Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Воложина Алена Владимировна

Среди методов, используемых практической психоло­гической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста.Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом воз­можности их использования и в повседневной жизни де­тей, имеющих проблемы.

Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контак­ту с другими людьми; развитию уверенности в себе, пози­тивного самовосприятия.

Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так и с развивающимися в рамках возрастной нормы. В каж­дой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно сюжетно-ролевая игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

Психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

  1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
  2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.

Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы. В первом разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

развитие невербальных средств общения;

осознание собственных чувств и переживаний;

развитие интереса к сверстникам;

развитие умения действовать согласованно;

развитие умения вступать в диалог.

Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.

Во второй части представлены игры, целью которых является развитие:

пространственного мышления;

слухового внимания, восприятия;

речи, активного словаря;

навыков счета;

наблюдательности;

а также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

Необходимо уточнить, что такое деление игр очень условно, так как многие из них помогают в решении сразу нескольких проблем. Так, например, игра «Оживи картинку» (автор — М. Сигимова) имеет своей целью не только развитие воображения и памяти, но и развитие коммуникативных навыков. Важно, какие акценты делать в процессе ее использования.

Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так и с развивающимися в рамках возрастной нормы. В каждой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.

РАЗДЕЛ 1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ                      И   ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Кинолента (М. Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа (6—7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

Мысленное путешествие по картинке (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

        Количество играющих: двое и более.

     Необходимые приспособления: картина.

    Описание игры: взрослый показывает детям картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

Где ты сейчас находишься?

Что видишь, слышишь?

Что происходит во время твоего путешествия?

Есть ли кто-то рядом?

Что бы ты хотел сейчас сделать?

Хочется ли тебе уйти с картины?

Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

Комментарий: игра содержит ярко выраженный диагностический аспект, так как с помощью предложенных вопросов взрослый может помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир, особенности своего «Я», узнать, какие взаимоотношения складываются в его семье. Главное — идти за ребенком, вовремя задать нужный вопрос.

Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

     Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций» учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

Две игрушки — поменяемся местами

(О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 5 и более.

Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 5-15.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участок очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

Третий лишний

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.        

Количество играющих: четное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1—2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выбирают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убегающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя перебегать через круг, в этом случае он становится догоняющим.

Комментарий: игра требует сосредоточенности и сообразительности. Необходимость четкого соблюдения правил и высокий темп делают игру интересной. Игра характеризуется высокой эмоциональной интенсивностью, поэтому не рекомендуется проводить ее между занятиями или незадолго до сна.

Кенгуру

Цель: развитие координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

       Возраст: любой.

      Количество играющих: любое.

      Необходимые приспособления: мячи.

 Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20—30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей- дошкольников, требует некоторой тренировки.

Кто больше?

Цель: развитие ловкости и координации.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладывают мелкие предметы (10—15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача — собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом.

Комментарий: чтобы дети собирали предметы как можно быстрее, предлагается ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится. Двойственность игровой задачи (собирать предметы и одновременно следить за тем, чтобы не задел мяч) усложняет игру, но и делает ее более интересной. Ведь ребенку необходимо произвольно распределить внимание между разнонаправленными по сути действиями.

Гонка мячей

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цветов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Игру можно немного усложнить, если предложить такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

           Вулкан (JI. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не бежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора-вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дemu показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей - «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

         Давайте познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

          Магнит и шарики (JL Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: группа.

    Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выходят из игры.

         «Мирные» и «воинственные»

Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-10.

Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко - к племени «воинственных». По легенде, племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энер-. гичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента - это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

Менялки

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше.

Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.

Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого... (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать свое поведение.

          Живая картина (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

                           Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.       Возраст: любой.

Количество играющих: двое или больше.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

         Падающая башня (Н. Кряжева)

Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два и более, до 5-ти.

Необходимые приспособления: подушки.

Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.

Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы.

Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.

     Высвобождение гнева (К. Рудеетам)

Цель: отреагироваыие негативных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: любой.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли. Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

     Колдун (С. Чижова)

Цель: развитие невербальных средств общения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-6.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого лишает заколдованного ребенка способности говорить. Зоколдованный должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна».

Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

      Сиамские близнецы (К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: кратное двум.

   Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разногo цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».        Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Картонные башни (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветной картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное

общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Небоскреб (К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.

   Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта.        Дети должны самостоятельно попытаться

найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.        

Растущие цветы

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: 1-3, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20- 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией...

Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге.

Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу понимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения...

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8—10.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей) и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. Бабушки (дедушки) должны довериться внукам, машины должны соблюдать правила.

Трио (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.

Возраст: 8-9 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви.

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то, что автором игра предназначена для детей 8—9 лет, она вполне доступна для детей 6-7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Лишнее зернышко

Цель: развитие логического мышления, зрительной и тактильной памяти, внимания.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: различные зерна.

Описание игры: Вариант 1. Перед ребенком кладут несколько разных зернышек, он должен запомнить их расположение. Затем ребенка просят отвернуться и изменяют расположение зернышек. Он должен разложить их в прежнем порядке.

Вариант 2. Перед ребенком кладут три зернышка, похожие по форме (рис, пшеница, рожь), и одно, отличающееся от них (гречиха). Ребенок должен сказать, чем похожи одинаковые зернышки и чем отличается от них зернышко гречихи.

Вариант 3. Положить перед ребенком несколько зернышек, предложить ему их внимательно рассмотреть и запомнить, какие здесь лежат. Затем ребенок отворачивается, а ведущий либо убирает какое-нибудь зернышко, либо заменяет одно из них.

Комментарий: этот вариант для детей более старшего возраста. Для малышей можно использовать более легкий: предложить три зернышка риса и одно —- гречихи.

Назови отличие

Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов.

Описание игры: ведущий показывает карточки, а дети должны сказать, чем один изображенный предмет отличается от другого.

Например: птица и карандаш. Птица имеет крылья, а карандаш не имеет, птица поет, а карандаш — нет. Карандашом можно рисовать, а птицей — нет. Птица живая, а карандаш — нет. И т. д.

Комментарий: набор предметов может быть случайным, а может специально подбираться ведущим для решения каких-либо образовательных задач.

Запомни имя

Цель: развитие воображения, двигательной памяти.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 6-10.

Описание игры: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения, показанные ребенком с этим именем.

Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей.

Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых героев сказок, виды занятий и т. д.

Что изменилось?

Цель: развитие навыков счета, зрительной памяти.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 6—8 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочки.

Описание игры: из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

Комментарий: игра дает простор фантазии ребенка и к тому же позволяет лишний раз поупражняться в счете. Важно оговорить с детьми, что фигурки не должны меняться абсолютно, изменяется лишь какая-нибудь деталь.

Оживим картинку (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: любые картины с простым сюжетом.

Описание игры: один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.

Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

Числовые ряды

Цель: развитие логического мышления, навыков счета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: карточки с рядами цифр.

Описание игры: ребенок должен внимательно посмотреть на карточку и посчитать, какие будут следующие два числа в ряду, предварительно сообразив, по какому принципу построен каждый ряд.

2, 4, 6, 8, 10, ...

3, 5, 7, 9, 11, ...

9, 8, 7, 6, 5, ...

1, 2, 1, 4, 1, 6, ...

5, 7, 8, 10, 11, ...

      Комментарий: игру можно усложнить, если предложить числовой ряд прослушать. Это будет способствовать осмысленному освоению счета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...