Кружковая работа "Оригами" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Высочина Анна Матвеевна

Это программа помогает детям развивать все функции,в том числе и мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx72.58 КБ

Предварительный просмотр:

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №2 г.Онеги»

Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

ПРИНЯТО         УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета        Директор ___________/Т.В. Пономарёва

№__от «___»____2022г        Приказ №____ «___»____2022г

Кружковая работа по оригами «Фантазия»

с детьми подготовительной группы.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Высочина Анна Матвеевна

Онега

2022

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Фантазия» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
   Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
  Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Программа “Фантазия” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Значение оригами для развития  ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию                  сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие:    

1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.                                                                                              

2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.                                                                                                                                                3. Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:                                                                                                                 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.                                                       2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.                        

 Воспитывающие:

1.Привить интерес к искусству оригами.                                                                             2. Расширить коммуникативные способности детей.

1.3 Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны:                                                                       -ориентироваться на листе бумаги;                                                                          - научиться различным приемам работы с бумагой;                                                  - складывать лист бумаги пополам;                                                                         - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;                                                                                                                             - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка;                                                       - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;           -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;                                                                                            - познакомятся с искусством оригами;                                                                     - овладеют навыками культуры труда;                                                                               - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

II.  Содержательный раздел

2.1. Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

2.2.Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений, загадок  по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

2.3.Тематический план на 1 год обучения

Подготовительная группа

Дата

Тема

Количество занятий

теория и практика

Сентябрь

Вводная часть

«Овощи»

«Фрукты»

1

1

1

Октябрь

«Двойной дом»

«Грибы»

«Осенний листок»

«Домашняя кошка»

1

1

1

Ноябрь

«Цветы для мам»

«Гном»

«Конверты»

«Синица»

1

1

1

1

Декабрь

«Новогодние украшения»

«Дед Мороз»

«Игрушка на ёлку»

«Лесная красавица»

1

1

1

1

Январь

«Кошелёк»

«Прыгающая лягушка»

«Белый зайчишка»

«Снежинка»

1

1

1

1

Февраль

«Сердечко»

«Двухтрубный кораблик»

«Самолёт»

«Открытка к празднику»

Открытое занятие по оригами

1

1

1

1

1

Март

« Ромашка для мамы»

«Волшебные превращения двухтрубного кораблика»

«Тюльпан»

«Бабочки»

1

1

1

1

Апрель

«Ракета»

«Автомобиль»

«Пилотка»

«Подснежники»

1

1

1

1

Май

«Парусная лодка»

«Кувшинка»

«Рыбка»

«Экзамен по оригами» на выбор

1

1

1

Итого:

36

                                             

                                               

III. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Программа «Фантазия» рассчитана на 1 год (подготовительная группа.) Численность детей в группе кружка составляет вся группа. НОД проводятся один раз в   неделю, с сентября по май, во второй половине дня.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Возраст воспитанников

6-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

28

Количество часов в месяц

4

Общее количество часов в год

36

3.2. Наличие печатных образовательных ресурсов

1.Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» Москва Айрис пресс 2004

2.Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва  Айрис пресс 2004

3.С.Ю. Афонькин и Е.Ю. Афонькина «Уроки оригами» Аким 1996

4. С.Мусиенко, Г.Бутылкина  «Оригами в детском саду»  обруч Москва 2010г.

                                               Приложение.  

Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей (оригами)

Первый год обучения

Критерии

Начало года

Конец года

самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

по образцу изготавливает несложные поделки

знает и называет геометрические фигуры

ориентируется на листе бумаги;

умеет намечать линии

тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.)

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".

Прием использования  графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают  эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала  вид...

Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)

Необходимая документация для ведения кружковой работы: пояснительная записка и график работы, программные задачи и умения детей, перспективный план, мониторинг, табель посещаемости....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»

ЦЕЛЬ:  повышение   уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)...