Консультация для педагогов "Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ"
консультация
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_tsentrov_po_nravst-patr-omu_vospitaniyu_v_gruppah_dou.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Автор: Гумерова Е. Н.
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного заведения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным к уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА.
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
4. Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
5. Ознакомление с Родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ.
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:
Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке. Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ
1. Логика размещения материала
2. Эстетичность оформления
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
4. Соответствие материала возрасту детей
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.
1.В уголке размещен материал по социально- нравственному воспитанию:
• взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
• семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия;
• дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.;
• эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
• поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу» Хорошо– плохо » так можно делать, а так нельзя», этикет.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским садом, близлежащими улицами, родным городом) –фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки( различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.
4.Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т.д.)
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1.В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики
2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей села. Сравнение понятий «город- село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир,
3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
5.Элементы государственной символики – флаг, герб.
6.Элементы областной символики – флаг, герб.
7.Элементы муниципальной символики- флаг, герб промышленных предприятий.
8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные направления работы- краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю
1. Моя семья– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», , «Наука , образование и культура», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
4. Родная страна – карта России., природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента
5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему
«Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.)
6. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, , куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии.
8. Художественная литература по фольклору
(сказки, былины, предания)
9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература , рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ
Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия». Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.
Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре -конкурсе мини-центров по нравственно-патриотическому воспитанию
Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра - конкурса мини-центров в МБДОУ детский сад №5 «Искорка», принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДО...
Консультация для педагогов «Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Рекомендации по организации патриотических уголков...
Консультация для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...
«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
laquo;Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»...
Консультация для педагогов на тему "Организация развивающих центров по нравственно-патриотическому воспитанию"
В консультации даны рекомендации по организации патриотических центров и рассмотрены направления работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов....
«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Ребёнку от рождения ...
Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ
Консультация для педагогов...