Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности
статья

Шашкова Юлия Александровна

Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_advent_kalendar.docx717.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 г. Лысково

Воспитатель

 Шашкова Юлия Александровна

Адвент – календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности.

В условиях реализации федерального стандарта дошкольного образования на первое место выступают те формы и методы работы, которые обеспечивают развитие у детей активности, инициативы, самостоятельности. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь.

Что же такое адвент-календарь? Адвент - календарь – это красочно оформленный календарь ожидания (приближения) праздника. С помощью этого календаря отсчитывают дату, до какого - то праздника.

Основная идея опыта: развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии.

Задачи по реализации данного опыта:

Образовательные: 1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-календарь»; 2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в развитии познавательной активности дошкольников; 3. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; 4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».

Развивающие: 1. Развивать познавательную активность  дошкольников; 2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами; 3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.

Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность; 3. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни.

 Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели. Чтобы адвент-календарь стал инновационной познавательной формой обучения детей, достаточно выбрать тему, и каждый день изучать ее в игровой форме. Перед началом творческого процесса создания, нужно выбрать то содержание, которое будет соответствовать интересам, возрастным особенностям детей, решать задачи образовательного процесса. 

План для создания Адвент-календаря:

1. Выбрать событие или праздник

2. Определить тематику

3. Выбрать промежуток времени

4. Разработать макет

5. Подготовка заданий

6. Итоговое мероприятие по теме

Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Но всё же нужно придерживаемся некоторых принципов:

1.Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.

2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что праздник        приближается. Лучше размещать календарь на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.

3.Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.

4.Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание.

5.Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей.

6. Взаимодействие с родителями. Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, можно предложить родителям выполнить с детьми небольшие задания дома, на выходных днях.

Адвент-календари помогают доступнее для восприятия дошколят почувствовать течение времени. Они могут измерять его в количестве символов, отображающих дни в Адвент-календаре. Также дети запоминают сколько дней назад получили задание. В своих календарях я использую цветовой спектр, для лучшего запоминания дней недели (понедельник-красный, вторник-оранжевый и т.д)

 В зависимости от возраста детей, количество счетчиков дней следует сделать в соответствии с возрастными возможностями восприятия:

  1. для дошкольников 3-4лет-не более 5 дней
  2. для дошкольников 4-5лет- не более 10 дней
  3. для дошкольников 5-7 лет-более 14 дней.

Чем старше дети- тем больше срок ожидания.

В своей группе мы применяем разные варианты использования Адвент-календарей:

  1. Адвент-календарь как ожидание праздника.

https://disk.yandex.ru/i/l_1vX2tb9mWo1w

https://disk.yandex.ru/i/ijtfoP129vydpA 

20230116_070010

Первое, что мы сделали, это выбрали событие, приурочили наш календарь к предстоящему Новогоднему утреннику. Второе, это необходимо выбрать тематику, так как от этого зависит вся дальнейшая работа. Мы выбрали макет домика с окошками, выполненного из потолочной плитки. Самое важное, что нужно обязательно продумать в работе с календарем, это насколько по времени он будет рассчитан. Мы взяли 3 недели. Задания могут быть разными, как расписание ООД, так и в игровой, художественной форме, выполняемые в совместной деятельности в работе педагога с детьми, но все они связаны с новогодним праздником. Каждый день до новогоднего утренника, дети получают письмо с заданиями от Деда Мороза и выполняя его, открывают окошечко на Адвент-календаре. Родители так же активно участвовали в выполнении задании на выходные дни (изготовление поделок и костюмов к празднику). И наконец, завершающий этап – это итоговое мероприятие. Это то, что очень ждут дети, отсчитывая дни в адвент – календаре, например, развлечение или праздник. В нашем случае это новогодний утренник «Праздник с Гномиками и Конфетами».

  1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.

     Например, наш Адвент – календарь, который мы выполнили с детьми на тематической неделе «Возвращение перелётных птиц», приуроченной к «Всемирному дню птиц», 1 апреля. Он был сделан в виде веточек деревьев с домиками для птичек. Во все домики были вставлены пёрышки определённого цвета (по дням недели). Каждый день дети открывали домик, доставали перелётную птичку, узнавали про неё что-то новое и интересное, выполняли определённое задание и размещали птичку на подготовленном панно. К завершению тематической недели, панно было оформлено перелётными птицами. Тем самым был готов итоговый продукт- коллективная работа «Возвращение перелётных птиц» Итоговое мероприятие стало весеннее развлечение «Птицы прилетели». Каждый ребёнок по домашнему заданию календаря, должен был появиться в образе птички. Родители принимали активное участие в выполнении этого задания.

  1. Как реализация проектной деятельности.

https://disk.yandex.ru/i/vD6DQwrF-A0xog

https://disk.yandex.ru/i/jQOWNE9CEuqJ8Q

Адвент-календарь «23 февраля», который мы создали в нашей группе, был посвящен важной дате по формированию гражданской позиции юного патриота у детей. Он содержал задания, которые помогают отсчитывать дни до предстоящего праздника и позволяют привести к полному осмыслению маленькой личностью значимости праздника. Адвент-календарь мы разместили в центе патриотического воспитания, удобном и доступном для всех месте. Каждый ребёнок мог свободно подойти к календарю, рассмотреть его, посчитать дни, оставшиеся до начало итогового спортивного мероприятия, посвященного 23 февраля. Отсчёт дней до праздника происходил со всеми детьми вместе каждое утро. В каждом конвертике заготовлено задание (по теме проекта), рассчитанное на один день «День защитника Отечества», а также карточка с военной техникой, как приз за выполненное задание. Вся военная техника вклеивалась в отдельный альбом(итоговый продукт проекта)

В ходе работы с адвент-календарем было выявлено еще одно преимущество этой формы работы - календарь оказался эффективным маркером игрового пространства развивающей предметно-пространственной среды, который позволил педагогам предложить детям увлекательную и познавательную деятельность в интерактивной форме.

Кроме того, отталкиваясь от сиюминутной ситуации, интересов воспитанников можно менять задания в конвертах календаря (естественно, в тайне от детей), тем самым поддерживая их инициативы и организуя образовательную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Подводя итог моего инновационного опыта, можно с уверенностью утверждать, что адвент-календарь – это эффективный мотиватор детей к образовательной деятельности! Адвент–календарь - это многофункциональный инструмент как для организации деятельности педагога с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют активность, самостоятельность и творчество, что помогает их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса для воспитателей "Детская дума как инновационная форма организации совместной деятельности дошкольников"

Одно из требование ФГОС - создание условий для позитивной социализации дошкольников. Для этого воспитатели должны использовать разные формы работы с детьми. Цель данного мастер-класса - познакоми...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Статья "Адвент-календарь как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада"

Задания из АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ помогают педагогу реализовать все образовательные области ФГОС ДО, организовать различные виды деятельности детей используя групповую, подгрупповую и индивидуальную форму р...

Выступление из опыта работы «ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Лэпбук (lapbook) –В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка, которая дает возможность размеща...