РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
консультация (старшая группа) на тему

Решетникова Лариса Сергеевна

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshetnikova_l.s._statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Решетникова Л.С.,воспитатель

МБДОУЦРР детский сад №11 г.Саяногорска

        Ребенок дошкольного возраста - любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, он делает множество открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуальным средством развития дошкольников.

        Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Оно позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование - это естественная закономерная форма познания окружающего мира, соответствующая его возрасту, которой пронизана сама жизнь ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Экспериментирование является эффективным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

        Однако практической организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста в ДОУ уделяется недостаточное внимание. Не всегда в группах старшего дошкольного возраста можно увидеть центры экспериментирования, где ребенок мог бы удовлетворить свой познавательный интерес.

        Мы провели исследование по выявлению влияния организованной развивающей среды на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Наша работа была начата с создания условий для экспериментирования в экспериментальной группе.

        В группе мы оборудовали минилабораторию, укомплектовали всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком, водой и сыпучими продуктами, то есть всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность дошкольников). Зона экспериментирования располагалась в удобном для детей месте и всегда была открыта для свободного доступа. В неё мы постоянно вносили элементы новизны, что стимулировало познавательную активность. В этой зоне всегда наблюдалось большое количество детей, и нам иногда приходилось регулировать отношения и организовывать экспериментальную деятельность ребят. Опираясь на построение развивающей среды, мы постарались организовать пространство в группе таким образом, чтобы она была интересной, наполненной и помогла самостоятельному поисковому развитию ребенка.

        В центре экспериментирования мы организовали непосредственно образовательную деятельность для детей. Каждая НОД тщательным образом готовилось, обязательно определялись цели, задачи эксперимента или элементарного опыта. Учитывая то, что для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач, мы старались постепенно вводить их в практику экспериментирования с детьми. Например, при изучении свойств воздуха, воды, а также свойств и качеств предметов, перед детьми ставились следующие задачи:

-Как доказать, что... (воздух может передвигать предметы и т. п.)

-Сколькими способами можно осуществить это действие... (потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.)

- Предскажите, что получится, если... (положим иголку на поверхность воды, положим монету в блюдце, заполненное водой до самых краев; какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т.п.).

        Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Иногда мы старались допускать неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Так, мы иногда выполняли неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки. рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.

        В заключение проведения опыта или эксперимента воспитатели стремились к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

        Иногда специально организованному экспериментированию предшествовали наблюдения, которые нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений мы старались соблюдать необходимые требования, предъявляемые к наблюдению. Мы считаем очень важным правильно выбрать объект для наблюдения. Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается.

        Главное внимание мы обращали на требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, старались отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Эксперименты с незнакомыми объектами старались проводить только под руководством воспитателя, подбирать объекты таким образом, чтобы был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части.

        Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, мы старались постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

        В процессе экспериментирования идет обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимо, чтобы ребенок воспроизводил в речи увиденное, формулировал обнаруженные закономерности и делал выводы. Всему этому в процессе организации экспериментирования учились наши дети. В процессе экспериментирования дети не только знакомились с новыми фактами, но и шло накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

        Экспериментирование старались включать в разнообразную самостоятельную деятельность детей: в игру, труд, прогулки, игры с песком и водой и т. д. Мы считаем это важнейшим условием развития познавательного интереса у детей. Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, лепке и рисованию

        Таким образом, проведенная целенаправленная работа позволила выявить следующие педагогические условия для формирования и развития познавательного интереса дошкольников:

-целенаправленная организация среды;

-создание условий для активных действий;

-вовлечение в процесс самостоятельного поиска;

-вопросы проблемного характера;

-разнообразие организуемой интересной деятельности;

-предлагаемая система заданий должна быть трудной, но посильной;

-положительная оценка результатов деятельности;

-учебный материал должен подаваться эмоционально;

-развивать у ребенка чувство собственного достоинства;

-позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;

-развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

-использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

        Соблюдение перечисленных педагогических условий способствовало эффективности всей проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

О формировании у детей познавательного интереса к природе, к жизни растений, явлениям неживой природы....

Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...