Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
статья (подготовительная группа)
Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrashchuk_t.v.rol_vospitatelya_v_organizatsii_teatralizovannoy_postanovki_v_dou.docx | 138.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Петращук Татьна Викторовна
воспитатель высшей кв. категории,
МОУ Удельнинская гимназия. Дошкольное отделение
Пос. Удельная Московской области,
E-mail: petrashuk_tatiana@mail.ru
Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении - это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
«Театр - это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Б.М. Теплов
Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки, и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н.Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,
Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности «для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.
Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- Формироватьготовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли.
Познавательное развитие.
- Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.
Речевое развитие:
- Развивать диалогическую речь, монологическую речь и умение передавать образы с помощью средств выразительности.
- Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.
Художественно-эстетическое развитие:
- Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.
- Обогащение РППС в группе.
- Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.
Физическое развитие:
- Тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.
В соответствии с ФГОС ДО, реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были мной проведены методические формы и приемы с детьми.
Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры – упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию (по желанию детей), стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра «Театр», использование персонажей в повседневном общении.
Для непосредственно постановки спектакля мною выбран следующий алгоритм:
- Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.
- Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенными отрывками сказки в стихотворном варианте.
- Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)
- Создание декораций и костюмов, афиши, приглашений, создание танца, музыкальное решение эпизодов.
- Индивидуальная работа над текстом (диалоги), работа над выразительностью.
- Репетиция в костюмах и с декорациями.
- Премьера спектакля.
- Создание презентации.
- Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.
В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Сказка о глупом мышонке». Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.
В развивающую среду «Центр Театр» были внесены новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Сказка о глупом мышонке»; театр на магнитах «Красная Шапочка »; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона и сказки на фланелеграфе; костюмы к режиссерским играм маски зверей – мышонка, его мамы, свинки , лошадки ,кошки и декорации для нее –большой макет норки мышки; игрушки для театрализации сказки, игрушки и макеты домов; дидактическая игра «Угадай сказку». Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты НОД, методики, статьи).
Проведена работа с родителями по созданию условий для театрализованной деятельности - участие в создании костюмов и атрибутов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу (рекомендованную воспитателем) со своими детьми о культуре поведения в театре.
В заключение хочется отметить,что ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель. Именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки по произведению С.Я. Маршака явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Литература
Антипина Е.А. Театральные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением./ Изд. Сфера.-2017
Артемова Л.В. Театрализованная деятельность.М:Просвещение,1996
Т.С. Григорьва Книга « Театр Маленького актера» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ « Сфера»,2012
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание.2009.-№4
Махнаева М.Д. Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учеб.-метод.пособие.-Великий Новгород,2006
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр: Программа» Театр-Творчество-Дети».Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.-М.:АРКТИ,2002
Финк М., Бостельман А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования.// Изд.-Национальное образование.-2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".
Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...
Методическая разработка"Роль театрализованная сказка в воспитании дошкольника"
Театр для детей, родителей, педагогов. Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного ...
Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...
Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»
В свете последних событий происходящих по всему миру, когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...
Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...
Методическая разработка «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Методическая разработка «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»...
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»
Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...