Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.
В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКЕТ СЛАВА", "ОСЕНИНЫ НА РУСИ", "СВЕТЛАЯ ПАСХА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по реализации патриотического воспитания через реализацию проектной деятельности со старшими дошкольниками.
Сложившаяся сегодня политическая ситуация в мире ориентирует нас на то, что в комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников должна обязательно входить и такая: формировать патриотическое сознание как нравственное, так и экологическое, трудовое и этико-эстетическое. Эффективным методом реализации этих задач является проектная деятельность. Проектная деятельность развивает познавательную активность, основана на личностно-ориентированном подходе к обучению воспитания, формирует навыки сотрудничества и воздействует на все стороны личности ребёнка. Под проектом понимаем самостоятельную и коллективную творческую завершённую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Именно поэтому была выбрана мной для воспитания патриотических чувств через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа. В 2022-2023 учебном году были реализован цикл проектов «Русь великая». В него вошли проекты -«Берёза-символ России», «Масленица», «Этих дней не смолкает слава. День Победы». В 2021-2022 учебном году был реализован цикл проектов «Праздники на Руси»: «Осенины», «Рождество», «Пасха».
Цель проекта «Берёза-символ России: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о русской берёзе как символа русского народа и России. Воспитание любви к родному краю, родине. Познакомить с русскими народными традициями, связанными с берёзой. Задачи:1. Сформировать представление у детей о берёзе как живом растении и символе страны.
2. Расширить знания о берёзе, её использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
3. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Активизировать и обобщать словарный запас детей.
5. Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное отношение к ней.
При реализации проекта большое значение имеет предметно-развивающая среда. В группе был оформлен уголок «Берёза – символ России», где был представлен разнообразный материал: дидактические игры, стихи, загадки по теме, альбомы «Берёза – символ России», «Берёза – белая подруга» (образ берёзы в поэзии, музыке); образ берёзы в изобразительном искусстве русских художников. Оформлен мини-музей изделиями народных промыслов. При реализации проекта «Берёза – символ России» на подготовительном этапе был собран и систематизирован наглядный дидактический, демонстрационный материал, подобраны дидактические игры, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности, приготовление методической и художественной литературы, иллюстрационный материал по теме «Берёза», материал для изобразительной и продуктивной деятельности. На основном этапе проекта разработан цикл мероприятий с детьми и родителями. Заключительный этап – это обобщение материалов проекта, оформление папок, выставка детских работ, обработка методических, практических материалов. Данные задачи решались во всех образовательных областях. При организации проекта были проведены беседы с детьми «Почему берёза белая», «Снятся ли берёзе сны», «Русская душа берёзы» - легенды и мифы о берёзе, состоялась экскурсия по участку детского сада. В часть проекта под разделом «чтение художественной литературы» вошли следующие произведения - «Моя Берёза» С. Воронина, «Берёза» Л.И. Горошкина, «Белая берёза» С. Есенина, «Люблю берёзку русскую» Л.П. Прокофьева. Был организован конкурс стихов, где дети показали свои творческие способности. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми был организован «Музыкальный день», где дети слушали песни о берёзе: «Отчего так в России берёзы шумят», «Берёзовый сок», «Во поле берёза стояла» и другие. В совместной деятельности и НОД дети отражали свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации «Русская красавица – берёза», «Золотая осень», «Белая берёза под моим окном», «Берёзовая роща». В приёмной группы была оформлена тематическая выставка детских работ. Работа Банщиковой Полины и Алисы «Берёзовое осеннее золото» участвовала в конкурсе «Декоративно-прикладное творчество», где заняли первое место. Приложение № 17. Литература и искусство оказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Итогом большой проведённой работы стало музыкальное развлечение «Ай, да берёза!». Итогом совместного детского речевого творчества было создание книжек-самоделок своими руками, придумывание содержание и оформление книжек иллюстрациями. Работа над выпуском книги развивает умение видеть красоту окружающего мира, отражать её в своих рисунках. Так вышли в свет книжки «Сказка про белоствольную берёзу», «Приключения берёзы», «Полосатая лента». Приложение №6. В работе по сочинению рассказов, сказок нам помогали родители. Таким образом после проведения работы по теме проекта у детей сформировалось представление о берёзе как о символе России, навыки правильного и осознанного поведения к природе, появился интерес к устному народному творчеству, а также желание беречь, понимать и любить природу.
Для реализации целенаправленной работы по воспитанию интереса к кульурному наследию русского народа был реализован проект «Масленица широка». Познавательно — творческий, групповой, среднесрочный. Продолжительность проекта: 2 недели. Сроки реализации проекта: март. Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: Формирование духовности, нравственно — патриотических чувств детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие.
- Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании масленицы.
- Знакомить с русским народным фольклором.
Развивающие.
- Развивать коммуникативные способности.
- Развивать память, мышление, внимание.
- Развивать художественно — творческую деятельность.
Воспитательные.
- Воспитать и пробуждать интерес к истории и культуре России.
- Воспитать чувства патриотизма основано на русских традициях.
- Ориентировать родителей на приобщение к русской культуре в семье.
Формы реализации:
- Беседа по теме
- Непосредственно организованная образовательная деятельность.
- Совместное творчество
- Создание творческих работ детей и родителей
- Разучивание закличек, русских народных песен, игр.
- Чтение художественной литературы.
Подготовительный этап:
- Разработка содержания проекта, составление плана.
- Подбор информации и материалов для реализации.
- Изготовление атрибутов для игр.
- Заучивание закличек, русских народных песен.
- Оформление стенда «Масленица».
Основной:
- Проведение тематических занятий
- Художественно — творческая деятельность
- Заучивание закличек, русских народных песен
- Чтение художественной литературы по теме
- Прослушивание музыкальных композиций
- Рассматривание картин
- Проведение русских народных игр
Семья играет самую важную роль в воспитании ребёнка. Поэтому моей целью было в том числе выстроить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников. Начала с анкетирования родителей по теме «Народные праздники в детском саду и дома». Затем была подготовлена консультация для родителей по теме «Приобщение к истории, традициям и культуре с помощью народных игр». Приложение № 8. В приёмной группы оформила для родителей выставку книг по теме «Нравственное воспитание. Что почитать с детьми».
Итоговым мероприятием стало музыкальное развлечение «Широкая масленица». После него- организовано чаепитие с блинами, был организован обмен рецептами.
Проект, посвящённый Великой Победе «Этих дней не смолкает слава».
Тип проекта: Творческий, групповой, среднесрочный. Продолжительность проекта: 1 месяц. Сроки реализации: Апрель-май.
Цель проекта:
- Сообщить детям первоначальные знания об истории Великой Отечественной войны;
- Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции.
Задачи проекта:
- Углублять представление детей о праздновании в нашей стране Дня победы;
- Дать представление о героях войны, их подвигах, о городах-героях;
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны;
- Воспитывать уважение и гордость к подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине, желание возлагать цветы к памятникам;
- Развивать речь, воображение, умение детей взаимодействовать друг с другом.
- Основные формы реализации проекта: Экскурсии, занятия, мини-выставки, музыкальный праздник, консультации для родителей, создание альбомов и папок. На первом этапе был собран и систематизирован наглядный материал. Разработан цикл мероприятий с детьми и родителями. Решено было оформить групповую «Книгу памяти», где каждая страничка посвящена рассказу о своем родственнике-участнике ВОВ. Проведение тематических занятий. Художественно — творческая деятельность.
Продукты проектной деятельности:
- «Книга Памяти» с рассказами и фотографиями о ветеранах Великой Отечественной Войны;
- Выставка рисунков детей «Нам нужен мир».
- Итоговое мероприятие –праздник на площадке детского сада «Этот день Победы» (организован концерт для ветеранов, шествие по территории детского сада «Бессмертный полк» с портретами ветеранов, флешмоб «Дети Победы»)
- Оформление стенда в холле группы «Мы помним. Мы гордимся».
Это, пожалуй, один из самых значимых и эмоциональных проектов в нашей группе. С помощью этого проекта было заложено зернышко формирования будущего гражданина, который любит свою семью, город, страну.
В подготовительной к школе группе начала работу с реализации проекта «Осенины на Руси». Тип проекта: познавательно-игровой, групповой, творческий. Продолжительность: 1 месяц (сентябрь)
Цель: знакомить детей с русскими народными праздниками, с традицией празднования осени на Руси.
Задачи:
- Образовательные: формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками сентября, с народным земледельческим календарем, расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
- Развивающие: активировать речевую деятельность путём развития доказательной речи. Учить фантазировать, используя в качестве основы игровые ситуации, развивать образное представление.
- Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народным традициям; внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову, развивать эмоциональную среду.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая.
Реализация проекта:
- Подготовительный.
- Подготовить наглядный, дидактический, демонстрационный материал.
- Подобрать дидактические, словесные игры, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности.
- Изучить методическую, художественную литературу.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Подбор иллюстрационного материала по теме «Осень».
- Основной этап:
- Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
- Заключительный этап:
- Обработка методических, практических материалов. Обобщение материалов проекта, оформление папок, выставка детских работ.
Продукты проектной деятельности
- -Книга рассказов «Наши любимые фрукты», «Наши любимые овощи»
- -Детские творческие работы «За что я осень похвалю!», «Осень золотая»
- -Оформление в группе уголка «Осень золотая» (стихи, загадки, репродукции известных художников, рассказы, сказки, дидактические игры и др. )
- -Оформление альбомов:
- 1. Рассказы об овощах
- 2. Сказки о питании
- 3. Стихи про овощи, фрукты и ягоды
- 4. Загадки, пословицы, поговорки
- -Народные земледельческий и праздничные календари
- -Дидактическая игра на тему «Деревья»
- -Альбом «Подвижные народные игры»
- -Осенний праздник
- -Мини-доклад на тему «Витамины и здоровье»
Итоговые мероприятия по проекту
- - Оформление выставки детско-родительских работ из природного материала «Дары осени»
- Праздник «Ярмарка».
Проект «Рождество Христово». Тип проекта: познавательно-речевой, творческий. Срок реализации: январь. Оформление группы:
- Создание макета «Уголок Рождество Христово» (вертеп)
- Выставка Рождественских открыток
- Выставка книг на рождественскую тему
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Образовательные: Сформировать представление о Рождественских святках, колядках. Активизировать речь через русское народное творчество (загадки, стихи, колядки)
- Развивающиеся: Развивать эмоциональную сферу, творческие способности детей. Расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные способности.
Воспитательные: Воспитывать любовь к народной культуре, традициям, обычаям.
Продукты проектной деятельности:
- Презентация для детей «Детям про Рождество».
- Оформление уголка в группе.
- Коллективная работа детей «Ангел».
- Музыкальное развлечение.
- Подготовка консультации для родителей «Что рассказать детям про Рождество».
- Совместная работа родителей и детей «Рождественская сказка».
- Оформление альбомов «Пословицы и поговорки», «Колядки», «Стихи о зимних забавах», «О здоровье», «История праздника», «Символ Рождества Христова».
- Русские народные игры
- Рисунки детей «Зимние забавы».
Итоговое мероприятие по проекту:
1.Проведение музыкального развлечения «Рождество Христово».
2. Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Рождество».
Следующим проектом, продолжающим знакомить дошкольников с русской праздничной культурой –стал проект «Светлая Пасха». Тип проекта: Познавательно- творческий, групповой. Продолжительность: Краткосрочный (1 неделя).
Цель: Познакомить детей с традицией празднования Пасхи. Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с обычаями, традициями празднования пасхи.
- Приобщить к общей человеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.
- Создать условия для погружения в культуру русского народа.
- Воспитать патриотические чувства к православным традициям русского народа.
Реализация проекта:
- Подготовительный
- Подготовить наглядный дидактический демонстрационный материал.
- Приготовить методическую, художественную литературу.
- Подбор иллюстративного материала по теме «Пасха»
- Основной этап
- Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3. Заключительный
- Обработка методических, практических материалов.
- Обобщение материалов проекта.
- Оформление папок.
- Выставка детских работ.
- Разработка конспектов занятий, игр.
- Проведение праздника.
Продукты проектной деятельности:
- Оформление выставки детских работ по теме «Пасхальный сувенир», «Пасхальный кулич», «Пасхальное яйцо» (пластилинография), пасхальные открытки.
- Создание альбома раскрасок
- Фотоальбом «Как наша семья празднует Пасху»
- Создание альбомов «Традиции и обычаи на Пасху», «Символы Пасхи», «Народные пасхальные игры и забавы», «Заклички и обрядовые песни на Пасху»
Итоговое мероприятия по проекту:
- Проведение развлечения «Пасха радость нам несет».
- Выставка творческих работ по теме проекта.
Реализуемая система работы по формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста продолжается. В перспективе мы задумали разработать цикл проектов, посвящённых символам России-матрёшка, медведь, русская балалайка и знакомству с народными промыслам.
Лавреха Наталья Александровна,
старший воспитатель МБДОУ д/с № 452,
высшая квалификационная категория.
Ерохина Валентина Николаевна ,
воспитатель МБДОУ д/с № 452,
высшая квалификационная категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...
Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...
Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности
В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельность "За нами будущее"
Аннотация патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошколь...
Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...