План самообразования воспитателя Шипулиной О.В. на 2022 – 2023 учебный год
материал (старшая группа)

Шипулина Оксана Владимировна

Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Цель: Организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития сенсорного восприятия, памяти, внимания, воображения, логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipulina_o.v._plan_po_samoob._2022.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 12»


План самообразования воспитателя

Шипулиной О.В.

на 2022 – 2023 учебный год

Тема:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

(Старший дошкольный возраст)

Г. Руза р.п. Тучково

31 августа 2022г

План самообразования воспитателя ДОУ

Шипулиной Оксаны Владимировны

Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г.

        Цель: Организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития сенсорного восприятия, памяти, внимания, воображения, логического мышления.

        Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Оформить в группе математический уголок.

3. Разработать и изготовить картотеку дидактических игр по математике для старшей группы.

4.  Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.

5. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

6. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщать к предмету в игровой форме.

Актуальность выбранной темы:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

        Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

        Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в-виде занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), наблюдательность, внимание, память, мышление, счётные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, наличие определённой цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их –упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы работы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса ПЛАН:
  • Изучить специальную литературу по теме.
  • Проведение диагностики
  • Использование дидактических игр с математическим содержанием.
  • Вовлечение родителей в работу по ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр

Предполагаемый результат:

Развитие у детей:

-интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности

-образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять

-способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.

-стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Арапова-Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

2. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000

3. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.

4. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Октябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Январь

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Выявление знаний родителей о важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Октябрь

Консультация для родителей
«Веселая математика дома».

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Январь

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками».

Март

Открытый показ образовательной деятельности «Как помочь Буратино?»

День открытых дверей.

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Математика в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация.

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну»

Показ открытого мероприятия.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Список используемой литературы:

  1. «Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада Л.С. Метлина М. 1984
  2. «Дидактические игры» пособие для воспитателя детского сада ФНБлехер М 1948г
  3. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» БН Панова Воронеж 2007
  4. «Математика от 3 до 7» ЗА Михайлова С-П «Акцидент» 1997
  5. «Дидактические игры в детском саду» АК Бондаренео М Просвещение 1991
  6. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» ЛА Венгер М Просвещение 1988
  7. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» АА Смоленцева М Просвещение 1987
  8. «Веселая математика» МА Беженова Донецк «Сталкер» 2000
  9. «Дидактические игры и занятия» ИА Лыкова
  10. «Математика в детском саду» пособие для воспитателей Новикова
  11. «Занятия по ФЭМП» ИА Помораева ВА Позина М Мозаика-Синтез 2006
  12. И учеба, и игра: математика ТИ Тарабарина НВ Елкина Ярославль «Академия развития» 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».. На 2022-2023 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ужурский детский сад №1 «Росинка»       План по самообразованию воспитателя Лукь...

План взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год.

Цель – создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам организации музыкального воспитания и развития, содействующего целостному развитию ребе...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Актуальность выбранной темы.Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психолог...

ПРИКАЗ от 31.10.2022. № 192/1-ОД. О проведении тематических мероприятий и выставки ко Дню народного единства.В соответствии с планом работы МБДОУ "Д/с "Островок" на 2022-2023 учебный год.

1). ПРИКАЗ от 31.10.2022. № 192/1-ОД. О проведении тематических  мероприятий  и выставки ко Дню народного единства.В соответствии с планом работы МБДОУ "Д/с "Островок" на 2022...

Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год

Годовой план работы старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2022-2023 учебный год...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значен...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный годСоциализация- это процессс, который сопровождает человека всю жизнь. начиная с рождения. ИграИгра - это ведущий...