ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
проект (старшая группа)
Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prpofessionalnogo_samoobrazovaniya_meteostantsiya_v_detskom_sadu.docx | 70.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 76/1, телефон: 8 (3854) 34-45-35 Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 78, телефон: 8 (3854) 34-45-35 e-mail: bschool3@mail.ru |
ПЛАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
«МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель первой квалификационной категории:
Черданцева Наташа Иосифовна
г. Бийск 2023 г.
ТЕМА: «Метеостанция в детском саду»
Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить с профессией метеоролога;
2. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
3. Познакомить детей с назначением метеорологической станции;
4. Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
5. Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
6. Формировать представления о четырех частях света.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение пространства ДОУ.
2. Получение воспитанниками элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека, о профессии метеоролога: дети активно используют специальные приборы для наблюдения за погодой, снимают показания с приборов; знакомы с растениями-синоптиками; фиксируют результаты наблюдений с помощью условных знаков; используют результаты наблюдений для составления прогноза погоды; используют прогноз погоды в деятельности.
3. Включение родителей в активное сотрудничество, нацеленное на совместное развитие ребенка.
Актуальность:
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?
Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Основная проблема:
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Новизна:
организация метеостанции с целью создания необходимых условий для практической организации наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный (сентябрь, октябрь 2022 г.)
2 этап - практический, основной (ноябрь 2022 – апрель 2023 г.)
3 этап - итоговый (май 2023г.)
План реализации:
Этап
Содержание этапа
Направление работы
I этап
подготовительный
сентябрь 2022 года
Изучение литературы по данной теме.
Создание педагогически целесообразной развивающей среды.
Разработка программы работы на 2022 - 2023 гг.
октябрь 2022 года
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике.
Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Обогащение предметно - развивающей среды для реализации на практике.
II этап
Практический, основной: ноябрь-апрель 2022-2023 гг.
ноябрь
1 неделя
Тема: Экскурсия на метеостанцию.
Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.
2 неделя
Тема: Наблюдение за погодой. Знакомство с календарем погоды.
Цель: Развивать творческое воображение.
Пр.содер: Обратить внимание детей на то, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.
3 неделя
Тема: Знакомство с термометром.
Цель: Познакомить детей с прибором-помощником и его назначением. Сравнить температуру воздуха в тени и открытой местности.
4 неделя
Тема: Наблюдение за облаками. Использование рамок для наблюдения за формой облаков.
Цель: Учить устанавливать причинно-следственную связь. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро; сравнить по цвету в солнечный и пасмурный дни; предложить представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
декабрь
1 неделя
Тема: Наблюдение за погодой.
Цель: Учить самостоятельно называть изменения в природе зимой. Сравнить как были одеты люди осенью.
2 неделя
Тема: Наблюдение за солнцем.
Цель: Пояснить детям что зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Светит, но не греет.
3 неделя
Тема: Наблюдение за ветерком. Использование султанчиков.
Цель: Обьяснить детям что ветра стали холодные, воздух морозным. Учить детей описывать характеристики ветра(слабый,сильный и.т.д.)
4неделя
Тема: Наблюдение за птицами.
Цель: Углублять знания о жизни птиц зимой. Назвать птиц, прилетевших на участок.
январь
1 неделя
Тема: Наблюдение за погодой.
Цель: Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды (произошло понижение температуры, стало холодно).
2 неделя
Тема: Наблюдение за инеем.
Цель: Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.
3 неделя
Тема: Следы на снегу.
Цель: Рассмотреть на снегу различные следы, учить различать их.
4 неделя
Тема: Что такое снегопад?
Цель: Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Продолжать знакомить детей с природным явлением как снегопад.
февраль
1 неделя
Тема: Наблюдение за ветром.
Цель: Предложить детям охарактеризовать февральский ветер: злой, ледяной, колючий. Продолжать знакомить детей с такими явлениями как метель.
2 неделя
Тема: Наблюдение за зимующими птицами.
Цель: С наступлением холодов для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их.
3 неделя
Тема: Что такое лед?
Цель: Свойства льда, таяние льда в помещении д/сада.
4 неделя
Тема: Что такое снегомер?
Цель: Познакомить детей с прибором. Предложить детям измерить сугроб палочкой.
март
1 неделя
Тема: Наблюдение за погодой.
Цель: Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой
Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?
2 неделя
Тема: Наблюдаем за ветром.
Что такое флюгер?
Цель: Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи флюгера.
3 неделя
Тема: Наблюдение за таянием снега. Наблюдение свойств талого снега
Цель: Показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?
4 неделя
Тема: Капель.
Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями. Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.
апрель
1 неделя
Тема: Наблюдение за перелетными птицами.
Цель: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.
2 неделя
Тема: Что такое гигрометр?
Цель: На примере сосновой шишки определяем воздух. Если он сухой- она раскрывается, если влажный- закрывается.
3 неделя
Тема: Как определить скорость ветра? Знакомство с ветряным рукавом.
Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака, крутятся вертушки.
4 неделя
Тема: Наблюдение за деревьями.
Цель: Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)
Работа с родителями:
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
III этап
аналитический:
май 2023 г.
Подведение итогов.
Оценка эффективности проекта.
Рефлексия.
Итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Список использованной литературы
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования воспитателя МАДОУ №60 Шаровой Ярославы Ярославовны в межаттестационный период (2019-2023)
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
План самообразования воспитателя Шипулиной О.В. на 2022 – 2023 учебный год
Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием...
План по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».. На 2022-2023 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ужурский детский сад №1 «Росинка» План по самообразованию воспитателя Лукь...
Аналитическая справка по итогам адаптации воспитанников к детскому саду 2022-2023 учебный год
Результат адаптации...
План развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста на 2022-2023 учебный год
План развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста на 2022-2023 учебный год...
Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год
Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год...
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный годСоциализация- это процессс, который сопровождает человека всю жизнь. начиная с рождения. ИграИгра - это ведущий...