План по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».. На 2022-2023 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)

Лукьянова Елена Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад №1 «Росинка»

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию воспитателя

 

Лукьяновой Елены Петровны

 

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

 

На 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ужур,2022 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_lukyanovoy_e.p.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад №1 «Росинка»

План по самообразованию воспитателя

Лукьяновой Елены Петровны

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

На 2022-2023 учебный год

г.Ужур,2022 г.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.

Задачи для педагога:

— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

— пополнить предметно-развивающую среду;

— создать картотеку игр по данной теме;

— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формировать представления о России как о родной стране.
  4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

 5.        Воспитывать         гражданско-патриотические         чувства         посредством изучения государственной символики.

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка.

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну

(уважать их культуру и традиции);

  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Выставки детских рисунков
  • Обустройство патриотического уголка в группе;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, библиотеки выставок; организация         тематических         мероприятий          (праздники,         утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты); чтение         соответствующих         произведений,         заучивание         стихотворений, просмотр фильмов, передач.

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение научно - методическ ой литературы

Сентяб

рь         —

май

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991

2.Ветохина         А.         Я.,         Дмитренко

  «Нравственно-патриотическое

воспитание         детей         дошкольного

возраста».  Детство-Пресс,2013

3.Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.

4.Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.

Работа         с детьми

Сентяб рь

«Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём»

«Мы читатели» знакомство с районной библиотекой.

Путешествие по карте «Моя Родина Россия».

 «Край озёр»

Подборка дидактических игр патриотическому воспитанию. Разучивание пословиц

поговорок на тему «Родина»

 –

по и

Лепбук

Картотека игр.

КВН

«Весёлая ярмарка»

Октябр ь

«Велика Россия наша

И талантлив наш народ»

Подборка народных подвижных игр «Капустные посиделки» Интерактивное мероприятие.

 

Ознакомлени е с различной росписью

(«городецкая

»,

«хохломская»

,

«дымковская », «гжель» и другие) Картотека игр

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области. «День народного единства»

«Полиция – друг и защитник»

 

«Кузьминки         –         куриные именинки» «Любимой         нашей         маме спасибо говорим!

Познавательн

о-

спортивное мероприятие

 

Поход в районную библиотеку «1 Ноября - День народного единства».

Декабр ь

«Герои отечества»

«Дружные ребята»

«Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу»

Познавательн ый вечер Зимние соревнования

Праздник

Поход в районную библиотеку «Квест по рассказам Ушинского»

Январь

Праздник мы сейчас устроим, Чудо – игры здесь устроим.

Ознакомление         с         обычаями         и

«Колядки» «Святочные гадания»

        «Дело         было

традициями русского народа.

 

вечером» КВН

«Маскарад»

Февраль

НОД «Главные праздники России».

Праздники, посвящённый дню защитника Отечества

«Весёлая масленица»

 

«А ну-ка

парни»

 

Развлечение

Март

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Праздник

«Моя мама – лучшая на

свете»,

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

 

Викторина

«Что         вы знаете         о космосе».

Май

«Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось»

Экскурсия к мемориалу воинской

славы

 

Сюжетно-ролевая игра «Погран

ичники»

 

 

Сентяб

        рь         —

май

Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа         с семьёй

Сентяб рь

Наш родной город-Ужур

Альбом «История нашего города».

Октябр ь

Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

Информиров ание родителей         о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.

Ноябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Передвижная

    игротека

Декабр ь

Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику

Костюмирова нное представление

Феврал ь

Коллаж

        «Мой         папа

(дедушка)

служил         в армии».

Март

Конкурс

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами.

Апрель- Май

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Разработка         перспективных         планов, конспектов занятий по теме

Знакомство с передовым педагогическим опытом

Развлечение «Игры наших бабушек».

Работа с педагогами

В течении года

Использование

опыта самим педагогом в

процессе дальнейшей работы.

Наличие результатов работы по теме самообразования.

(информация на личном сайте)

Май

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Выступление на педсовете. (Отчет с презентацией)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формировнаие у граждан чувства долга по отношению к родной стране....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...