«Использование технологии проектного метода для повышения эффективности экологического образования и воспитания дошкольников»
консультация на тему
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Активно идет разработка отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство» и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_rodit_2.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 47 «Лесовичок»
Консультация для воспитателя
«Использование технологии проектного метода
для повышения эффективности экологического образования и воспитания дошкольников»
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Активно идет разработка отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство» и другие.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
В настоящее время наблюдается снижение интереса человека к природе, утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы, что неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки, усугубляет проблемы экологического образования детей.
В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий. Как показывает опыт, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Оно формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они участвуют в работе самой природы. Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность.
Сегодня приоритет должен отдаваться технологии экологического образования, в которой человек выступает как субъект экологического отношения.
Эффективными формами экологического образования сегодня являются «уроки доброты», «уроки мышления», экологические экспедиции, коллекционирование, «зеленый патруль», экологические тропы, эколого-психологический тренинг и другие.
« Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания.
Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы.
Экологические экспедиции позволяют формировать представления об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования близлежащей местности.
Коллекционирование – еще один способ привлечь ребенка к окружающему миру. Коллекционировать можно не только камни, но и запахи, краски, звуки.
«Зеленый патруль» - форма, которая является школой формирования активной жизненной позиции. Деятельность детей распространяется на все зеленые насаждения как на участке детского сада, так и в близлежащих окрестностях.
Экологические тропы позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами.
Эколого–психологический тренинг способствует формированию экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, обучению навыкам взаимодействия с природой, расширению индивидуального экологического пространства. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения на тренировку органов чувств.
«Исследователи природы». Цель этого упражнения – привлечь внимание детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде.
«Самый внимательный». Упражнение направлено на развитие внимательности, наблюдательности. Сначала можно использовать «волшебные дощечки», на которые наклеены разные природные материалы: кора дерева, еловые иголки, песок и другие. Пусть дети, ощупав дощечку, расскажут о своих ощущениях.
«Прогулка с увеличительными стеклами». Предварительно научите детей пользоваться увеличительным стеклом и лишь затем отраправляйтесь на улицу для изучения деталей, которые трудно обнаружить невооруженным глазом.
«Разноцветная мозаика». Цель упражнения – выделение цветов и оттенков окружающей природе и искусственной среде.
Среди интересных приемов – проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием. Например сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.
Для поддержания интереса используются экологические тренинги по содержанию изучаемой сказки, иллюстрирование книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек – малюток, проведение экологических игр, викторин, отгадывание загадок и т. п.
Особое значение имеет организация экологических наблюдений. Так, наблюдая за растениями, следует не только рассмотреть внешний вид, части растения, но и обратить внимание на интересные сведения, связанные с названием этого растения.
В наблюдении за животными также должны найти место интересные сведения, связанные с названием животных, классификаций, знакомство со способами передвижения животных, изучение способов добывания пищи, изучение среды обитания.
В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии дошкольного возраста. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки. Родители могут помочь ребенку понять окружающую природу, сделать ее интересной и привлекательной для него.
Совместная деятельность с детьми – важнейшее условие экологического развития ребенка в семье. Вместе с детьми можно окружить заботой слабые, больные деревья на участке, муравейники, места скопления птиц, расставить природоохранные знаки.
Экологическое просвещение родителей – одно из важнейших и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы родители стали добровольными помощниками в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе.
Наиболее эффективными методами работы с семьей являются игровое взаимодействие родителей с ребенком.
Особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка. Детям предлагаются следующие задания: полить растения, поухаживать за животными и другие.
В процессе выполнения задания можно выявить, понимают ли дети цель труда, поставленную взрослыми, могут ли по внешнему виду определять растения, нуждающиеся в уходе, способны ли предвидеть результат труда.
Для ребенка дошкольного возраста важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то каким способом эти знания были освоены. Педагоги и родители должны учитывать проблемы и приоритеты современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен миро...
Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы по использованию проектного метода в ДОУ....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».
В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Проектная деятельнос...
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
материал представлен в помощь воспитателям д/с , где отражены особенности экологического воспитания в доу...
Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».
Для успешного решения задач экологического воспитания в своейработе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого - &l...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...