Сообщение из опыта работы на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему: «Воспитание экологической культуры в семье»
материал на тему

 

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность – это семья. Поэтому, рассматривая совместную деятельность родителей и дошкольников, хотелось бы подробнее остановиться на «Воспитании экологической культуры в семье». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш»

Сообщение из опыта работы:

на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему «Воспитание экологической культуры в семье»

Составила:

Чиркунова Е.Н.

Руководитель КМО 3 куста:

Ильина Ю.А.

г.Альметьевск 2013г.

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность – это семья. Поэтому, рассматривая совместную деятельность родителей и дошкольников, хотелось бы подробнее остановиться на «Воспитании экологической культуры в семье».

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские  собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям  элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения. К сожалению, еще многие родители не придают должного внимания вопросу воспитания бережного отношения к природе, порой сами потребительски относятся к родной природе. Однако действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребят именно тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого.

Можно бесконечно говорить о природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидел червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость», - то пользы от этого не будет.

Нам взрослым нужно стараться рассказывать детям в доступной форме обо всем, что их окружает, а для этого нужно многое знать. Много полезного можно найти в журналах, книгах, телепередачах.

Наши дети городские, они меньше чем сельские соприкасаются с природой. Поэтому любовь к природе у детей надо воспитывать и во время выезда на природу, в деревню, во время работы в саду, огороде и просто во время прогулок.

Если дети сами посадили цветы, то ходить, ломать их они не будут и другим не позволят. Поэтому от нас, взрослых, зависит какими будут наши дети. Естественно, мы взрослые желаем, чтобы дети любили природу понимали ее и  берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам совместными усилиями.

Поэтому я родителям советую чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам к красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилась чувство общности с ней.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье, поэтому семья играет большую роль в формировании экологических представлений. Эффективным средством экологической подготовки детей в семье является систематический просмотр телепередач, связанных с экологией и миром природы. После этого полезно комментировать ситуацию, анализировать информацию. В формировании экологической грамотности детей в семье нужно признать чтение русских народных сказок, книг по экологии, окружающей среде, о значении природы. Надо подбирать такие произведения, в которых доступно, на конкретных примерах раскрываются понятные детям нравственные категории доброты, сочувствия, помощи.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры.

Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержится дома.

Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравним, к примеру, темную зелень кливии или аспедистры более светлыми ее тонами). Какое же богатство цветовых оттенков симметричных и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений.

Насколько мы приучим наших детей следовать совей природе, не уничтожая хрупкие декорации, давшие жизнь всему живому, настолько они будут внимательно и чутко беречь наш маленьким дом – голубую планету для своего потомства. Ведь детское счастье без пылающих знатоков и божьих коровок не будет полным, не так ли.

Дело за малым! Нужно чтобы этого захотели Мы – родители, взрослые! Если мы научим детей смотреть и видеть, знать и любить, и конечно, беречь природу, через полтора – два десятилетия подрастает поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.

В детском саду проводился конкурс детских рисунков, конкурс «Лучшая подделка из природного материала», «Осенняя фантазия», «Изготовление шляпок из бросового материала», «Создание музея цветку». Осенью проводили выставку на тему: «Дары осени», где дети приносят интересные поделки. Также привлекаем родителей к городским конкурсам «Детям чистый город», «Покормите птиц зимой».

За совместную работу дети и родители получают благодарность.

Еще одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...