Семинар - практикум "К. Д. Ушинский - человек, педагог, писатель"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Его идеи и труды актуальны и сегодня. Великий педагог, писатель, основоположник научной педагогики.
Догадались о ком идет речь?
Верно! Все это Константин Дмитриевич Ушинский.
В 2023 году много знаменательных дат, одна из них 200-летие со Дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, который был одним из основателей российской педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека. | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Семинар-практикум
«К. Д. Ушинский – человек, педагог, писатель»
Авторы: Мишина Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА» г. Клин, Московская область, 2023г.
Оборудование и материал:
1. Презентация.
2. Яблоки (яблоня)
3. Нарезанные факты, приклеены на яблочки
4. Шкатулка для цитат
5. Нарезанные цитаты, скрученные в трубочку
6. Список сказок для педагогов
7. Два конверта с пазлами «Сказки»
1 этап. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале. Позвольте я зачитаю несколько строк, а вы постарайтесь вспомнить кто автор.
«В сумке почтальона болтали между собой повестки и письма. А он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые пустые фразы.»
Так же, как и в сумке почтальона в судьбе нашего героя, бывало, всякое и с работы увольняли и новую не давали или не хотели принимать на приличное место, тогда он устраивался на мелкую должность, главное продолжать свое дело. Его страстной мечтой, записанной в личном дневнике, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек. Его идеи и труды актуальны и сегодня. Великий педагог, писатель, основоположник научной педагогики.
Догадались о ком идет речь?
Верно! Все это Константин Дмитриевич Ушинский.
В 2023 году много знаменательных дат, одна из них 200-летие со Дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, который был одним из основателей российской педагогики.
2 этап К. Д. Ушинский говорил : «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»
И сегодня мы предлагаем Вам вспомнить факты из жизни и творчества Константина Дмитриевича Ушинского.
3 этап Костя родился 19 февраля 1823 года (3 марта по новому стилю) в г. Тула, в дворянской семье. Отец, отставной офицер и мать были любящей парой. После рождения Константина семья из Тулы переезжает в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, куда отца назначают судьей. Все детство и отрочество проходят недалеко от города на берегу реки Десны, где глава семейства приобрел небольшое поместье.
4 этап Мама, Любовь Степановна, сама руководила его занятиями на начальном этапе и сумела пробудить в нем любознательность, пытливость и любовь к наукам и чтению. Собранной семейством Ушинских библиотеке, завидовал весь уезд. Понимание того, что обучение должно быть воспитывающим, мальчик знал с детства. Эта заслуга матери, которая, к сожалению, рано умерла. Косте было неполных 12 лет. Константин Дмитриевич часто вспоминал маму во взрослые годы, и как говорил Ушинский :
«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"
5 этап А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам познакомиться поближе с нашим героем и поучаствовать в игре «История одной яблоньки». Название игры выбрано не случайно. У Константина Дмитриевича есть одноименное произведение, которое никого не оставит равнодушным.
Итак, игра «История одной яблоньки». (Берем яблоню, ставим на стол)
Ваша задача сорвать спелое яблочко с дерева и поведать нам интересные факты из жизни Константина Ушинского.
(Коллеги зачитывают факты)
Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Однако, это не совсем корректно – он действительно был литератором, это чистая правда. Но всё равно большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике, став одним из основоположников научного подхода к ней в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.
Факт 2. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо и эффективно преподавала ему основы всех необходимых ребёнку наук, что тот впоследствии по результатам вступительных экзаменов в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.
Факт 3. Когда в юности он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Но родители его жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы их отпрыска на учёбу, они не могли.
Факт 4. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, неожиданно для всех, Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата о законченном среднем образовании. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.
Факт 5. Одно время Константин Ушинский работал профессором в Демидовском лицее города Ярославля. Но на этой должности он не задержался – недоброжелатели донесли в полицию, что молодой профессор отличается чересчур либеральными взглядами, которые к тому же не стесняется передавать своим ученикам. Так что в итоге Константина Дмитриевича попросту заставили оставить лицей.
Факт 6. После увольнения из лицея Ушинский попытался найти новую работу, которая тоже была бы связана с преподаванием. Однако, из-за “политически неблагонадёжной” репутации он 1,5 года провёл в бесплодных попытках устроиться хоть куда-нибудь – увы, доверять ему обучение нигде не хотели. В итоге, отчаявшись, он стал мелким чиновником.
Факт 7. В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.
Факт 8. В 1859 году Ушинский открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.
Факт 9. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Факт 10. Написанные за границей Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.
Факт 11. Некогда детей в России учили абсолютно бессистемно, без какого-либо централизованного подхода, поэтому на одно хорошее учебное заведение приходился десяток посредственных. Именно Константин Ушинский реформировал всю отечественную педагогику, упорядочив её и приведя в единый вид. Многие его наработки не потеряли актуальности и поныне.
Факт 12. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось “Ушинское”.
Спасибо коллеги. Молодцы!
6 этап Как говорил Константин Дмитриевич:
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
Согласны ли вы с данным высказыванием? (ответы)
Наше мероприятие приурочено ко Дню рождения Константина Ушинского, и как Вы знаете он написал много замечательных рассказов и сказок для детей.
Если Вы обратили внимание, все это время звучит замечательная музыка. Именно эта музыка помогала Ушинскому в его творчестве.
И сейчас мы с Вами проверим насколько хорошо Вы знакомы с творчеством Константина Дмитриевича, а заодно и подвигаемся.
7 этап Игра «Сказки и рассказы К. Ушинского»
Ваша задача назвать одно из произведений Ушинского и передать мяч коллеге из другой команды.
Будьте внимательны, произведения не должны повторяться.
8 этап (Список произведений) Сказки и рассказы К. Ушинского
Лиса и гуси
Охотник до сказок
Орел и кошка
Орел
Орёл и ворона
Гадюка
Петух и кот
Плутишка кот
Петушок с семьёй
Петух да собака
Проказы старухи-зимы
Пчелы и мухи
Пчелки на разведках
Коровка
Поездка из столицы в деревню
Паук Ручей
Заяц и еж
Страшная коза
Бишка
Слепая лошадь
Сумка почтальона
Спор животных
Спор деревьев
Уточки
Волк и собака
Умей обождать
Четыре желания
Чужое яичко
Храбрая собака
Два козлика
Молодцы! Отлично справились! Присаживайтесь пожалуйста.
9 этап ШКАТУЛКА Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам сыграть еще в одну игру, которую мы назвали «Литературная мастерская».
Ваша задача процитировать нашего героя, а при желании можно и прокомментировать.
(Берем шкатулку с цитатами. Коллеги берут цитаты, зачитывают вслух).
Спасибо, коллеги. Замечательные цитаты, согласитесь?
И так, продолжим.
10 этап Константин Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества.
Большую роль в педагогической системе Ушинского играла естественная история.
Писатель полагал, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Именно поэтому, Ушинский автор многочисленных коротких рассказов про времена года, про животных, про растения и человека. Эти произведения систематизируют и дополняют уже имеющиеся знания ребенка о мире.
И сейчас, мы предлагаем вам почувствовать себя детьми и снова немного поиграть. (На столах лежат конверты).
Ваша задача открыть конверт, собрать на полу пазлы и угадать какая сказка изображена. (Звучит музыка).
Кто собрал пазлы и готов ответить?
Молодцы! Отлично справились. Присаживайтесь на места, пожалуйста.
Уважаемые коллеги, сегодня мы говорили о жизни и творчестве Константина Дмитриевича Ушинского, но о нашем герое, основателе русской педагогики, мы вспоминаем и в течение всего года, так:
17 января - Международный день наставничества. Как известно, Ушинский был великим наставником для тысяч людей. В своих книгах он подробно описывал педагогические и воспитательные механики.
25 января - День студента. Ушинский преподавал в Гатчинском сиротском институте, в Смольном институте благородных девиц в Петербурге и др. Он прилагал много усилий, чтобы сделать жизнь студентов лучше. Вполне логично в День студента вспомнить прогрессивные идеи Ушинского.
24 мая - День славянской письменности и культуры. Ушинский был одним из сильнейших преподавателей русской словесности в России XIX века.
1 июня - День защиты детей. Ушинский знаменит своими трудами, посвященными воспитанию детей.
1 сентября - День знаний. Константин Ушинский стремился повысить доступность образования для всех слоев населения России. Причем ключевой "точкой сборки" реформ он считал не вузы, а начальную школу. Школа как главный источник позитивных преобразований общества – одна из базовых идей Ушинского.
8 сентября - Международный день распространения грамотности. Константин Ушинский был сильным преподавателем русской словесности. А распространение грамотности он считал жизненно необходимым для всех, включая крестьян и рабочих.
5 октября - День учителя. Константин Дмитриевич основатель русской педагогики.
Завершить наше мероприятие мы хотим высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского :
«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».
Уважаемые коллеги, благодарим Вас за активное участие и надеемся, что Вы с пользой провели время.
Цитаты:
• Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
• О требованиях к педагогу.
Педагогом может быть тот:
«кто имеет целостность, беззаветную искренность души»;
«кто не торгуется с самим собой»;
«кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».
• Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».
---------------------------------------------------------------------------------------------------
• Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, (несущих в себе) лучшие свойства народа, его чистейшие привязанности и просветивших их истинно христианским европейским образованием.
(Список произведений) Сказки и рассказы К. Ушинского
Лиса и гуси
Охотник до сказок
Орел и кошка
Орел
Орёл и ворона
Гадюка
Петух и кот
Плутишка кот
Петушок с семьёй
Петух да собака
Проказы старухи-зимы
Пчелы и мухи
Пчелки на разведках
Коровка
Поездка из столицы в деревню
Паук Ручей
Заяц и еж
Страшная коза
Бишка
Слепая лошадь
Сумка почтальона
Спор животных
Спор деревьев
Уточки
Волк и собака
Умей обождать
Четыре желания
Чужое яичко
Храбрая собака
Два козлика
Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Однако, это не совсем корректно – он действительно был литератором, это чистая правда. Но всё равно большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике, став одним из основоположников научного подхода к ней в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 2. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо и эффективно преподавала ему основы всех необходимых ребёнку наук, что тот впоследствии по результатам вступительных экзаменов в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 3. Когда в юности он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Но родители его жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы их отпрыска на учёбу, они не могли.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 4. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, неожиданно для всех, Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата о законченном среднем образовании. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 5. Одно время Константин Ушинский работал профессором в Демидовском лицее города Ярославля. Но на этой должности он не задержался – недоброжелатели донесли в полицию, что молодой профессор отличается чересчур либеральными взглядами, которые к тому же не стесняется передавать своим ученикам. Так что в итоге Константина Дмитриевича попросту заставили оставить лицей.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 6. После увольнения из лицея Ушинский попытался найти новую работу, которая тоже была бы связана с преподаванием. Однако, из-за “политически неблагонадёжной” репутации он 1,5 года провёл в бесплодных попытках устроиться хоть куда-нибудь – увы, доверять ему обучение нигде не хотели. В итоге, отчаявшись, он стал мелким чиновником.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 7. В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 8. В 1859 году Ушинский открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 9. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 10. Написанные за границей Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 11. Некогда детей в России учили абсолютно бессистемно, без какого-либо централизованного подхода, поэтому на одно хорошее учебное заведение приходился десяток посредственных. Именно Константин Ушинский реформировал всю отечественную педагогику, упорядочив её и приведя в единый вид. Многие его наработки не потеряли актуальности и поныне.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Факт 12. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось “Ушинское”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....
Практический семинар для родителей «Успешный человек. Какой он?»
Только 5 из 100 человек добиваются успеха в жизни. Почему в мире только 5-10% успешных людей? Эта цифра, к сожалению, не придумана, а результат многих исследований.Какого же человека можно...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Семинар-практикум "Я -взрослый человек. Я задаю тон общения"
Семинар для педагогов ДОО посвящен построению конструктивного общения в парах «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»....
Доклад на тему: К.Д. Ушинский как детский писатель
ВВЕДЕНИЕКонстантин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения. Литературная деятельность К.Д. Ушинского...
Биография и интересные факты о русском педагоге, писателе, основоположнике научной педагогики в России К. Д. Ушинском.
Во введении статьи обосновываются актуальность и значение воспитания на современном этапе, закрепленные на законодательном уровне. В основной части раскрываются роль и значение основных взгл...
Константин Дмитриевич Ушинский - великий педагог
В этом году исполняется 200 лет великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому...
- Мне нравится (1)