Самообразование: «Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с РАС».
методическая разработка
Цель:
Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.
Задачи:
1. Проведение анализа научно - методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Актуальность темы
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО:
Старший воспитатель
КУ «Урайский специализированный
Дом ребенка
___________________ Н.Е. Савельева
Казенное учреждение Ханты - Мансийскйй автономный округ - Югра
«Урайский специализированный Дом ребенка»
САМООБРАЗОВАНИЕ
тема:
«Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с РАС».
2021 – 2022 учебный год
Разработала воспитатель: Ефимова Н.В.
г. Урай, 2021 г.
Цель:
Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.
Задачи:
1. Проведение анализа научно - методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Актуальность темы
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Предполагаемый результат:
Этапы самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы.
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
- Формирование опыта по теме.
- Внедрение в практику.
- Представление опыта работы по теме.
- Предполагаемые сроки выполнения каждого этапа.
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
- Отчет на педагогическом совете о проделанной работе по теме самообразования, в виде презентации.
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Развитие связной речи» | Анкетирование |
Выложи сказку «Курочка Ряба» Выложи сказку „Репка" | Дидактическая игра |
«Поиграем вместе» | Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе |
«Репка» | Драматизация сказки |
«Теремок» | Инсценирование и показ на фланелеграфе |
«Слепим яичко» | Лепка по сказке |
«Колобок» | Пальчиковый театр (показ воспитателем) |
«Колобок катится по дорожке» | Рисование по сказке |
«Для самых маленьких» | Изготовление Лэпбука |
«Теремок» | Чтение и обсуждение сказки |
«Волк и семеро козлят» | Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Чтение сказки |
«Релаксация перед сном» | Слушание колыбельных песен перед сном. |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат?
4 .Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работ
- форма отчета по проделанной работе
- формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- выступление на педсовете
- консультация
- семинар-практикум
- показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- выставки детского творчества
«Роль сказки в жизни дошкольника» | Изготовление папки- передвижки |
«Роль книги в жизни ребенка | Консультация |
«Наши любимые сказки» | Выставка конкурсных работ среди воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/03/picture-114647-1349248255.jpg)
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
В рамках реализации проектной деятельности на тему: "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей".Мной был составлен комплекс ко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-116937-1374170378.jpg)
«Использование элементов декоративно – прикладного искусства в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии».
Материал статьи можно использовать в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-275733-1375196441.jpg)
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста.Игры, предлагаемые далее, подбирались ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/19/picture-199570-1400473944.jpg)
Коррекционо-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с СДВГ в сенсорной комнате.
Основные принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста сСДВГ в сенсорной комнате....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322660-1382437668.gif)
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-75768-1420723919.jpg)
Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"
В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы. Согласн...
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.
В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....