Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
проект (старшая группа) на тему
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Актуальность темы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Китайская мудрость
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Цель самообразования: помочь детям раскрыть удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности, логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи различных явлений; повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний (путем изучения методической литературы, интернет ресурсов, через консультации, семинары-практикумы).
- Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
- Разработать план работы с детьми по данной теме.
- Оформить в группе мини лабораторию.
- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности посредством различных форм работы.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
- Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Формировать у детей разные способы познания.
Сроки реализации проекта | Содержание работы в проекте | Практические выходы проекта |
Сентябрь | - Разработать план работы по самообразованию. - Изучить научно-методическую литературу, передовой педагогический опыт по теме проекта. - Изучить опыт педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати). - Создать картотеку опытов и экспериментов (в течение учебного года). - Пополнить опытно-экспериментальный центр с помощью родителей (создать мини-лабораторию). - Провести разъяснительную работу с родителями по развитию их компетентности в соответствии с темой проекта. - Разработать и провести цикл занятия по ОЭД в рамках проекта самообразования (в течение учебного года). | - План работы по самообразованию. - Изученная литература: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - Картотека опытов и экспериментов согласно плану самообразования. - Консультация для родителей: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка». - Наличие полноценного центра опытно-экспериментальной деятельности. - Цикл занятий по ОЭД в рамках проекта «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности». |
Октябрь | Продолжать знакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью воздуха в природе. Провести опыты и эксперименты с воздухом. | - Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». - Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория». |
Ноябрь | Опытно-экспериментальным путем исследовать свойства воды, ее взаимодействие с воздухом; увидеть круговорот воды в природе в лабораторных условиях. | - Консультация для родителей: «Опыты в домашних условиях». - Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «В лаборатории профессора Умникуса». |
Декабрь | Исследовать совместно с детьми свойства песка, глины, камня; с помощью опытной деятельности выявить их роль в природе и жизнедеятельности людей. Предложить родителям вместе с ребенком вырастить кристаллы в домашних условиях. | - «Гончарно-ремесленная школа» (практическая деятельность детей). - Консультация для родителей: «Выращиваем кристаллы в домашних условиях». |
Январь | Провести исследования по теме: «Что мы знаем о соли, сахаре, соде, лимонной кислоте, природе их происхождения. Кристаллы». Провести опыты и эксперименты. | - Консультация для родителей: «Кристаллические вещества и опыты с ними в домашних условиях». - Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «Исследования в лаборатории профессора Умникуса». |
Февраль | Опытно-экспериментальным путем исследовать вместе с детьми свойства магнита, познакомить с природой его происхождения. Сделать развивающие игры: «Найди клад», «Посади бабочку», а также магнитный театр (в рамках «Клуба взаимопомощи»). | - Развивающие игры: «Найди клад», «Посади бабочку». - Магнитный театр. - Познавательно-игровой вечер: «Магнитные чудеса». |
Март | Познакомить детей с понятием электричество. Опытно-экспериментальным путем установить природу происхождения природного явления - гроза, понять природу ее возникновения. | - Сюжетно-ролевая игра: «В научной лаборатории».
|
Апрель | Провести итоговое развлекательное мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука». | - Итоговое мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука». - Репортаж о научных исследованиях в лабораторных условиях. - Отчет о проделанной работе за учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками
Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...
Презентация "Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач средствами ИКТ"
Обобщение педагогического опыта....
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ФЦКМ и художественно-эстетическому воспитанию, при ознакомлении дошкольников с обитателями Мирового океана
Цель: формирование представлений о Мировом океане и его обитателях....
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами овощей. Занятие –игра «Готовим винегрет»
Закрепление знаний об основных овощных культурах...
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....
Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Страна красок».
Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Тема «Страна красок».Цель:·...