Адаптированная дополнительная коррекционно-развивающая программа «Психологический тренинг и театральные игры для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ».
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Данная программа предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности, составленные с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия строятся в игровой форме, используются методики, стимулирующие развитие детей в сфере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности, в сфере творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_treningov_i_igr_zpr.docx | 69.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная дополнительная
коррекционно-развивающая программа
«Психологический тренинг и театральные игры
для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ».
Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 1 уч. год
Разработчик:
Евстафьева
Ксения Владимировна,
Воспитатель
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии:
С международно-правовыми актами:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Законами Российской Федерации:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации".
Документами Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
2. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";
3. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
5. Концепцией дошкольного воспитания, одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989г. № 7/1.
Документами Федеральных служб:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564);
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).
Региональными документами:
1. Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года «Об образовании в Санкт-Петербурге» (Принят законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года) (с изменениями на 3 апреля 2017 года).
Характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью ЦНС. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
У большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, неврологических расстройств, нарушений в эмоционально-волевой сфере. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности. В психической сфере при ЗПР сочетаются дефицитарные функции как с сохранными, так и с функционально незрелыми, что часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения.
Недоразвитие речи носит системный характер и проявляется, как правило, в задержке формирования, а в сложных случаях, в отсутствии фразовой речи, в ограниченности словарного запаса, в неправильном произношении, затруднениях в построении связных высказываний, низкой речевой активности, отставании в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка. Недостатки семантической стороны проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина и степень повреждений и незрелости структур мозга может быть различной. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. При ЗПР отмечаются различные варианты нарушений: - низкий темп психической активности; - дефицит внимания с гиперактивностью; - вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности; - энергетическое истощение нервных клеток и др. Особенностью детей с ЗПР является неравномерность (мозаичность) нарушений ЦНС, что приводит к фрагментарной недостаточности различных психических функций.
Таким образом, задержка психического развития характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, преобладанием игровых интересов, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.
Все перечисленные особенности обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой ...). Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, эмоциональные проявления могут быть спонтанны и непредсказуемы.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В дошкольном возрасте проявления задержки психического развития становятся более выраженными и проявляются в следующем:
- Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, пониженной умственной работоспособностью. Недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и распределения внимания, сужение объема внимания.
- Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений; может быть нарушена зрительно-слухо-моторная координация, проявляются недостатки моторной памяти, пространственной организации движений.
- Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
- Более низкая способность к приему и переработке перцептивной информации: испытывают большие трудности при выделении общих признаков в группе предметов, при выделении существенных признаков, их абстрагировании от несущественных, при переключении с одного признака классификации на другой, при обобщении.
- Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно- следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия.
- Задержанный темп формирования умений запоминания, низкая продуктивность и прочность памяти, особенно на уровне словесно-логической памяти, отрицательно сказывается на усвоении информации. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.
- Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий, часто затруднен анализ и синтез ситуации.
- Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.
- Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным специализированным формам поведения.
- Незрелость эмоционально – волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Они не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества.
- Наблюдаются выраженные эмоционально-волевые недостатки, недостаточность произвольной регуляции поведения, недостаточность способности самоконтроля, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности. Незрелость мыслительных операций.
Все эти психо-эмоциональные особенности детей с ЗПР приводят к ярко выраженному своеобразию игровой деятельности.
У детей с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности:
- снижена игровая мотивация,
- с трудом формируется игровой замысел,
- сюжеты игр бедные, а содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире,
- ролевое поведение неустойчивое,
- действия с игровым материалом стереотипны,
- игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью.
- Они реже используют предметы-заместители,
- почти не проявляют творчества,
- чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил.
Результатом отсутствия полноценной игровой деятельности является затруднённое формирование: внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, целеустремлённости, терпения, усидчивости, способностей к мотивированной деятельности, восприятия и принятия социальных ролей, самоидентификации в социуме, таким образом своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.
Направленность программы - Социально-педагогическая.
Уровень освоения программы – общекультурный
Актуальность и отличительные особенности программы.
Задержка психического развития является полиморфным расстройством, объединяющем в себе обширный ряд проблем, которые могут сочетаться во множестве различных вариантах, что приводит к сильным внутригрупповым различиям дефектов среди детей, следовательно каждый ребёнок в группе требует к себе индивидуального подхода и отношения для успешной коррекционной работы, и именно тренинговые и игровые методики позволяют уделять индивидуальное внимание каждому ребёнку, оставаясь в рамках групповых занятий и общих правил игры.
Организованный и контролируемый игровой процесс может служить прекрасным способом психологического раскрепощения, снятия напряжения, способствовать ослаблению психологических зажимов и комплексов, благодаря добровольности и относительной (в рамках заданных правил игры) свободе игровых действий: свободный выбор игровых ролей, способа действия, возможности «выйти из игры» в любой момент; а также благодаря позитивному эмоциональному фону и исходному желанию участников получить удовольствие от игры.
Игра как пространство развлечения даёт возможность переживать и испытывать положительные эмоции, непосредственные счастье и радость, неомрачённые реалиями жизни.
Игра предоставляет большие возможности для саморазвития и самопознания, понимания себя и социальных ролей, реализации индивидуальных способностей, способствуют активизации мышления, проявлению самостоятельности, изобретательности и смекалки в решении игровых задач, освоению полезных навыков и умений.
Игра рождает совместное творчество на равных детей взрослых, создаёт пространство и условия для равного общения, обмена опытом и эмоциями, укреплению психологических и эмоциональных связей, не только между сверстниками, но и между детьми и взрослыми. Выстраивание во время игры субъект-субъектных отношений позволяет ребёнку ощутить себя на равных позициях со взрослым, стимулирует к принятию самостоятельных решений.
Данная программа предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности, составленные с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия строятся в игровой форме, используются методики, стимулирующие развитие детей в сфере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности, в сфере творческих способностей.
В рамках реализации программы проводится психолого-педагогическая диагностика детей, направленная преимущественно на изучение ребенка дошкольного возраста с ЗПР для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, творческих способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.
Диагностика проводится два раза в год (в сентябре - входная, мае - итоговая).
Задача: - в ходе входной диагностики – определить общий уровень развития ребёнка согласно возрастным нормам, глубину и обширность психического дефекта, наличие или отсутствие поведенческих проблем; - в ходе итоговой диагностики - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Диагностика образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.
Адресат программы.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет с задержкой психического развития, принятых в группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Отделения дошкольного образования детей.
Объём и сроки реализации программы
Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 72 групповых занятия при частоте встреч - 2 раза в неделю (за исключением новогодних и других государственных праздников).
В программу также входят индивидуальные занятия с детьми, требующими индивидуального подхода для лучшего усвоения материала, по мере необходимости, всего 36 занятий, при частоте встреч 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия - 20 минут.
Цель программы:
Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств и творческих способностей; коррекция недостатков в их психическом развитии и способствование развитию и совершенствованию умственной деятельности и познавательной активности.
Задачи программы
Обучающие
- Познакомить с правилами поведения в общественных местах, досуговых и культурных учреждениях.
- Расширить представление детей о театре и театральном искусстве
- Закрепить знания детей о театре, его видах и традициях
- Познакомить с основными приёмами игры с театральными куклами
- Формирование базовых навыков актёрского мастерства и поведения в сценическом пространстве
- Познакомить детей с произведениями русского фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки и т.п.
Развивающие
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие концентрации и объема внимания с сопутствующим усовершенствованием способности к переключению и распределению внимания;
- Развитие мышления, скорости мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Развитие ощущения пространства и себя в пространстве, общей и мелкой моторики, чувства ритма;
- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом, взрослыми, сверстниками, навыков работы в группе;
- Развитие творческой активности и индивидуальных творческих способностей воспитанников;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
- Развитие любознательности, интереса к окружающему миру, его явлениям и устройству.
Воспитательные
- коррекция эмоционально-волевого плана, развитие навыков управления эмоциями;
- формирование дисциплинированности, организованности, волевой регуляции, умение действовать по образцу;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения;
- формирование понимания и принятия социальных ролей;
- формирование самостоятельности основных навыков согласно возрасту, способности принимать собственные решения, нести за них ответственность.
Условия реализации программы
Программа подразделяется на тематические блоки в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ.
Программа осуществляется среди воспитанников групп компенсирующей направленности ДОУ и носит коррекционно-развивающий характер.
Формы проведения занятий
Занятия проходят в помещения групп ДОУ и актовом зале ДОУ.
Основная форма проведения занятий – комбинированные и игровые занятия с элементами психологических и релаксационных тренингов и упражнений. Данная форма с учётом возрастных и психологических особенностей детей с ЗПР является наиболее эффективной для реализации коррекционно-развивающей деятельности в целом и задач данной программы в частности.
Все групповые занятия построены следующим образом:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
3. Основное содержание занятия:
- совокупность психотехнических тренингов, упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
- в период подготовки к отчётным мероприятиям/концертам/праздникам упор делается на репетиционные мероприятия, которые помогают обобщать, повторять и закреплять полученные за отчётный период навыки и знания.
4. Рефлексия занятия - оценка занятия в ходе беседы с детьми. Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Индивидуальные занятия строятся непосредственно с учётом особенностей развития и дефекта каждого ребёнка и с учётом материала, необходимого для усвоения или повторения в конкретный момент времени.
Формы организации деятельности детей на занятиях.
Фронтальная (беседа, показ, объяснение), коллективная (выполнение коллективных заданий, общие игры и тренинги, репетиции, выступления), групповая (выполнение упражнений и заданий в малых группах), индивидуальная.
Принципы построения программы.
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Содержание программы.
В данной программе используются различные игры и упражнения на развитие внимания, памяти (как лексической, так и моторной), координации и ощущения пространства, чувства ритма, самоконтроля и саморегуляции поведения, творческих способностей, логического и ассоциативного мышления. Применяются методики, направленные на обучение связному мышлению и повествованию, выделению причинно-следственных связей, анализу ситуации и возможных последствий.
Значительное внимание в занятиях уделяется релаксационным тренингам, позволяющим снимать телесное и эмоциональное напряжение, научиться лучше ощущать своё тело и более осознанно контролировать его движения, путём общего расслабления и сосредоточения внимания на чём-то одном, например, на правой руке или ноге и т.д.
Также программа включает в себя ролевые и коммуникативные игры, которые помогают детям с ЗПР научиться понимать и примерять на себя социальные роли и понятия, а также основные морально-этические нормы, воспитывают и тренируют навыки общения.
Для обобщения всех направлений коррекционной работы, а также для развития индивидуальных творческих способностей и, одновременно, навыков работы и сотрудничества в коллективе, взаимовыручки и взаимной ответственности в программу включены: придумывание сказок и историй с последующим их проигрыванием, постановка известных сказок и разыгрывание сценок из жизни семьи, участие с постановками в отчётных мероприятиях дошкольного учреждения.
Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.
Структура программы:
Программа разделяется на сезонные тематические блоки, согласно календарно-тематическому планированию, принятому в общеобразовательной программе ДОУ. Тема каждого конкретного занятия также определяется в соответствии с КТП ДОУ.
Занятия по программе проходят 2 раза в неделю и носят коррекционно-развивающий характер.
Внутри тематических блоков/периодов все занятия условно подразделяются по следующим типам:
1) Моторика и релаксация.
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка. Подвижные игры и тренинги на общую моторику, координацию движений, запоминание и повторение движений, ощущение пространства и себя в пространстве, психогимнастика; музыкальная разминка: упражнения для тренировки чувства ритма, умения слышать музыку, чувствовать её «настроение», различать низкие и высокие звуки, улавливать темп и характер
3. Основное содержание занятия. Коммуникативные игры, ролевые игры, тренинги для овладения навыками контроля за эмоциями, релаксационные тренинги, для снятия возможного эмоционального перевозбуждения.
4. Рефлексия занятия - оценка занятия в ходе беседы с детьми. Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
2) Воображение, мышление и память.
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка. Подвижные игры с включением ролевых элементов, задействующих воображение, игры-путешествия, погружающие детей в некое волшебное, таинственное или просто незнакомое пространство (волшебный лес, морское дно, другая страна и т.п.), стимулирующие фантазию.
3. Основное содержание занятия. Проводятся интеллектуальные, дидактические, коммуникативные игры, с использованием сюжета, заданного во время разминки, могут использоваться литературных сюжетов, подобранных под тему данной недели согласно КТП ДОУ. Используются книги, карточки, иллюстрации, другие дидактические материалы, театральные куклы, проводятся ролевая игра, игра-драматизация. игры с детективным сюжетом, игры на тактильное распознавание предметов, на сочинение историй, сказок, призванные развивать логическое мышление, понимание причинно-следственных связей, игры на развитие внимания и памяти по поиску предметов, нахождению изменений в ряде предметов, определению и опознанию предметов по словесному описанию, силуэту и т.п.
4. Рефлексия занятия - оценка занятия в ходе беседы с детьми. Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
3) Репетиционное занятие. Постановочная деятельность.
В период подготовки к отчётным мероприятиям/концертам/праздникам упор делается на репетиционные мероприятия, которые призваны обобщать, повторять, отрабатывать и закреплять полученные за отчётный период навыки и знания.
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Быстрая разминка. Подвижная игра на координацию движений или короткий музыкальный тренинг для фокусировки внимания и настроя на репетиционную деятельность.
3. Основное содержание занятия. Постановочная и репетиционная деятельность.
4. Рефлексия занятия - оценка занятия в ходе беседы с детьми. Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Каждый блок/период завершается участием в отчётном мероприятии/концерте/празднике, подготовка к которым осуществляется в ходе занятий по программе. Программа ДОУ предусматривает 4 отчётных мероприятия:
- Праздник осени / День матери.
- Новый год
- Весенний праздник / 8 марта
- Встреча лета / Выпускной для подготовительных групп.
Для участия в каждом из отчётных мероприятий осуществляется постановка с детьми одного или нескольких театрализованных номеров, призванных продемонстрировать навыки и умения детей, приобретённые ими за отчётный период в рамках обучения по программе. Отчётные номера могут ставиться на основе литературных произведений русского фольклора, произведений детских авторов (стихи, проза), с использованием музыкального сопровождения, песен танцевальных композиций.
Планируемые результаты.
- ребёнок демонстрирует понимание и владение основными нормами поведения в общественных местах, культурных и досуговых учреждениях;
- ребёнок проявляет активный интерес к театру, театральному искусству в качестве зрителя, овладевает культурой поведения в театре;
- ребёнок овладевает приёмами работы и игры с театральными куклами;
- ребёнок активно и с удовольствием участвует в групповых постановках, проявляет инициативу, фантазию, приносит собственные идеи для игровой реализации;
- ребёнок демонстрирует относительную свободу самоощущения в сценическом пространстве, выступления на публике вызывают у него положительные эмоции;
- ребёнок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок овладевает разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок владеет речью, способен вербально общаться со сверстниками и взрослыми, способен изъяснять свои мысли;
- ребёнок хорошо запоминает стихотворные тексты, владеет навыком выразительной декламации;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок демонстрирует чувство ритма, слышит музыку;
- ребёнок демонстрирует понимание социальных ролей, осознание своего места в социуме, уважительное отношение к взрослым в целом, педагогам и родителям в частности;
- ребёнок склонен наблюдать за людьми и окружающим миром, экспериментировать и исследовать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями фольклора;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- ребёнок проявляет способность контролировать свои эмоции, сдерживать их экстремальные проявления;
- ребёнок свободно общается в коллективе, овладевает навыками коллективной работы.
- спокойно относится к творческим спорам, демонстрирует желание разрешать конфликты, способность уступать ради общего дела.
- ребёнок способен проявлять волю, усидчивость, терпение, усердие для достижения цели.
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Материально-техническое оснащение
- Мягкое ковровое покрытие для выполнения упражнений и тренингов на полу
- Ноутбук
- Музыкальный центр
- Дидактические материалы, книги с русскими народными сказками, книги известных отечественных детских авторов.
- Игрушки, цветные карандаши, фломастеры, бумага
- Детские стулья, столы
- Театральные куклы
- Различный реквизит для постановок
- Наличие детских и взрослых костюмов для постановок
Учебный план и Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Кол-во занятий | Формы работы на занятиях |
Введение. Знакомство. Входная диагностика. | 1 | Комбинированные игровые занятия общеразвивающего характера, для осуществления диагностики детей. Знакомство, беседа, опрос. Дидактические, подвижные, коммуникативные игры. | |
Знакомство. Входная диагностика. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
| 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Театр. Виды театра. Как вести себя в театре | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Человек, части тела и лица. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Фрукты. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Овощи. Урожай. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Осень. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Ягоды. Грибы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Деревья. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Одежда. Головные уборы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Обувь. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Осень. Итоги | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
| |
Зима. Зимние забавы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Зимующие птицы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Новый год. Подготовка к отчётному мероприятию – Новогодний концерт. | 3 | Постановочная деятельность. Репетиционный процесс. | |
Отчётное мероприятие – Новогодний концерт. | 1 | Итоговое отчётное мероприятие/праздник/концерт | |
Рыбы | 1 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Дикие животные. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Домашние животные. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме. | |
Домашние птицы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Зоопарк. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Продукты питания. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
День Защитника Отечества. Папин день. Профессии. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Зима. Итоговое занятие. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Мамин праздник. Подготовка к отчётному мероприятию – 8 марта | 2 | Беседа, опрос по теме. Постановочная деятельность. Репетиционный процесс. | |
Отчётное мероприятие – Концерт на 8 марта | 1 | Итоговое отчётное мероприятие/праздник/концерт | |
Весна | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Семья | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Перелётные птицы | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Мой город | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Космос | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Мебель | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Посуда | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Школьные принадлежности | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Насекомые. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Цветы. | 2 | Комбинированные игровые занятия по типам:
Беседа, опрос по теме | |
Подготовка к отчётному мероприятию – Праздник цветов / Выпускной в подготовительной группе | 3 | Постановочная деятельность. Репетиционный процесс. | |
Отчётное мероприятие – Праздник цветов / Выпускной в подготовительной группе | 1 | Итоговое отчётное мероприятие/праздник/концерт | |
Итого: 72 Занятия + 3 итоговых мероприятия |
Оценочные и методические материалы.
Методы, используемые в ходе реализации программы:
- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении повторяющихся противоположнонаправленных (реципкорных) движений образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, обобщать, группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством, выделять значимые признаки, подбирать ассоциации и пр.
- Метод психогимнастических тренингов и «психологического жеста». Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознанию эмоциональных реакций. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
- Метод ролевых игр. Способствует самопознанию, пониманию себя и социальных ролей, становлению мировоззрения, освоению полезных навыков и умений: рождает совместное творчество «на равных» детей взрослых, создаёт пространство и условия для равного общения, обмена опытом и эмоциями, укреплению психологических и эмоциональных связей, не только между сверстниками, но и между детьми и взрослыми. Выстраивание во время игры субъект-субъектных отношений позволяет ребёнку ощутить себя на равных позициях со взрослым, стимулирует к принятию самостоятельных решений.
- Метод куклотерапии. Призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Играя с куклой, разыгрывая различные ситуации, ребёнок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. В этой игре действует принцип «психологического переноса», через куклу ребёнок может избавиться от внутренних страхов, зажимов, стрессовых переживаний, абстрагируясь от них и перенося их на кукольного персонажа. В работе используются разные виды театральных кукол: пальчиковые, перчаточные, тростевые, тантамарески, планшетные.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Оценка достижений ребенка осуществляется по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года (используя разные цвета) для проведения сравнительного анализа.
Технология работы с таблицами включает 2 этапа.
Этап 1.Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы, по которым затем считается итоговый показатель (среднее значение = все баллы сложить по строке и разделить по количеству параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение сложить по столбцу и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Каждый параметр может быть диагностирован несколькими методами для достижения его точности.
Основными диагностическими методами являются: наблюдение, проблемная ситуация, беседа.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Дидактические материалы.
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
Арсенал для театральных и тренинговых занятий (куклы, костюмы, сюжетные картинки, книги, альбомные листы формата А 3, А 4, карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, и т.д.)
Тетради для творческих работ учащихся
Аудиозаписи для релаксации и музыкальных тренингов: звуки природы, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Информационные источники.
Список художественной литературы, возможной для использования в рамках программы.
Примечание*: Данный список литературы является рекомендуемым и приблизительным, произведения используемые в процессе реализации программы, подбираются обособленно с учётом среднего общего уровня и динамики развития детей в каждой конкретной группе ЗПР.
- Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира.
- Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка и т.д.)
- Васнецова Ю. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями.
- Сутеев В. «Сказки и картинки»
- Чуковский К. Сказки и стихи
- Маршак С. Стихи, песни, загадки.
- Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».
- Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».
- Мориц Ю. «Стихи».
- Токмакова И. «Карусель».
- Ушинский К. «Сказки».
- Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»
- Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.
- Ушинский К. Рассказы о животных, о детях
- Благинина Е. Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.
- Белозеров Т. Стихи
- Берестов В. Любые произведения для детей
- Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие
- Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).
- Ганина М. «Тяпкин и Лёша»
- Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки»
- Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
- Ежикова З. «Крот и его друзья»
- Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»
- Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги
- Заходер Б. «Стихи для детей»
- Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке
- Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.
- Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»
- Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»
- Кондратьев А. Стихи для детей
- Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик»
- Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»
- Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»
- Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи
- Мошковская Э. Стихи для детей
- Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков»
- Носов Н. первая книга о Незнайке
- Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.
- Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»
- Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
- Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»
- Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»
- Сапгир Г. Стихи для детей
- Сладков Н. «Сказки леса»
- Собакин Т. Стихи и сказки
- Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки
- Токмакова И. Стихи для детей
- Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
- Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей
Список литературы для педагога:
- Баряева Л.Б., Зарина А.П. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии» Союз, Спб. 2001 г.
- Баряева Л. Б. «Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками», изд. «Каро», Санкт – Петербург, 2007 г.
- Белякова О. В. «Развивающие игры для малышей». Москва. «Мой мир». 2007 г.
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы»
- Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г.«Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.Просвещение, 1988 г.
- Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников», Методическое пособие для воспитателя. - М. Просвещение, 1985 г
- Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов». М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.. «Изучаем обучая». Творческий центр, 2007 г.
- Забрамная С.Д «Психолого-педагогическое обследование детей», 2008.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей. – М., 1990 г.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка»
- Медведева Т. П.. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия». Методическое пособие. Москва. 2004 г.
- Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», М., Мозаика – Синтез, 2014г
- Стёркина Р.Н., Авдеева Н.Н., Князева О.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», М.,ТЦ Сфера,2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
- Анашина Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Винокурова Н.: «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» -Москва, «АСТ- Пресс» 1999 г.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.
- Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.
- Линго Т.И.:«Игры, ребусы, загадки для дошкольников» пособие для родителей.- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.
- Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 3-4 лет с задержкой психического развития
В материале представлено примерное содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 3-4 лет с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами ФГОС ДО....
Методическая разработка: Программа по КРЗ: Психологический тренинг и театральные игры для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ
Актуальность и отличительные особенности программы.Задержка психического развития является полиморфным расстройством, объединяющем в себе обширный ряд проблем, которые могут сочетаться во множестве ра...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»
Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Коррекционная разминка» Тема «Морское путешествие» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет.
Развитие и коррекция речевой системы детей; формирование психологической базы речи (внимание, память, воображение); создание эмоционально положительного настроения....
Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания на тему: «Помощники» в группе компенсирующей направленности для детей с РАС и нарушением интеллекта
Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания детей на тему: «Помощники» в группе компенсирующе...
Дополнительная общеразвивающая программа: «Я знаю ПДД» по ознакомлению детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста с лексикой, связанной с транспортом и движением на дороге
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Перед воспитателями и родителями встает непростая задача- научить ребенка думать и действовать в самых ...
Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по использованию игрового пособия«Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошк...