Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования
рабочая программа

Сокольникова Анна Васильевна

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Парциальная программа

«Маленький художник»

(Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования)

Сокольникова Анна Васильевна

Первая квалификационная категория

с. Кабанск

2016г.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Актуальность программы «Маленький художник» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

 Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. №1155).                                                                                                                Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  •  Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Развивать художественно- творческие способности детей;
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
  •  Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

Принципы  построения программы:

  • Систематичность и последовательность подачи материала;
  • Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Динамичность (техника понятна и освоена в совершенстве)
  • Сравнение (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослого;
  • Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

Используемые техники:

  • Пластелинография;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование ладошками;
  • Граттаж;
  • Печать по трафарету;
  • Рисование крупами;
  • Ниткография;
  • Фротаж.

Работа с родителями:

  • Папка передвижка « Как научить ребёнка рисовать»;
  • Выставка детско – родительских работ;
  • Семинар – практикум «Чем и как можно рисовать»;
  • Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»;
  • Консультация «Развитие детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования».

Планируемые результаты:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и   инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Список используемой литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.; «Издательство Скрипторий 2003», 20076г.;
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика – Синтез, 2008г.;
  4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.;
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.

 Диагностика.

Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
  4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

п/п

Ф.И. ребенка

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Начало года

Конец года

1

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план по нетрадиционной технике рисования в старшей группе

Тема недели

Тема НОД

Способ нетрадиционной техники

Программное содержание

Сентябрь

Прощай лето.

«Лето красное прошло»

Пластелинография

Познакомить детей с художественной нетрадиционной техникой пластелинография. Закреплять умения работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о лете. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение.

Витаминная корзина.

Полезные фрукты.

Печать по трафарету.

Учить детей рисовать яблоки на ветке, используя технику печать по трафарету; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продукта; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Октябрь

Разноцветная осень.

«Осенний лес»

Гроттаж.

Познакомить с техникой гроттаж. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления рисовать разнообразные деревья ( большие, маленькие, высокие, низкие, прямые, искривлённые). Развивать активность, творчество. Формировать умения радоваться красивым рисункам.

День Народного Единства.

«Салют»

Ниткография.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования нитью. Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем, недостающие детали дорисовывать по своему усмотрению используя различные техники рисования.

Ноябрь

День матери.

«Платок для мамы»

Ниткография.

Продолжать знакомить с техникой рисования нитью. Учить детей определять особенности расположения узора в центре и по краям листа. Поощрять творческие находки и стремление детей к  созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

По улицам села.

«Мой любимый дом»

Пластелинография»

Продолжать учить детей рисовать при помощи техники пластелинография. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. формировать умение оценивать рисунки.

Декабрь

Новый год

«Варежка Деда Мороза»

Фротаж.

Познакомить детей с техникой Фроттаж. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства; развивать воображение.

Новый год

«Новогодняя ночь»

Гроттаж.

Продолжать знакомить с данной техникой. Использовать различные способы рисования. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь; отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закреплять умение создавать композицию.

Январь

Россия Родина моя.

«Флаг России»

Рисование крупами.

Активизировать экспериментирования дошкольников, способствовать использование в качестве изобразительного материала всего того что находится под рукой: песок, крупы и т.д.

Зима в природе.

«Следы зверей на снегу»

Печать по трафарету.

Закреплять умение рисовать трафаретом. Учить передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление к самостоятельному решению образа.

Февраль

Будем добрыми.

«Конфета для друга»

Фроттаж.

Закрепить умение рисовать в технике фроттаж. Развивать чувство цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.

День защитника отечества.

2Военные корабли»

Сочетание разных техник рисования.

Создавать условия для свободного экспериментирования с разным художественным материалом. Развивать творческие способности, воображение.

Март

Международный женский день.

«Мимоза»

Ниткография.

Закреплять умение рисовать при помощи нити. Расширять знания о цветах; формировать нравственные основы6 внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Весна.

«Берёзы весной»

Пластелинография, рисование крупами.

Продолжать учить сочетать разные техники рисования между собой. Закреплять знания о деревьях.

Апрель

Народная культура и традиции.

«Матрёшка»

Рисование крупой.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки. Развивать умения украшать силуэт матрёшки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе деятельности.

Весна.

«Весеннее небо»

Сочетание разных техник.

Создать условия для свободного экспериментирования с разными художественными материалами.  Учит изображать небо разными способами. Создавать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Май

День победы.

«Праздничный салют»

Граттаж.

Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника победы: создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а в вверху  - салют. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Лето.

«Здравствуй лето!»

Коллективная работа детей, создание при помощи совмещения разных техник рисования.

Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник рисования. Продолжать учить работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные  техники рисования»...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования - "цветная соль""

Цель данного мастер - класса - расширить представления педагогов о развитии творчества детей через обучение рисованию цветной солью...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

Консультация для родителей: Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования".

Овладение разнообразными движениями руки, способами действия различными материалами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развити...

Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.Большой потенциал для раскрытия твор...