План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.
учебно-методический материал (средняя группа)

Половкова Наталья Юрьевна

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.

Теоретическая значимость  моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.

Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, знакомят маленького человека с  природой, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Задача и цели профессионального развития

Цель:

  • Воспитание основ экологической культуры;
  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование практического и духовного опыта взаимодействия с природой,
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания   сохранить ее).

Задачи:

  • Формирование у детей системы знаний.
  • Формирования у детей любви в природе.
  • Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  • Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovkova_n.yu_.samoobrazovanie.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение                  «Детский сад №414 комбинированного вида»                                                                                       Ново - Савиновского района г. Казани

План самообразования

на 2019-2024 г.

воспитателя Половковой Натальи Юрьевны

на тему:

Формирование экологической культуры у  дошкольников посредством дидактической игры.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.

Теоретическая значимость  моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.

Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, знакомят маленького человека с  природой, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Задача и цели профессионального развития

Цель:

  • Воспитание основ экологической культуры;
  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование практического и духовного опыта взаимодействия с природой,
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания   сохранить ее).

Задачи:

  • Формирование у детей системы знаний.
  • Формирования у детей любви в природе.
  • Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  • Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

         

Этапы работы по самообразованию 2019-2024 годы

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая

деятельность

1.

Подготовительный.

Аналитико-

диагностический этап

20192020 учебный год

  1. Изучение нормативных документов в педагогической деятельности : конвенция о правах ребёнка, закон об образовании РФ.

2. Изучение  ФГОС ДО, профессиональных стандартов.

3. Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н.

Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. 

Добро пожаловать в экологию.

Рыжова .Н.А.

Наш дом природа...

4. Разработка конспектов НОД по теме самообразования «Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры».

1.Разработка перспективного плана для младшего дошкольного возраста.

2. Пополнение дидактических игр« Какая сегодня погода?»(найти схематические изображения погодных явлений) «Что нам осень принесла?»

3. Оформление папки-передвижки «Ребенок и природа»

4.Оформление

методической

папки.

2.

Основной. Практический этап.

2020- 2023 учебный год

1. Определение целей и задач по теме: «Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры»

2. Прогнозирование результатов.

3.Создание экологического уголка.(Календарь природы, оборудование для трудовой деятельности, кашпо для посадки растений, дидактические игры ,наглядный материал и т.д.).

4. Подведение итогов.

5. Разработка перспективного плана для старшего дошкольного возраста по  выбранной теме.

6. Корректировка работы.

Исследовательская работа (продолжение работы в экспериментальной группе)

7.Составление картотеки игр и упражнений по теме:

«Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы  луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные».

8. Разработка конспектов НОД

«Добро пожаловать, пернатые друзья».

9. Разработка методической рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»,  «Огород на подоконнике» 

1. Подготовка и организация выставки поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы».

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Выставка: «Дары природы»

(использование  листьев, овощей и фруктов).

4. Проведение открытого занятия   – для родителей на тему: «Мир вокруг нас».

5.Оформление наглядно-иллюстративного материала для занятий по возрасту детей.

6. Консультация для воспитателей:

" Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"

7. Консультация

для  молодых педагогов

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

8. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности….

9. Мастер -класс для педагогов района: «Формирование экологической культуры у дошкольников посредством исследования окружающего мира».

3

Заключительный этап. Обобщение.

2023-2024  учебный год.

1. Распространение опыта своей работы по формированию экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.

2.Разработка  конспекта мероприятия «Берегите природу!»

3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

1.Подведение итогов.

2. Показ  мероприятия родителям и педагогам.

3. Выставка на педсовете пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспектов занятий для педагогов.

Список использованной литературы

Л.К.Шапошников «Вопросы охраны природы»,2017г.

А.М.Федотова «Познаем окружающий мир играя: Сюжетно-дидактические игры для дошкольников»,2015г.

Э. Э. Баранникова «Я познаю мир».2017г.

О.М.Леонтьева «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»,2015г.

А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»2014г.

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»2015г.

С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»,2014г.

Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»2017.

А.С.Туловьева «С душой к природе»,2014г.

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры

Экологическое воспитание это процесс ознакомление ребенка с природой. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания. играя дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы....