«Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
календарно-тематическое планирование

Тюменкова Ольга Владимировна

«Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка»

                                                                        Утверждено

                                                                         Заведующий МБДОУ

                                                                                   «Детский сад №7 «Ромашка»

                                                                                   __________ И.М.Шибанова  


План самообразования

на 2023-2024 уч.год

по теме: «Развитие познавательного интереса у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе экспериментирования»




                                                     Составила:

                                                       воспитатель

                                                           Тюменкова Ольга

Владимировна

Богородск, 2023 – 2024 уч. г.

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Тема «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» по самообразованию выбрана мною не случайно. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Так же в 2020 – 2021 учебном году внедряла экспериментирование в совместную деятельность педагога с детьми, в НОД, на прогулках  и отметила для себя, что детей очень заинтересовала  тема исследования живой природы.

Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и

экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих

опытов.

Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

1.2 Актуальность выбранной темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

1.3  Цель и задачи плана по самообразованию

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования; изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей в процессе экспериментирования;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

1.4 Методы и приемы:

Существуют разные формы работы с детьми: групповой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры;

- проектная деятельность;

- презентации;

- трудовые поручения, действия.

1.5 Формы работы:

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по вопросам использования экспериментирования как средства поисково-исследовательской  активности детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) .

1.6 Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

1.7 Планируемые результаты

 Планируемые результаты для детей:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, поисково-исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии).

Планируемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

План работы

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностичес-кий этап

1.Изучение научной литературы, методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.

2.Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;

3.Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.

в течение года

Сентябрь, октябрь, ноябрь             (в течение года).

Сентябрь

1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду».

 И.Л.Паршутова. стр.63.

2.«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников».                Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.

3. «Занимательные опыты и эксперименты».

Москва. Айрис пресс.

4. «Почемучка».

А.Дитрих, Г.Юрмин.

5. «Занимательные опыты».

О.М.Наумова

6. «Домашняя лаборатория».

7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами».

М.Султанова.

8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ.

1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ.

2. «Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации».

Н.В.Нищева.

3. «Секреты природы- это так интересно!»

Л.В.Ковинько

1. Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду.

Практический этап

1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему самообразования.

2. Посещение ООД воспитателей, специалистов своего ДОУ.

3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов.

4.Работа с родителями.

В течение года.

Ноябрь, декабрь.

В течение года.

Январь- май.

1. Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии  ФГОС ДОУ.

1. Обмен опытом с коллегами 

своего ДОУ:

изучение предметно-пространственной развивающей 

среды в группах разных возрастов.


2.Изучение дополнительной  литературы.

3. Участие во всероссийских и международных  конкурсах, викторинах на тему самообразования.

1. Участие в конкурсе совместно с родителями по экспериментальной деятельности «Я познаю мир».

Обобщающий этап

1. Подведение итогов о проделанной работе на тему  самообразования.

2.Оформление результатов (самоанализ).

Апрель, май.

1. Обмен опыта на городских метод объединениях, педсоветах ДОУ.

2. Проведение серии открытых мероприятий для родителей.

3. Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.

4. Оформление отчета о проделанной работе на сайте детского сада.

5. Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер- классов на базе своего ДОУ по поисково-исследовательской деятельности  активности детей дошкольного возраста.

Внедренческий этап

1.Распространение опыта работы на тему самообразования.

1. Публикация на сайтах, в журналах.

2. Организация мастер-классов для педагогов.

3.Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте детского сада

4. Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада.

3.2 Вывод

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

3.3 Методическое обеспечение

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  2. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
  3. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
  4. Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
  5. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  6. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
  7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
  8. А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....