Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
статья (подготовительная группа)
Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrashchuk_t.v.rol_vospitatelya_v_organizatsii_teatralizovannoy_postanovki_v_dou.docx | 138.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Петращук Татьна Викторовна
воспитатель высшей кв. категории,
МОУ Удельнинская гимназия. Дошкольное отделение
Пос. Удельная Московской области,
E-mail: petrashuk_tatiana@mail.ru
Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении - это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
«Театр - это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Б.М. Теплов
Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки, и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н.Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,
Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности «для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.
Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- Формироватьготовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли.
Познавательное развитие.
- Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.
Речевое развитие:
- Развивать диалогическую речь, монологическую речь и умение передавать образы с помощью средств выразительности.
- Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.
Художественно-эстетическое развитие:
- Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.
- Обогащение РППС в группе.
- Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.
Физическое развитие:
- Тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.
В соответствии с ФГОС ДО, реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были мной проведены методические формы и приемы с детьми.
Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры – упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию (по желанию детей), стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра «Театр», использование персонажей в повседневном общении.
Для непосредственно постановки спектакля мною выбран следующий алгоритм:
- Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.
- Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенными отрывками сказки в стихотворном варианте.
- Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)
- Создание декораций и костюмов, афиши, приглашений, создание танца, музыкальное решение эпизодов.
- Индивидуальная работа над текстом (диалоги), работа над выразительностью.
- Репетиция в костюмах и с декорациями.
- Премьера спектакля.
- Создание презентации.
- Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.
В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Сказка о глупом мышонке». Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.
В развивающую среду «Центр Театр» были внесены новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Сказка о глупом мышонке»; театр на магнитах «Красная Шапочка »; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона и сказки на фланелеграфе; костюмы к режиссерским играм маски зверей – мышонка, его мамы, свинки , лошадки ,кошки и декорации для нее –большой макет норки мышки; игрушки для театрализации сказки, игрушки и макеты домов; дидактическая игра «Угадай сказку». Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты НОД, методики, статьи).
Проведена работа с родителями по созданию условий для театрализованной деятельности - участие в создании костюмов и атрибутов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу (рекомендованную воспитателем) со своими детьми о культуре поведения в театре.
В заключение хочется отметить,что ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель. Именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки по произведению С.Я. Маршака явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Литература
Антипина Е.А. Театральные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением./ Изд. Сфера.-2017
Артемова Л.В. Театрализованная деятельность.М:Просвещение,1996
Т.С. Григорьва Книга « Театр Маленького актера» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ « Сфера»,2012
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание.2009.-№4
Махнаева М.Д. Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учеб.-метод.пособие.-Великий Новгород,2006
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр: Программа» Театр-Творчество-Дети».Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.-М.:АРКТИ,2002
Финк М., Бостельман А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования.// Изд.-Национальное образование.-2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...
Методическая разработка"Роль театрализованная сказка в воспитании дошкольника"
Театр для детей, родителей, педагогов. Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного ...
Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...
Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»
В свете последних событий происходящих по всему миру, когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...
Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...
Методическая разработка «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Методическая разработка «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»...
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...