Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования
рабочая программа по рисованию
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»
Парциальная программа
«Маленький художник»
(Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования)
Сокольникова Анна Васильевна
Первая квалификационная категория
с. Кабанск
2016г.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Актуальность программы «Маленький художник» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. №1155). Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Развивать художественно- творческие способности детей;
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
Принципы построения программы:
- Систематичность и последовательность подачи материала;
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Динамичность (техника понятна и освоена в совершенстве)
- Сравнение (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослого;
- Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
Используемые техники:
- Пластелинография;
- Рисование ватными палочками;
- Рисование ладошками;
- Граттаж;
- Печать по трафарету;
- Рисование крупами;
- Ниткография;
- Фротаж.
Работа с родителями:
- Папка передвижка « Как научить ребёнка рисовать»;
- Выставка детско – родительских работ;
- Семинар – практикум «Чем и как можно рисовать»;
- Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»;
- Консультация «Развитие детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования».
Планируемые результаты:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Список используемой литературы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.; «Издательство Скрипторий 2003», 20076г.;
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика – Синтез, 2008г.;
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.;
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
Диагностика.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник | ||
Начало года | Конец года | |||
1 |
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план по нетрадиционной технике рисования в старшей группе
Тема недели | Тема НОД | Способ нетрадиционной техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
Прощай лето. | «Лето красное прошло» | Пластелинография | Познакомить детей с художественной нетрадиционной техникой пластелинография. Закреплять умения работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о лете. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение. |
Витаминная корзина. | Полезные фрукты. | Печать по трафарету. | Учить детей рисовать яблоки на ветке, используя технику печать по трафарету; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продукта; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. |
Октябрь | |||
Разноцветная осень. | «Осенний лес» | Гроттаж. | Познакомить с техникой гроттаж. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления рисовать разнообразные деревья ( большие, маленькие, высокие, низкие, прямые, искривлённые). Развивать активность, творчество. Формировать умения радоваться красивым рисункам. |
День Народного Единства. | «Салют» | Ниткография. | Продолжать знакомить детей с техникой рисования нитью. Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем, недостающие детали дорисовывать по своему усмотрению используя различные техники рисования. |
Ноябрь | |||
День матери. | «Платок для мамы» | Ниткография. | Продолжать знакомить с техникой рисования нитью. Учить детей определять особенности расположения узора в центре и по краям листа. Поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным. |
По улицам села. | «Мой любимый дом» | Пластелинография» | Продолжать учить детей рисовать при помощи техники пластелинография. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. формировать умение оценивать рисунки. |
Декабрь | |||
Новый год | «Варежка Деда Мороза» | Фротаж. | Познакомить детей с техникой Фроттаж. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства; развивать воображение. |
Новый год | «Новогодняя ночь» | Гроттаж. | Продолжать знакомить с данной техникой. Использовать различные способы рисования. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь; отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закреплять умение создавать композицию. |
Январь | |||
Россия Родина моя. | «Флаг России» | Рисование крупами. | Активизировать экспериментирования дошкольников, способствовать использование в качестве изобразительного материала всего того что находится под рукой: песок, крупы и т.д. |
Зима в природе. | «Следы зверей на снегу» | Печать по трафарету. | Закреплять умение рисовать трафаретом. Учить передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление к самостоятельному решению образа. |
Февраль | |||
Будем добрыми. | «Конфета для друга» | Фроттаж. | Закрепить умение рисовать в технике фроттаж. Развивать чувство цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества. |
День защитника отечества. | 2Военные корабли» | Сочетание разных техник рисования. | Создавать условия для свободного экспериментирования с разным художественным материалом. Развивать творческие способности, воображение. |
Март | |||
Международный женский день. | «Мимоза» | Ниткография. | Закреплять умение рисовать при помощи нити. Расширять знания о цветах; формировать нравственные основы6 внимание и любовь к близким, желание делать подарки. |
Весна. | «Берёзы весной» | Пластелинография, рисование крупами. | Продолжать учить сочетать разные техники рисования между собой. Закреплять знания о деревьях. |
Апрель | |||
Народная культура и традиции. | «Матрёшка» | Рисование крупой. | Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки. Развивать умения украшать силуэт матрёшки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе деятельности. |
Весна. | «Весеннее небо» | Сочетание разных техник. | Создать условия для свободного экспериментирования с разными художественными материалами. Учит изображать небо разными способами. Создавать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. |
Май | |||
День победы. | «Праздничный салют» | Граттаж. | Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника победы: создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а в вверху - салют. Воспитывать чувство гордости за свою страну. |
Лето. | «Здравствуй лето!» | Коллективная работа детей, создание при помощи совмещения разных техник рисования. | Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник рисования. Продолжать учить работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-226959-1364136789.jpg)
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ...
Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные техники рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-496149-1582812615.jpg)
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-1013945-1550141635.jpg)
Мастер - класс "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования - "цветная соль""
Цель данного мастер - класса - расширить представления педагогов о развитии творчества детей через обучение рисованию цветной солью...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/22/picture-1182001-1582343719.jpg)
Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877931-1484499128.jpg)
Консультация для родителей: Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования".
Овладение разнообразными движениями руки, способами действия различными материалами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развити...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1116367-1584698881.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.Большой потенциал для раскрытия твор...