План по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».. На 2022-2023 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ужурский детский сад №1 «Росинка»
План по самообразованию воспитателя
Лукьяновой Елены Петровны
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
На 2022-2023 учебный год
г.Ужур,2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_lukyanovoy_e.p.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ужурский детский сад №1 «Росинка»
План по самообразованию воспитателя
Лукьяновой Елены Петровны
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
На 2022-2023 учебный год
г.Ужур,2022 г.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.
Задачи для педагога:
— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
— пополнить предметно-развивающую среду;
— создать картотеку игр по данной теме;
— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формировать представления о России как о родной стране.
- Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Пояснительная записка.
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу страну
(уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
- Создание проблемной ситуации.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Инсценировки, театрализация.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
- Выставки детских рисунков
- Обустройство патриотического уголка в группе;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, библиотеки выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты); чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение научно - методическ ой литературы | Сентяб рь — май | 1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991 2.Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Детство-Пресс,2013 3.Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с. 4.Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с. | |
Работа с детьми | Сентяб рь | «Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы растём» | «Мы читатели» знакомство с районной библиотекой. |
Путешествие по карте «Моя Родина Россия». «Край озёр» Подборка дидактических игр патриотическому воспитанию. Разучивание пословиц поговорок на тему «Родина» | – по и | Лепбук Картотека игр. КВН «Весёлая ярмарка» | ||
Октябр ь | «Велика Россия наша И талантлив наш народ» Подборка народных подвижных игр «Капустные посиделки» Интерактивное мероприятие. |
| Ознакомлени е с различной росписью («городецкая », «хохломская» , «дымковская », «гжель» и другие) Картотека игр | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. «День народного единства» «Полиция – друг и защитник»
«Кузьминки – куриные именинки» «Любимой нашей маме спасибо говорим! | Познавательн о- спортивное мероприятие
Поход в районную библиотеку «1 Ноября - День народного единства». | ||
Декабр ь | «Герои отечества» «Дружные ребята» «Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу» | Познавательн ый вечер Зимние соревнования Праздник Поход в районную библиотеку «Квест по рассказам Ушинского» | ||
Январь | Праздник мы сейчас устроим, Чудо – игры здесь устроим. Ознакомление с обычаями и | «Колядки» «Святочные гадания» «Дело было |
традициями русского народа.
| вечером» КВН «Маскарад» | ||
Февраль | НОД «Главные праздники России». Праздники, посвящённый дню защитника Отечества «Весёлая масленица» |
«А ну-ка парни»
Развлечение | |
Март | «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». | Праздник «Моя мама – лучшая на свете», | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос».
| Викторина «Что вы знаете о космосе». | |
Май | «Войны я не видел, но знаю Как трудно народу пришлось» | Экскурсия к мемориалу воинской славы
Сюжетно-ролевая игра «Погран ичники»
| |
Сентяб рь — май | Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. |
Работа с семьёй | Сентяб рь | Наш родной город-Ужур | Альбом «История нашего города». |
Октябр ь | Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» | Информиров ание родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян. | |
Ноябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | Передвижная игротека | |
Декабр ь | Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику | Костюмирова нное представление | |
Феврал ь | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | ||
Март | Конкурс | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами. | |
Апрель- Май | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме Знакомство с передовым педагогическим опытом | Развлечение «Игры наших бабушек». | ||
Работа с педагогами | В течении года | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Наличие результатов работы по теме самообразования. (информация на личном сайте) |
Май | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Выступление на педсовете. (Отчет с презентацией) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
План по самообразованию для 2 мл группы....
Индивидуальный план по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формировнаие у граждан чувства долга по отношению к родной стране....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...