теория и методика экологического образования и воспитания
презентация к уроку (подготовительная группа)

Привалова Татьяна Викторовна

Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
    В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 332.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и методика экологического образования дошкольников

Слайд 2

Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Слайд 3

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условии — среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Слайд 4

Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Слайд 5

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь , потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Слайд 6

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях: И.А.Хайдурова , П. Г. Саморукова , Н. Н. Кондратьева и др . Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического воспитания дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности.

Слайд 7

Тем не менее какого-либо целостного взгляда, подхода к проблеме экологического образования до сих пор не сложилось, во многом это может быть объяснено тем, что (подчеркнем это еще раз) экологическое образование является совершенно новым направлением дошкольной педагогики.

Слайд 8

Принцип доступности , реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.

Слайд 9

Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

Слайд 10

Еще один принцип , реализуемый в современном экологическом образовании, — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний . В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.

Слайд 11

Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий . Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.

Слайд 12

Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности детей. Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания. Многие авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т. п.

Слайд 13

Однако суть остается единой, традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о живой природе, ее закономерностях, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе). В последнее время экологические знания детям в дошкольных учреждениях дают в системе.

Слайд 14

Считается : гуманное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, вниманием взрослого к переживаниям ребенка.

Слайд 15

Такой подход соответствует современной логике развития дошкольной педагогики, суть которой - «спустить» в дошкольный возраст достижения школьной педагогики. Свидетельство тому - включение в программы обучения и воспитания приемов и содержания школьного обучения, разумеется, с поправкой на возраст.

Слайд 16

Экологическое воспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности.

Слайд 17

В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Появился целый ряд новых образовательных программ и технологий, базирующихся на принципах гуманистической педагогики. Рассмотрим сущность и важнейшие особенности новых авторских технологий экологического образования дошкольников.

Слайд 18

Среди обширного комплекса авторских программ экологического воспитания дошкольников необходимо особо выделить авторскую программу « Семицветик »- первую аудиовизуальную программу культурно-экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Слайд 19

Главная цель программы — обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования розных видов искусств и организации детской деятельности.

Слайд 20

Заслуживает интереса и программа экологического воспитания детей 5 - 6 лет «Естествознание для малышей». Цель программы - формирование положительного отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.

Слайд 21

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту ). Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе По дисциплине: «Теория и методика экологического образования»

Конспект прогулки зимой во второй младшей группеЦель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погод...