«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».
статья (младшая группа)
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Для преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 926.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».
Бакулина Наталия Александровна, воспитатель
МБДОУ ДС «Родничок» г. Волгодонска
Вводная часть.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Для преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе)[17].
Я считаю, один из наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, засобственное поведение и поступки.
Основная часть
У детей младшего дошкольного возраста жизненный опыт невелик. Ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Травянчики – это забавные игрушки, у которых на голове и теле растет газонная трава. Очень хорошая игрушка и отчасти комнатное растение, которое в игровой форме объяснит ребенку, что такое уход за домашними цветами.
В отличие от горшочных цветков, которые растут годами и не годятся для контакта с детскими ручками, травянчика можно взять в руки, помять щетинку - и даже если ребенок вырвет пару травинок - ничего страшного.
Вырастает эта радость очень быстро – детям будет интересно самим поливать и следить за тем как сначала появляется щетинка, потом вырастает и желтеет травка. Детям надо сразу объяснять - что травянчик это не дерево и срок его жизни короткий.
Выращивание экологических игрушек в зимнее и весеннее время года не случайно. В это время организм ребёнка испытывает цветовое голодание, а сочный, зелёный цвет снимает напряжение, расслабляет, помогает детям успокоиться.
Объект проекта: явился процесс выращивания травянчиков в условиях детского сада.
Участники проекта
Участники образовательного процесса второй младшей группы – дети, родители (законные представители), воспитатели.
Цель проекта: воспитание экологической культуры у детей в процессе выращивания и ухода за «Травянчиками» (эко-игрушками, из которых растет трава) в комнатных условиях.
Задачи проекта
Обучающие задачи:
1. Вовлечь воспитанников в практическую деятельность по выращиванию декоративных растений;
2. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений;
3. Выявить условия, влияющие на рост декоративного растения – «Травянчика» (вода, тепло, свет);
4. Учить детей заботиться о домашнем питомце.
5. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями - растения вырастают, радуют людей своей красотой.
3. Развивать речь детей, активизировать словарь (свет, тепло, вода, условия).
4. Разъяснять значимость труда.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное и внимательное отношение к растущим растениям, интерес к уходу за растением.
2. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
3. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Сроки и этапы реализации проекта:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта.
– подбор наглядно-дидактического материала; фото; организация развивающей среды в группе.
1.Беседа с родителями "Экологическая игрушка - травянчик" (обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта). Воспитатели группы, родители, 1-я неделя.
2. Консультация для родителей "Зачем нужен огород на подоконнике?".
Воспитатели группы, родители 1-я неделя.
3.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования (создать условия для реализации проекта "Экологическая игрушка "Весёлые животные ").
Воспитатели группы, родители 1-я неделя.
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, разгадывание загадок (вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений).
Воспитатели группы, воспитанники, 2-я неделя.
-ознакомление детей с травянчиком из магазина;
-уход за травянчиком;
- рассмотрение фото травянчиков;
- создание детьми травянчиков;
5.Практическая деятельность: процесс изготовления экологической игрушки (вызвать интерес при выращивании декоративного растения).
Воспитатели группы, воспитанники, родители - 2-я неделя.
6. Опыт-наблюдение за выращиванием экологической игрушки (учить детей замечать изменения, которые происходят во время прорастания зерен пшеницы до появления его первых побегов)
Воспитатели группы, воспитанники , 3-я и 4-я недели.
7. Труд в уголке природы (продолжать учить детей правильно строить суждения и выводы о создании благоприятных условий для роста травянчиков).
Воспитатели группы, воспитанники , 3-я и 4-я недели.
8. Игровая деятельность: "Назови ласково", "Скажи наоборот", "Что общего и чем отличается", "Найди травянчика по описанию", "Четвёртый лишний".
Продуктивная деятельность: рисование "Травка для ёжика", лепка из пластилина "Лягушка", аппликация "Ёжик»
Воспитатели группы, воспитанники, 3-я и 4-я недели.
9. Разгадывание загадок, чтение и разучивание стихотворений.
Воспитатели группы, родители, воспитанники , 3-я и 4-я недели.
10. Наблюдения " Выросла "прическа" у зверька?". (Продолжать учить детей замечать изменения в росте и в развитии декоративных растений.)
Воспитатели группы, воспитанники, 3-я и 4-я недели.
11. Стрижка травянчиков и рассказывание стихотворений о своем "Питомце"
Воспитатели группы, воспитанники, 5-я неделя.
12. Практическое применение травянчика. Дети совместно с родителями принесли их домой, что бы накормить ими домашнего питомца.
Родители, воспитанники.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития Травянчиков. По мере своих возможностей и сил они участвовали в уходе за ними, радовались первым всходам, наблюдали как они растут. У детей сформировалось чувство ответственности и значимости своего труда. Во время реализации проекта у детей был расширен кругозор и мыслительная деятельность.
Заключение.
При работе над проектом дети нашли ответы на все поставленные вопросы: узнали историю появления эко - игрушки, научились правильно ухаживать за ней. В результате у нас появились необычные Травянчики которые были использованы детьми для оздоровления своих домашних питомцев. Был осуществлен деятельный подход в осуществление проекта. Хотелось бы, что бы каждый ребенок познал для себя удивительный процесс выращивания Травянчика, ведь любой ребенок - исследователь по своей натуре.
Библиографические источники
1.«Экологические проекты в детском саду», О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. Издательство: Учитель.
2.«Опытно-исследовательская деятельность» Дыбина О.В. Издательство: Сфера 2005 г.
3. «Творим, изменяем, преобразуем», О. В. Дыбина. Издательство: Сфера 2015 г.
4.«Ознакомление с природой в детском саду» Соломенникова О.А.Издательство: Мозаика – Синтез 2014г.
5. Детская энциклопедия « Я познаю мир» - Растения. – М.: ТКО « АСТ», 2005.
6.«Травянчики» Буза В. П, Терлецкая Д.В.Издательство:АСТ- Пресс,2013 г.
7.С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». «Издательство АСТ»,М.1998г.
9. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», Л. Ю. Павлова.
10.Интернет – ресурсы.
Приложение
Мастер - класс для родителей и детей по изготовлению «Травянчика».
Нужно приготовить:
1. Опилки, семена, капроновые чулки, ложку или лопатку, ножницы, украшения.
2. Отрезаем часть чулка и завязываем один конец на узел, чтобы получился мешочек.
3. Кладём мешочек на бок и насыпаем семена газонной травы вдоль всей стороны.
4. Сверху кладём опилки (можно смешать с землёй) так, чтобы мешочек наполнился и растянулся. Завязываем конец мешочка.
5. С помощью тонких ленточек из этой же капроновой ткани делаем нашей зверушке мордочку. Контролируем положение семян!
6. Украшаем Травянчика с помощью разных декоративных элементов.
7. Обильно поливаем нашу игрушку. После ставим сушиться на подоконник. Через 3-4 дня появляются первые ростки травки.
8.Регулярно поливаем Травянчика, ведем наблюдение с детьми.
9. Практическое применение травянчика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

«Использование технологии проектного метода для повышения эффективности экологического образования и воспитания дошкольников»
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Активно идет ...

Эколого-педагогическая готовность воспитателей и родителей к осуществлению экологического образования и воспитания дошкольников
Инновационная экологическая деятельность в дестком саду. Готовность родителей и воспитателей к осуществлению данного вида деятельности....

статья "Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста (из опыта работы)
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического образования является деятельность человека в природе, част...

теория и методика экологического образования и воспитания
Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства...

Современные педагогические технологии в экологическом образовании для устойчивого развития в дошкольном образовательном учреждении
Для повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования педагогам доступны в использовании современные педагогические технологии. Зная основ...