«Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
календарно-тематическое планирование
«Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка»
Утверждено
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №7 «Ромашка»
__________ И.М.Шибанова
План самообразования
на 2023-2024 уч.год
по теме: «Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Составила:
воспитатель
Тюменкова Ольга
Владимировна
Богородск, 2023 – 2024 уч. г.
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Тема «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» по самообразованию выбрана мною не случайно. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2020 – 2021 учебном году внедряла экспериментирование в совместную деятельность педагога с детьми, в НОД, на прогулках и отметила для себя, что детей очень заинтересовала тема исследования живой природы.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и
экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих
опытов.
Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
1.2 Актуальность выбранной темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
1.3 Цель и задачи плана по самообразованию
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования; изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей в процессе экспериментирования;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
1.4 Методы и приемы:
Существуют разные формы работы с детьми: групповой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- проектная деятельность;
- презентации;
- трудовые поручения, действия.
1.5 Формы работы:
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по вопросам использования экспериментирования как средства поисково-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) .
1.6 Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
1.7 Планируемые результаты
Планируемые результаты для детей:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной, поисково-исследовательской активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии).
Планируемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
План работы
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностичес-кий этап | 1.Изучение научной литературы, методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования. 2.Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста; 3.Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности. | в течение года Сентябрь, октябрь, ноябрь (в течение года). Сентябрь | 1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду». И.Л.Паршутова. стр.63. 2.«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов. 3. «Занимательные опыты и эксперименты». Москва. Айрис пресс. 4. «Почемучка». А.Дитрих, Г.Юрмин. 5. «Занимательные опыты». О.М.Наумова 6. «Домашняя лаборатория». 7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами». М.Султанова. 8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ. 1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ. 2. «Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации». Н.В.Нищева. 3. «Секреты природы- это так интересно!» Л.В.Ковинько 1. Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду. |
Практический этап | 1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему самообразования. 2. Посещение ООД воспитателей, специалистов своего ДОУ. 3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов. 4.Работа с родителями. | В течение года. Ноябрь, декабрь. В течение года. Январь- май. | 1. Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии ФГОС ДОУ. 1. Обмен опытом с коллегами своего ДОУ: - изучение предметно-пространственной развивающей среды в группах разных возрастов.
3. Участие во всероссийских и международных конкурсах, викторинах на тему самообразования. 1. Участие в конкурсе совместно с родителями по экспериментальной деятельности «Я познаю мир». |
Обобщающий этап | 1. Подведение итогов о проделанной работе на тему самообразования. 2.Оформление результатов (самоанализ). | Апрель, май. | 1. Обмен опыта на городских метод объединениях, педсоветах ДОУ. 2. Проведение серии открытых мероприятий для родителей. 3. Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ. 4. Оформление отчета о проделанной работе на сайте детского сада. 5. Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер- классов на базе своего ДОУ по поисково-исследовательской деятельности активности детей дошкольного возраста. |
Внедренческий этап | 1.Распространение опыта работы на тему самообразования. | 1. Публикация на сайтах, в журналах. 2. Организация мастер-классов для педагогов. 3.Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте детского сада 4. Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада. |
3.2 Вывод
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
3.3 Методическое обеспечение
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
- О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
- Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
- Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
- Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
- Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
- Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
- А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками
Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....
Презентация "Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач средствами ИКТ"
Обобщение педагогического опыта....
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ФЦКМ и художественно-эстетическому воспитанию, при ознакомлении дошкольников с обитателями Мирового океана
Цель: формирование представлений о Мировом океане и его обитателях....
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами овощей. Занятие –игра «Готовим винегрет»
Закрепление знаний об основных овощных культурах...
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....