«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
консультация (средняя группа)

Костюченко Татьяна Александровна
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи. Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания: • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; • пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям; • воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; • формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей; • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов; • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Требования к оформлению: • эстетическая направленность; • рациональное размещение уголка; • учет возрастных особенностей детей; • воспитательная и развивающая направленность; • целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала. Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию по группам: Группа раннего возраста. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть: Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края; Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; Народные игрушки (свистульки) Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. Следовательно, в уголке должны быть: Материал для работы по социально-нравственному воспитанию: - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид); -тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии); -фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); -тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.); -тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»). Материал для ознакомления детей с малой родиной: Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы; Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах; Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал: • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Предметы декоративно-прикладного искусства; • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая. Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах). Материал для ознакомления детей с малой родиной: Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: Предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы и т. д.). Элементы государственной символики РФ (флаг, герб). Элементы областной символики (флаг, герб). В средней группе в уголке должны быть: • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна); • Портрет президента; • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Предметы декоративно-прикладного искусства; • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного края; • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные альбомы на тему «Герб моей семьи». Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме; Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны. Художественная литература по фольклору: сказки, былины, предания. В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются: • Карта страны, глобус; • Альбомы «Наша армия родная» (роды войск и боевая техника), «День Победы», «Города герои», архитектурные памятники страны; • Различная познавательная и художественная литература; Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности: - в уголке изобразительной деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества; - в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно–ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях; - в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм. Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyuchenko.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»

Воспитатель: Костюченко Т.А.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения с самого раннего возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания:

• научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

• пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;

• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Требования к оформлению:

• эстетическая направленность;

• рациональное размещение уголка;

• учет возрастных особенностей детей;

• воспитательная и развивающая направленность;

• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала.

Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию по группам:

Группа раннего возраста. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.

Следовательно, в уголке должны быть:

  • Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Народные игрушки (свистульки)
  • Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

  • Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид);

-тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);

-фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

-тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

-тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

  • Материал для ознакомления детей с малой родиной:

Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы;

  • Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;

  • Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).

Примерный материал:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  • Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:

семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

  • Материал для ознакомления детей с малой родиной:

Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

  • Материал по приобщению детей к истокам народной культуры:

Предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

  • Художественная литература (сказки, песенки, пословицы и т. д.).
  • Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
  • Элементы областной символики (флаг, герб).

В средней группе в уголке должны быть:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);

• Портрет президента;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного края;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых

Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  • Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные альбомы на тему «Герб моей семьи».
  • Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:

«История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

  • Родная страна — карта Российской Федерации.

Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

  • Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему:

«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».

  • Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).

Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

  • Наша планета Земля — глобус, детская карта мира.

Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.

  • Художественная литература по фольклору: сказки, былины, предания.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

• Карта страны, глобус;

• Альбомы «Наша армия родная» (роды войск и боевая техника), «День Победы», «Города герои», архитектурные памятники страны;

• Различная познавательная и художественная литература;

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

- в уголке изобразительной деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно–ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;

- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре -конкурсе мини-центров по нравственно-патриотическому воспитанию

Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра - конкурса мини-центров   в МБДОУ детский сад №5 «Искорка», принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДО...

Консультация для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...

«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»

laquo;Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»...

Консультация для педагогов на тему "Организация развивающих центров по нравственно-патриотическому воспитанию"

В консультации даны рекомендации по организации патриотических центров и рассмотрены направления работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов....

Консультация для педагогов "Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ"

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...