Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников»
консультация
Рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_ekologii.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей на тему:
«Формирование экологической культуры у дошкольников»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Именно поэтому начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте нужно с прихода детей в младшую группу и продолжать на протяжении всего дошкольного детства.
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Задачи экологического воспитания:
- дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе.
-развивать в детях творческое начало через придумывание сказок экологического содержания.
-расширять знания детей о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
-воспитывать нормы поведения в природе.
-воспитывать желание беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами.
– воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Рассмотрим методы и приёмы, которые можно использовать в условиях нашего дошкольного учреждения.
1.В группах необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний:
- Организовать «зелёную зону», в которой дети получат навыки по уходу за растениями.
- собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, коллекции, альбомы, картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе).
2. Регулярно проводить тематические прогулки, экскурсии. Экскурсии — один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использовать в повседневной жизни, а на занятиях обобщать, конкретизировать знания, полученные в процессе наблюдения.
3. Осуществлять ознакомление с природой в разнообразных формах: в непрерывной непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни (в труде, играх).
В работе по формированию экологической культуры использовать различные формы занятий. Экологические занятия необходимо сопровождать чтением художественной литературы, показом иллюстраций, видеофильмов.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Ещё один эффективный метод при формировании экологической культуры дошкольников - проектная деятельность. Почему же проектная деятельность? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с Федеральным Государственным Требованиям.
Использовать метод проектов в работе с детьми, нужно начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. С младшей группы можно проводить краткосрочные творческо-исследовательские, игровые, экологические проекты, при реализации которых формируются у малышей навыки наблюдения, практических действий с водой, песком и другими окружающими предметами. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
В проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:
1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы, обобщения.
2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.
3. Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое образовательно- воспитательное значение придаем беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.
4. Игра — служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановка и решения задач. Для формирования экологической культуры наиболее часто используем дидактические, подвижные, настольные игры.
У детей формируются навыки самостоятельно проводить простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с младшего возраста.
Формы и методы работы выбираются в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. Ну а результатами проектов являются различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т.д.
Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности- это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте, станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции воспитателей на тему "Формирование экологической культуры дошкольников"
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...
Сообщение из опыта работы на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему: «Воспитание экологической культуры в семье»
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность – это семья. Поэтому, рассматривая совместную деятельность родителе...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников»
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ....
План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к пр...
Методическая разработка "Использование уголка природы при формировании экологической культуры старших дошкольников"
Методическая разработка "Использование уголка природы при формировании экологической культуры старших дошкольников"...