрируют изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Дети проявляют интерес к рисованию.

Родители являются активными участниками

Тиражирование разработанных материалов

Задача № 2. 

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по формированию творческой личности.

Задача № 3.        

Изучить методические источники и разработать собственный способ работы по развитию творческих способностей у детей раннего возраста.

Результат внедрения технологий.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель: снятие психоэмоционального напряжения детей.

Виды: арт-терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.

Результат работы с детьми, с родителями, личностный рост:

Внедрение этой технологии поспособствовало тому, что большинство детей избавились от напряжения и страха, раскрепостились

__________________________________________________________________________________ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Результат работы с детьми, с родителями, личностный рост:

внедрение данной технологии поспособствовала на обеспечения эмоционального комфорта,  позитивного психического самочувствия детей, повысился уровень физического, психического здоровья ребенка.

__________________________________________________________________________________

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель: сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Результат работы с детьми, с родителями, личностный рост:

С помощью игровой технологии развивается творческие способности, мышление и воображение

__________________________________________________________________________________

Какой опыт работы можете представить на следующий 2023 – 2024 уч.г.

в рамках профессиональных сообществ КГО (педчтения, РМО, конференции):

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ваши предложения на следующий учебный год по реализации годового плана

(какие мероприятия Вы хотели бы видеть, укажите интересующую Вас тему, формы работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные  техники рисования»...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования - "цветная соль""

Цель данного мастер - класса - расширить представления педагогов о развитии творчества детей через обучение рисованию цветной солью...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

Консультация для родителей: Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования".

Овладение разнообразными движениями руки, способами действия различными материалами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развити...