ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
проект (старшая группа)

Черданцева Наташа Иосифовна

Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 76/1, телефон: 8 (3854) 34-45-35

Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 78, телефон: 8 (3854) 34-45-35

e-mail: bschool3@mail.ru

ПЛАН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ

«МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель первой квалификационной категории:

Черданцева Наташа Иосифовна

г. Бийск 2023 г.

ТЕМА: «Метеостанция в детском саду»

Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить с профессией метеоролога;

2. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

3. Познакомить детей с назначением метеорологической станции;

4. Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

5. Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

6. Формировать представления о четырех частях света.

Ожидаемый результат:

1. Обогащение пространства ДОУ.

2. Получение воспитанниками элементарных представлений о погоде и её значении  в жизни человека, о профессии метеоролога: дети активно используют специальные приборы для наблюдения за погодой,  снимают показания с приборов; знакомы с растениями-синоптиками; фиксируют результаты наблюдений с помощью условных знаков; используют результаты наблюдений для составления прогноза погоды; используют прогноз погоды в деятельности.

3. Включение родителей в активное сотрудничество, нацеленное на совместное развитие ребенка.

Актуальность:

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?

 Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Основная проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Новизна:

организация метеостанции с целью создания необходимых условий для практической организации наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь, октябрь 2022 г.)

2 этап - практический, основной (ноябрь 2022 – апрель 2023 г.)

3 этап - итоговый (май 2023г.)

План реализации:

Этап

Содержание этапа

Направление работы

I этап

подготовительный

сентябрь 2022 года

Изучение литературы по данной теме.

Создание педагогически целесообразной развивающей среды.

Разработка программы работы на 2022 - 2023 гг.

октябрь 2022 года

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике.

Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Обогащение предметно - развивающей среды для реализации на практике.

II этап

Практический, основной: ноябрь-апрель 2022-2023 гг.

ноябрь

1 неделя

Тема: Экскурсия на метеостанцию.

Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.

2 неделя

Тема: Наблюдение за погодой. Знакомство с календарем погоды.

 Цель: Развивать творческое воображение.

Пр.содер: Обратить внимание детей на то, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом

3 неделя

Тема: Знакомство с термометром.

Цель: Познакомить детей с прибором-помощником и его назначением. Сравнить температуру воздуха в тени и открытой местности.

4 неделя

Тема: Наблюдение за облаками. Использование рамок для наблюдения за формой облаков.

Цель: Учить устанавливать причинно-следственную связь. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро; сравнить по цвету в солнечный и пасмурный дни; предложить представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

декабрь 

1 неделя

Тема: Наблюдение за погодой.

Цель: Учить  самостоятельно называть  изменения в природе зимой. Сравнить как были одеты люди осенью.

2 неделя

Тема: Наблюдение за солнцем.

Цель: Пояснить детям что зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Светит, но  не  греет.

3 неделя

Тема: Наблюдение за ветерком. Использование султанчиков.

Цель: Обьяснить детям что ветра стали холодные, воздух морозным. Учить детей описывать характеристики ветра(слабый,сильный и.т.д.)

4неделя

Тема: Наблюдение за птицами.

Цель: Углублять знания о жизни птиц зимой. Назвать птиц, прилетевших на участок.

январь

1 неделя

Тема: Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды (произошло понижение температуры, стало холодно).

2 неделя

Тема: Наблюдение за инеем.

Цель: Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

3 неделя

Тема: Следы  на снегу.

 Цель: Рассмотреть на снегу различные следы, учить различать их.

4 неделя

Тема: Что  такое  снегопад?

Цель: Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Продолжать знакомить детей с природным явлением как снегопад.

февраль

1 неделя

Тема: Наблюдение за ветром.

Цель: Предложить детям охарактеризовать февральский ветер: злой, ледяной, колючий. Продолжать знакомить детей с такими явлениями как метель.

2 неделя

Тема: Наблюдение за зимующими птицами.

Цель: С наступлением холодов   для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их.  

3 неделя

Тема: Что такое лед?

Цель: Свойства льда, таяние льда в помещении д/сада.

4 неделя

Тема: Что такое снегомер?

Цель: Познакомить детей с прибором. Предложить детям измерить сугроб палочкой.

март

1 неделя

Тема: Наблюдение за погодой.

Цель: Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит,  но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?

2 неделя

Тема: Наблюдаем за ветром.

Что такое флюгер?

Цель: Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи флюгера.

3 неделя

Тема: Наблюдение за таянием снега. Наблюдение   свойств талого снега

Цель: Показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?

4 неделя

Тема: Капель.

Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями. Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.

апрель

1 неделя

Тема: Наблюдение за перелетными птицами.

Цель: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.

2 неделя

Тема: Что такое гигрометр?

Цель: На примере сосновой шишки определяем воздух. Если он сухой- она раскрывается, если влажный- закрывается.

3 неделя

Тема: Как определить скорость ветра? Знакомство с ветряным рукавом.

Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака, крутятся вертушки.

4 неделя

Тема: Наблюдение за деревьями.

Цель: Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)

Работа с родителями:

1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»

Цели:

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам

и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза

погоды.

2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Цели:

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека

III этап

аналитический:

май 2023 г.

Подведение итогов.

Оценка эффективности проекта.

 Рефлексия.

 Итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Список использованной литературы

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
  2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  3. Иванова  А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с. 
  4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
  5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя МАДОУ №60 Шаровой Ярославы Ярославовны в межаттестационный период (2019-2023)

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...

План самообразования воспитателя Шипулиной О.В. на 2022 – 2023 учебный год

Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием...

План по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».. На 2022-2023 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ужурский детский сад №1 «Росинка»       План по самообразованию воспитателя Лукь...

План развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста на 2022-2023 учебный год

План развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста на 2022-2023 учебный год...

Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год

Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный годСоциализация- это процессс, который сопровождает человека всю жизнь. начиная с рождения. ИграИгра - это ведущий...