«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostyuchenko.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Воспитатель: Костюченко Т.А.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения с самого раннего возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания:
• научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
• пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;
• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.
Требования к оформлению:
• эстетическая направленность;
• рациональное размещение уголка;
• учет возрастных особенностей детей;
• воспитательная и развивающая направленность;
• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала.
Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию по группам:
Группа раннего возраста. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Народные игрушки (свистульки)
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);
-фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
-тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной:
Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы;
- Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;
- Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Примерный материал:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной:
Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
- Материал по приобщению детей к истокам народной культуры:
Предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
- Художественная литература (сказки, песенки, пословицы и т. д.).
- Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
- Элементы областной символики (флаг, герб).
В средней группе в уголке должны быть:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
• Портрет президента;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного края;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых
Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные альбомы на тему «Герб моей семьи».
- Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:
«История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
- Родная страна — карта Российской Федерации.
Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).
- Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему:
«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».
- Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).
Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;
- Наша планета Земля — глобус, детская карта мира.
Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
- Художественная литература по фольклору: сказки, былины, предания.
В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:
• Карта страны, глобус;
• Альбомы «Наша армия родная» (роды войск и боевая техника), «День Победы», «Города герои», архитектурные памятники страны;
• Различная познавательная и художественная литература;
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изобразительной деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно–ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;
- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре -конкурсе мини-центров по нравственно-патриотическому воспитанию
Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра - конкурса мини-центров в МБДОУ детский сад №5 «Искорка», принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДО...
Консультация для педагогов «Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
Рекомендации по организации патриотических уголков...
Консультация для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...
«Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
laquo;Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»...
Консультация для педагогов на тему "Организация развивающих центров по нравственно-патриотическому воспитанию"
В консультации даны рекомендации по организации патриотических центров и рассмотрены направления работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов....
Консультация для педагогов "Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ"
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...
Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ
Консультация для педагогов...