Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Петращук Татьяна Викторовна

Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в  подготовительной группе  детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Петращук Татьна Викторовна

                                                            воспитатель высшей кв. категории,

      МОУ Удельнинская гимназия. Дошкольное отделение

                                                            Пос. Удельная Московской области,

                                                      E-mail: petrashuk_tatiana@mail.ru

Методическая разработка                                                                                                «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»

Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении - это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в  подготовительной группе  детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.

«Театр - это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».

 Б.М. Теплов

Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки, и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности.  В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н.Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,

Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности «для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.

Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие.

  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • Формироватьготовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли.

Познавательное развитие.

  • Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.

Речевое развитие:

  • Развивать диалогическую речь, монологическую речь  и умение передавать образы с помощью средств выразительности.
  • Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.
  • Обогащение РППС в группе.
  • Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.

Физическое развитие:

  • Тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.

В соответствии с ФГОС ДО, реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

 Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были мной проведены методические формы и приемы с детьми.          

 Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры – упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию (по желанию детей), стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра «Театр», использование персонажей в повседневном общении.

Для  непосредственно постановки спектакля мною выбран следующий алгоритм:

  • Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.
  • Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.
  • Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенными отрывками сказки в стихотворном варианте.
  • Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)
  • Создание декораций и костюмов, афиши, приглашений, создание танца, музыкальное решение эпизодов.
  • Индивидуальная работа над текстом (диалоги), работа над выразительностью.
  • Репетиция в костюмах и с декорациями.
  • Премьера спектакля.
  • Создание презентации.
  • Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.

В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Сказка о глупом мышонке». Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.

В развивающую среду «Центр Театр» были внесены  новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Сказка о глупом мышонке»; театр на магнитах «Красная Шапочка »; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона и сказки на фланелеграфе; костюмы к  режиссерским играм маски зверей – мышонка, его мамы, свинки , лошадки ,кошки  и декорации для нее –большой макет норки мышки; игрушки для театрализации сказки, игрушки и макеты домов; дидактическая игра «Угадай сказку». Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты НОД, методики, статьи).

Проведена работа с родителями по созданию условий для театрализованной деятельности - участие в создании костюмов и атрибутов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу (рекомендованную воспитателем)  со своими детьми о культуре поведения в театре.

В заключение хочется отметить,что ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель. Именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки по произведению С.Я. Маршака явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

Литература

Антипина Е.А. Театральные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением./ Изд. Сфера.-2017

Артемова Л.В. Театрализованная деятельность.М:Просвещение,1996

Т.С. Григорьва  Книга « Театр Маленького актера» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ « Сфера»,2012

Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание.2009.-№4

Махнаева М.Д. Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учеб.-метод.пособие.-Великий Новгород,2006

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр: Программа» Театр-Творчество-Дети».Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.-М.:АРКТИ,2002

Финк М., Бостельман А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования.// Изд.-Национальное образование.-2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методическая разработка"Роль театрализованная сказка в воспитании дошкольника"

Театр для детей, родителей, педагогов.     Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного ...

Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...

Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»

В свете последних событий происходящих по всему миру,  когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...

Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...

Методическая разработка «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»

Методическая разработка  «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...