Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая, подготовительная группа)

Лавреха Наталья Александровна

Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.

В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКЕТ СЛАВА", "ОСЕНИНЫ НА РУСИ", "СВЕТЛАЯ ПАСХА"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по реализации патриотического воспитания через реализацию проектной деятельности со старшими дошкольниками.

 Сложившаяся сегодня политическая ситуация в мире ориентирует нас на то, что в комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников должна обязательно входить и такая: формировать патриотическое сознание как нравственное, так и экологическое, трудовое и этико-эстетическое.  Эффективным методом реализации этих задач   является проектная деятельность. Проектная деятельность развивает познавательную активность, основана на личностно-ориентированном подходе к обучению воспитания, формирует навыки сотрудничества и воздействует на все стороны личности ребёнка. Под проектом   понимаем самостоятельную  и коллективную творческую завершённую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 Именно поэтому была выбрана мной для воспитания патриотических чувств через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа. В 2022-2023 учебном году были реализован цикл  проектов «Русь великая». В него вошли   проекты -«Берёза-символ России», «Масленица», «Этих дней не смолкает слава. День Победы».  В 2021-2022 учебном году был реализован цикл проектов «Праздники на Руси»: «Осенины», «Рождество», «Пасха».

Цель проекта «Берёза-символ России: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о русской берёзе как символа русского народа и России. Воспитание любви к родному краю, родине. Познакомить с русскими народными традициями, связанными с берёзой. Задачи:1. Сформировать представление у детей о берёзе как живом растении и символе страны.

2. Расширить знания о берёзе, её использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

3. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4. Активизировать и обобщать словарный запас детей.

5. Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное отношение к ней.

 При реализации проекта большое значение имеет   предметно-развивающая среда. В группе был оформлен уголок «Берёза – символ России», где был представлен разнообразный материал: дидактические игры, стихи, загадки по теме, альбомы «Берёза – символ России», «Берёза – белая подруга» (образ берёзы в поэзии, музыке); образ берёзы в изобразительном искусстве русских художников. Оформлен мини-музей   изделиями  народных  промыслов. При реализации проекта «Берёза – символ России» на подготовительном этапе был собран и систематизирован наглядный дидактический, демонстрационный материал, подобраны дидактические игры, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности, приготовление методической и художественной литературы, иллюстрационный материал по теме «Берёза», материал для изобразительной и продуктивной деятельности. На основном этапе проекта разработан цикл мероприятий с детьми и родителями. Заключительный этап – это обобщение материалов проекта, оформление папок, выставка детских работ, обработка методических, практических материалов. Данные задачи решались во всех образовательных областях. При организации проекта были проведены беседы с детьми «Почему берёза белая», «Снятся ли берёзе сны», «Русская душа берёзы» - легенды и мифы о берёзе, состоялась экскурсия по участку детского сада. В часть проекта под разделом «чтение художественной литературы» вошли следующие произведения - «Моя Берёза» С. Воронина, «Берёза» Л.И. Горошкина, «Белая берёза» С. Есенина, «Люблю берёзку русскую» Л.П. Прокофьева. Был организован конкурс стихов, где дети показали свои творческие способности. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми был организован «Музыкальный день», где дети слушали песни о берёзе: «Отчего так в России берёзы шумят», «Берёзовый сок», «Во поле берёза стояла» и другие. В совместной деятельности и НОД дети отражали свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации «Русская красавица – берёза», «Золотая осень», «Белая берёза под моим окном», «Берёзовая роща». В приёмной  группы была оформлена тематическая выставка детских работ. Работа Банщиковой Полины и Алисы «Берёзовое осеннее золото» участвовала в конкурсе «Декоративно-прикладное творчество», где заняли первое место. Приложение № 17. Литература и искусство оказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Итогом большой проведённой работы стало музыкальное развлечение «Ай, да берёза!». Итогом совместного детского речевого творчества было создание книжек-самоделок своими руками, придумывание содержание и оформление книжек иллюстрациями. Работа над выпуском книги развивает умение видеть красоту окружающего мира, отражать её в своих рисунках. Так вышли в свет книжки «Сказка про белоствольную берёзу», «Приключения берёзы», «Полосатая лента». Приложение №6. В работе по сочинению рассказов, сказок нам помогали родители. Таким образом после проведения работы по теме проекта у детей сформировалось представление о берёзе как о символе России, навыки правильного и осознанного поведения к природе, появился интерес к устному народному творчеству, а также желание беречь, понимать и любить природу.

Для реализации целенаправленной работы по воспитанию интереса к кульурному наследию русского народа был реализован проект «Масленица широка». Познавательно — творческий, групповой, среднесрочный. Продолжительность проекта: 2 недели. Сроки реализации проекта: март. Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: Формирование духовности, нравственно — патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие.

  1. Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании масленицы.
  2. Знакомить с русским народным фольклором.

Развивающие.

  1. Развивать коммуникативные способности.
  2. Развивать память, мышление, внимание.
  3. Развивать художественно — творческую деятельность.

Воспитательные.

  1. Воспитать и пробуждать интерес к истории и культуре России.
  2. Воспитать чувства патриотизма основано на русских традициях.
  3. Ориентировать родителей на приобщение к русской культуре в семье.

Формы реализации:

  • Беседа по теме
  • Непосредственно организованная образовательная деятельность.
  • Совместное творчество
  • Создание творческих работ детей и родителей
  • Разучивание закличек, русских народных песен, игр.
  • Чтение художественной литературы.

Подготовительный этап:

  • Разработка содержания проекта, составление плана.
  • Подбор информации и материалов для реализации.
  • Изготовление атрибутов для игр.
  • Заучивание закличек, русских народных песен.
  • Оформление стенда «Масленица».

Основной:

  • Проведение тематических занятий
  • Художественно — творческая деятельность
  • Заучивание закличек, русских народных песен
  • Чтение художественной литературы по теме
  • Прослушивание музыкальных композиций
  • Рассматривание картин
  • Проведение русских народных игр

Семья играет самую важную роль в воспитании ребёнка. Поэтому моей целью было в том числе выстроить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников.  Начала с анкетирования родителей по теме «Народные праздники в детском саду и дома». Затем была подготовлена консультация для родителей по теме «Приобщение к истории, традициям и культуре с помощью народных игр». Приложение № 8.  В приёмной группы оформила для родителей выставку книг по теме «Нравственное воспитание. Что почитать с детьми».

Итоговым мероприятием стало музыкальное развлечение   «Широкая масленица». После него- организовано чаепитие с блинами, был организован обмен рецептами.

Проект,  посвящённый Великой Победе «Этих дней не смолкает слава».

Тип проекта: Творческий, групповой, среднесрочный. Продолжительность проекта: 1 месяц. Сроки реализации: Апрель-май.

Цель проекта:

  • Сообщить детям первоначальные знания  об истории Великой Отечественной войны;
  • Воспитывать  уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции.

Задачи проекта:

  • Углублять   представление детей о праздновании  в нашей стране Дня победы;
  • Дать представление о героях войны, их подвигах, о городах-героях;
  • Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны;
  • Воспитывать уважение и гордость к подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине, желание возлагать цветы к памятникам;
  • Развивать речь, воображение, умение детей взаимодействовать друг с другом.
  • Основные формы реализации проекта: Экскурсии, занятия, мини-выставки, музыкальный праздник, консультации для родителей, создание альбомов и папок. На первом этапе был собран и систематизирован наглядный  материал. Разработан цикл мероприятий с детьми и родителями. Решено было оформить групповую «Книгу памяти», где каждая страничка посвящена рассказу о своем родственнике-участнике ВОВ. Проведение тематических занятий. Художественно — творческая деятельность.

Продукты проектной деятельности:

  • «Книга Памяти»  с рассказами и фотографиями  о ветеранах Великой Отечественной  Войны;
  • Выставка рисунков детей «Нам нужен мир».
  • Итоговое мероприятие –праздник на площадке  детского сада «Этот день Победы» (организован концерт для ветеранов, шествие по территории детского сада «Бессмертный полк» с портретами ветеранов, флешмоб «Дети Победы»)
  • Оформление стенда в холле группы «Мы помним. Мы гордимся».

Это, пожалуй, один из самых значимых и эмоциональных проектов в нашей группе. С помощью этого проекта было заложено зернышко формирования будущего гражданина, который любит свою семью, город, страну.

В подготовительной к школе группе начала работу с реализации проекта «Осенины на Руси». Тип проекта: познавательно-игровой, групповой, творческий. Продолжительность: 1 месяц (сентябрь)

Цель: знакомить детей с русскими народными праздниками, с традицией празднования осени на Руси.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками сентября, с народным земледельческим календарем, расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
  • Развивающие: активировать речевую деятельность путём развития доказательной речи. Учить фантазировать, используя в качестве основы игровые ситуации, развивать образное представление.
  • Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народным традициям; внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову, развивать эмоциональную среду.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая.

Реализация проекта:

  1. Подготовительный.
  • Подготовить наглядный, дидактический, демонстрационный материал.
  • Подобрать дидактические, словесные игры, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности.
  • Изучить методическую, художественную литературу.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  • Подбор иллюстрационного материала по теме «Осень».
  1. Основной этап:
  • Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
  1. Заключительный этап:
  • Обработка методических, практических материалов. Обобщение материалов проекта, оформление папок, выставка детских работ.

Продукты проектной деятельности

  • -Книга рассказов «Наши любимые фрукты», «Наши любимые овощи»
  • -Детские творческие работы «За что я осень похвалю!», «Осень золотая»
  • -Оформление в группе уголка «Осень золотая» (стихи, загадки, репродукции  известных художников, рассказы, сказки, дидактические игры и др.  )
  • -Оформление альбомов:
  • 1. Рассказы об овощах
  • 2. Сказки о питании
  • 3. Стихи про овощи, фрукты и ягоды
  • 4. Загадки, пословицы, поговорки
  • -Народные земледельческий и праздничные календари
  • -Дидактическая игра на тему «Деревья»
  • -Альбом «Подвижные народные игры»
  • -Осенний праздник
  • -Мини-доклад на тему «Витамины и здоровье»

Итоговые мероприятия по проекту

  • - Оформление выставки  детско-родительских работ из природного материала «Дары осени»
  • Праздник «Ярмарка».

Проект «Рождество Христово». Тип проекта: познавательно-речевой, творческий. Срок реализации: январь. Оформление группы:

  • Создание макета «Уголок Рождество Христово» (вертеп)
  • Выставка Рождественских открыток
  • Выставка книг на рождественскую тему

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Образовательные: Сформировать представление о Рождественских святках, колядках. Активизировать речь через русское народное творчество (загадки, стихи, колядки)
  2. Развивающиеся: Развивать эмоциональную сферу, творческие способности детей. Расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные способности.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народной культуре, традициям, обычаям.

 Продукты проектной деятельности:

  • Презентация для детей «Детям про Рождество».
  • Оформление уголка в группе.
  • Коллективная работа детей «Ангел».
  • Музыкальное развлечение.
  • Подготовка консультации для родителей «Что рассказать детям про Рождество».
  • Совместная работа родителей и детей «Рождественская сказка».
  • Оформление альбомов «Пословицы и поговорки», «Колядки», «Стихи о зимних забавах», «О здоровье», «История праздника», «Символ Рождества Христова».
  • Русские народные игры
  • Рисунки детей «Зимние забавы».

Итоговое мероприятие по проекту:

1.Проведение музыкального развлечения «Рождество Христово».

2. Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Рождество».

Следующим проектом, продолжающим знакомить дошкольников с русской праздничной культурой –стал проект «Светлая Пасха». Тип проекта: Познавательно- творческий, групповой. Продолжительность: Краткосрочный (1 неделя).

Цель: Познакомить детей с традицией празднования Пасхи. Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с обычаями, традициями празднования пасхи.
  2. Приобщить к общей человеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.
  3. Создать условия для погружения в культуру русского народа.
  4. Воспитать патриотические чувства к православным традициям русского народа.

Реализация проекта:

  1. Подготовительный
  • Подготовить наглядный дидактический демонстрационный материал.
  • Приготовить методическую, художественную литературу.
  • Подбор иллюстративного материала по теме «Пасха»
  1. Основной этап
  • Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3. Заключительный

  • Обработка методических, практических материалов.
  • Обобщение материалов проекта.
  • Оформление папок.
  • Выставка детских работ.
  • Разработка конспектов занятий, игр.
  • Проведение праздника.

Продукты проектной деятельности:

  • Оформление выставки детских работ по теме «Пасхальный сувенир», «Пасхальный кулич», «Пасхальное яйцо» (пластилинография), пасхальные открытки.
  • Создание альбома раскрасок
  • Фотоальбом «Как наша семья празднует  Пасху»
  • Создание альбомов «Традиции и обычаи на Пасху», «Символы Пасхи», «Народные пасхальные игры и забавы», «Заклички и обрядовые песни на Пасху»

Итоговое мероприятия по проекту:

  • Проведение развлечения «Пасха радость нам несет».
  • Выставка творческих работ по теме проекта.

Реализуемая система работы по   формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста продолжается. В перспективе мы задумали   разработать цикл проектов, посвящённых символам России-матрёшка, медведь, русская балалайка и знакомству с народными промыслам.

   

Лавреха Наталья Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 452,

 высшая квалификационная категория.

Ерохина Валентина Николаевна ,

воспитатель МБДОУ д/с № 452,

 высшая квалификационная категория.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельность "За нами будущее"

Аннотация патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошколь...

Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...