Проектно-тематическая работа с детьми в детском саду
статья

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno_tematicheskaya_deyatelnost.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно- тематическая  деятельность в МБДОУ д/с № 39

 

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

            Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

            Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах  деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество детей и взрослых.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию  творческого мышления.

- способствует повышению компетентности педагогов.

 В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.      Исследовательские проекты  предполагают проверку  предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

2.      Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческиепроектыпредполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.

3.      Игровые проекты  - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных  ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

4.      Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.

5.      Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

·        подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

·        пополнение предметно-пространственной среды;

·        подбор диагностического материала  для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

·        анализ педагогом  своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;

·        выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

·        формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап - практический:

·        коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

·        определение содержания работы;

·        реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

·        обобщение и распространение опыта работы;

·        защита проекта. 

IVэтап — заключительный:

·        анализ достижения целей и полученных результатов;

·        определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

·    Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

·    Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

·    Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

·    Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

·    При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

·    Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

·     Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

·     В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

·     Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.

·     Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.

·     На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми  участниками.

 Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня.

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня....

Организация системы работы с детьми в детском саду по защите окружающей среды

Одной из главных задач годового плана работы нашего ДОУ является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума, большое внимание уделяется природоохранной деятельности....

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

Нетрадиционные формы работ с детьми в детском саду

МДОУ ДСКВ №62      «Нетрадиционные формы работы с детьми в детском саду»     Группа компенсирующей направленностидля детей с ТНР,старший возрастВ...

Памятка для воспитателей "Организация летней оздоровительной работы с детьми в детском саду"

Данная памятка поможет воспитателям старшей группы правильно организовать деятельность детей в летний период....

Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе

Статья содержит рекомендации  инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе...

Формы работы с детьми в детском саду

Формы работы с детьми в детском саду в соответствии с ФГОС...