Патриотическое воспитание детей
консультация (старшая группа)

Копина Анастасия Николаевна
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к нравственному наследию русского народа» С момента зарождения цивилизации, люди заботились не только о пропитании, но и о сохранении своего племени, его устоев - традиций, обычаев - и языка. Со сменой поколений, постепенно, язык, традиции любого народа меняются. И в наше время, когдадети чуть ли не с рождения проводят время с гаджетами, а их игрушки очень далеки от народных, и, в большинстве случаев, утрачена преемственность поколений в дворовых играх, очень важным становится помочь ребенку осознать себя частью своего народа, проникнуться его традициями. Все новое - это хорошо забытое старое. И мы обратились к опыту народного воспитания. Приобщение ребенка к народным традициям, искусству никогда не было насильственным. Находясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребенок осваивал ценности народной культуры - праздничное и поэтическое мировосприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни - участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. - осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода. Значит, нам надо создать такую ситуацию в группе, когда ребенок будет постоянно вовлечен в самые разнообразные виды деятельности, позволяющие погрузиться в мир народных игр, бытовых и праздничных традиций, обрядов. Свою работу мы планируем в нескольких направлениях: обогащение пространственной среды в группе элементами народных костюмов, подборками иллюстраций народных песенок и потешек, народными игрушками и играми; составление картотеки народных хороводных и подвижных игр, разучивание их с детьми; составление перспективного плана бесед, списка потешек, песенок, чистоговорок для чтения и разучивания ; подбор, разучивание и проведение народных праздников и обрядов, доступных пониманию детей; подборка консультаций и тем для индивидуальных бесед с родителями, привлечение их к совместной деятельности с детьми. Начинали мы свою работу в младшей группе с разучивания потешек, народных песенок, прибауток. Вместе с детьми мы не просто разучивали слова очередного фольклорного произведения, но и проигрывали их сначала пальчиками, потом обыгрывали с помощью игрушек. Если песенки вызывали большой отклик у ребят, то проигрывали их в виде ролевых диалогов или сценок. Тем самым дети впитывали в себя чувства, передаваемые потешкой, песенкой, их речь обогащалась исконно русскими словами и выражениями. Предлагая детям для игр народные игрушки, мы рассказывали об их истории: почему так называются? с какой профессией или обычаем связаны? - тем самым пробуждая интерес к истории и традициям своего народа. Наши детишки с удовольствием играют в «Бирюльки», крутят вместо спиннеров расписных деревянных волчков. В игровой модели русской избы укладывают спать матрешек, качают в колыбельке малыша. Подготовка к проведению народного праздника начинается с рассматривания картин и иллюстраций, чтения сказок, стихов и тех рассказов, где упоминается этот праздник или обряд. Вместе слушаем народные песни, мелодии, если есть возможность, смотрим фрагменты танцевальных композиций. После того, как ребята заинтересовались, мы беседуем, выясняя, как они представляют проведение праздника, какие костюмы должны быть в их представлении. И не всегда наши с детьми представления совпадают! Тем интереснее работа над сценарием и последующим разучиванием ролей, танцев, жанровых сценок. Так были подготовлены и проведены «Святки», «На Ивана, на Купала..», «Веселые матрешки» и др. Мы заметили, что в ходе подготовки и проведения таких праздников, дети не просто знакомятся с традициями и обычаями своего народа, разучивают новые песни, танцы, но участвуя, "пропускают"их через себя, присваивая частички народной мудрости, традиций. И очень хорошо, в связи с этим, будет использование опыта старших поколений: семей наших воспитанников. С этой целью у нас были проведены совместные детско–родительские проекты «Традиции нашей семьи», «Бабушкины сказки», в планах проведение проектов «Игры нашего детства», «Семейные посиделки» Наши дети, как и все современные ребята, любят интерактивные игры. И мы разработали для них ряд таких игр: «Машины сказки» - соотнесение персонажей сказок с сюжетной картинкой из сказки. «Что за праздник у Маши?» - подбор элементов костюмов и атрибутов к различным народным праздникам и обрядам. «В гостях у Маши» - соотнесение современных и старинных предметов быта (кран – колодец, газовая плита – русская печь и т. д.). В заключение хочется сказать, что наша работа по данному направлению продолжается. Ведь патриотическое воспитание не ограничивается приобщением к фольклору и народным традициям. Очень важным является и знакомство детей с малой родиной, и с государственными символами, и современной историей России. Но именно в фольклоре, народных традициях и обрядах сохранилась душа русского народа. И это дает возможность подобрать ключик к сердцу каждого ребенка, воспитать его настоящим патриотом своей страны. Мне нравится

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к нравственному наследию русского народа»

С момента зарождения цивилизации, люди заботились не только о пропитании, но и о сохранении своего племени, его устоев - традиций, обычаев - и языка. Со сменой поколений, постепенно, язык, традиции любого народа меняются. И в наше время, когдадети чуть ли не с рождения проводят время с гаджетами, а их игрушки очень далеки от народных, и, в большинстве случаев, утрачена преемственность поколений в дворовых играх, очень важным становится помочь ребенку осознать себя частью своего народа, проникнуться его традициями. Все новое - это хорошо забытое старое. И мы обратились к опыту народного воспитания. Приобщение ребенка к народным традициям, искусству никогда не было насильственным. Находясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребенок осваивал ценности народной культуры - праздничное и поэтическое мировосприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни - участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. - осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода.

Значит, нам надо создать такую ситуацию в группе, когда ребенок будет постоянно вовлечен в самые разнообразные виды деятельности, позволяющие погрузиться в мир народных игр, бытовых и праздничных традиций, обрядов.

Свою работу мы планируем в нескольких направлениях:

  • обогащение пространственной среды в группе элементами народных костюмов, подборками иллюстраций народных песенок и потешек, народными игрушками и играми;
  • составление картотеки народных хороводных и подвижных игр, разучивание их с детьми;
  • составление перспективного плана бесед, списка потешек, песенок, чистоговорок для чтения и разучивания ;
  • подбор, разучивание и проведение народных праздников и обрядов, доступных пониманию детей;
  • подборка консультаций и тем для индивидуальных бесед с родителями, привлечение их к совместной деятельности с детьми.

Начинали мы свою работу в младшей группе с разучивания потешек, народных песенок, прибауток. Вместе с детьми мы не просто разучивали слова очередного фольклорного произведения, но и проигрывали их сначала пальчиками, потом обыгрывали с помощью игрушек. Если песенки вызывали большой отклик у ребят, то проигрывали их в виде ролевых диалогов или сценок. Тем самым дети впитывали в себя чувства, передаваемые потешкой, песенкой, их речь обогащалась исконно русскими словами и выражениями.

Предлагая детям для игр народные игрушки, мы рассказывали об их истории: почему так называются? с какой профессией или обычаем связаны? - тем самым пробуждая интерес к истории и традициям своего народа. Наши детишки с удовольствием играют в «Бирюльки», крутят вместо спиннеров расписных деревянных волчков. В игровой модели русской избы укладывают спать матрешек, качают в колыбельке малыша.

Подготовка к проведению народного праздника начинается с рассматривания картин и иллюстраций, чтения сказок, стихов и тех рассказов, где упоминается этот праздник или обряд. Вместе слушаем народные песни, мелодии, если есть возможность, смотрим фрагменты танцевальных композиций. После того, как ребята заинтересовались, мы беседуем, выясняя, как они представляют проведение праздника, какие костюмы должны быть в их представлении. И не всегда наши с детьми представления совпадают! Тем интереснее работа над сценарием и последующим разучиванием ролей, танцев, жанровых сценок. Так были подготовлены и проведены «Святки», «На Ивана, на Купала..», «Веселые матрешки» и др.

Мы заметили, что в ходе подготовки и проведения таких праздников, дети не просто знакомятся с традициями и обычаями своего народа, разучивают новые песни, танцы, но участвуя, "пропускают"их через себя, присваивая частички народной мудрости, традиций. И очень хорошо, в связи с этим, будет использование опыта старших поколений: семей наших воспитанников. С этой целью у нас были проведены совместные детско–родительские проекты «Традиции нашей семьи», «Бабушкины сказки», в планах проведение проектов «Игры нашего детства», «Семейные посиделки»

Наши дети, как и все современные ребята, любят интерактивные игры. И мы разработали для них ряд таких игр:

«Машины сказки» - соотнесение персонажей сказок с сюжетной картинкой из сказки.

«Что за праздник у Маши?» - подбор элементов костюмов и атрибутов  к различным народным праздникам и обрядам.

«В гостях у Маши» - соотнесение современных и старинных предметов быта (кран – колодец, газовая плита – русская печь и т. д.).

В заключение хочется сказать, что наша работа по данному направлению продолжается. Ведь патриотическое воспитание не ограничивается приобщением к фольклору и народным традициям. Очень важным является и знакомство детей с малой родиной, и с государственными символами, и современной историей России. Но именно в фольклоре, народных традициях и обрядах сохранилась душа русского народа. И это дает возможность подобрать ключик к сердцу каждого ребенка, воспитать его настоящим патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...