Семинар-практикум "Я -взрослый человек. Я задаю тон общения"
методическая разработка

Полева Галина Петровна

Семинар для педагогов ДОО посвящен построению конструктивного общения в парах «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя  общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Я ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

      И Я ЗАДАЮ ТОН ОБЩЕНИЯ»

                                                                                                                               

       

Педагог-психолог:

Полева Г.П.

п.г.т. Стройкерамика 2021-2022 учебный год

Цель: обучение педагогов приемам конструктивного общения с детьми.

Задачи:

- мотивировать воспитателей на уважительные отношения с ребенком;

-научить развивать конструктивное общение у детей;

-стимулировать творческую активность педагогов.

Участники: Воспитатели, специалисты ДОО.

Примерное время: 50 минут

Ход семинара-практикума:

(проводится с использованием музыкального сопровождения)

Педагог-психолог:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар посвящен построению конструктивного общения в парах «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок». Мы выполним специальные упражнения, вспомним известные приемы общения и найдем новые подходы, которые можно использовать и в работе, и в жизни, познакомимся с упражнениями,        которые помогут справиться        с раздражением и расслабиться.

Итак, начнем с известной мудрой байки.

«На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: “Я кладу кирпичи”. Другой: “Я зарабатываю на жизнь”. А третий ответил: “Я строю храм”».

Педагог-психолог:

Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.

Упражнение «Общение» (7 мин).

Педагогам раздаются карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой указана интонация, с которой педагоги должны будут их произнести.

Педагог-психолог:

Я предлагаю вам разделиться по парам, и сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы:

Ты играл        с этой        игрушкой!        Отнеси        ее на место!!! (На повышенных тонах.)

Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (Спокойным голосом.) Зачем ты так сделала?!!! Это просто невыносимо!!! (На повышенных тонах.)

Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо, пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (Спокойным голосом.)

Педагог-психолог:

Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно  говорить  спокойно,  и в некоторых  случаях  это  не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, когда повышенный тон идет на пользу, а когда нет. Отношения с людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Если дети невнимательные и грубые по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать  и развить  установившийся  контакт.  Все  это  приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости. Чтобы помочь дошкольникам, которые испытывают трудности в общении, нужно формировать у них коммуникативные навыки.

Обогатить опыт детей и смягчить проблемы вы можете в совместной деятельности с ними. Родители закладывают основы поведения ребенка, но ваша задача – показать другие способы общения.

Три установки в общении с детьми (зачитываются вслух). Каждую установку обсудить с воспитателями.

Упражнение «Жизнь без частицы “не”» (15 мин).

Педагог-психолог:

Если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует на психику человека, например, постоянное повторение частицы «не».

Пригласить одного из педагогов по желанию сыграть роль ребенка. Остальным воспитателям раздать стикеры либо ленты, перевязывающие ту часть тела, которая участвует в исполнении действия. Каждый из педагогов подходит к «ребенку» и наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись (либо завязывает руки, ноги, глаза). Делать это нужно без улыбки, без остановок. Попросите педагога, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудите упражнение с группой и сделайте вывод.

Педагог-психолог:

Заменяйте слова частицей «не» на слова действия. Например, говорите

«стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».

Упражнение «Измени фразу»

Воспитателям раздаются карточки с предложениями. Педагогам предлагается заменить фразу с частицей «не».

НЕ ХОДИ ТУДА

НЕ КРИЧИ

НЕ УПАДИ

НЕ БЕРИ КАМЕНЬ

НЕ БЕГАЙ

НЕ ДЕРИСЬ

НЕ ТРОГАЙ СТЕНЫ

НЕ ПРЫГАЙ

НЕ ПЛАЧЬ

НЕ БАЛУЙСЯ

        Педагог-психолог:

Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить. Исключите агрессию. Давайте потренируемся.

Упражнение «Ситуация – слово педагога» (10 мин).

Педагог-психолог:

Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков.   Давайте   потренируемся.   Я буду   называть   ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, вы говорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не».

Пример. Ситуации для воспитателей:

Ситуация 1. Миша отнимает у Даши игрушку.

Ситуация 2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.

Ситуация 3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.

Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.

Педагог-психолог:

Теперь представьте ситуацию. Вы разговариваете с другим воспитателем, а ребенку нужно к вам обратиться. Чтобы дать возможность детям обращаться к вам, не перебивая разговор, научите их приему: ребенку, который хочет обратиться к вам, нужно подойти и дотронуться до вашей руки. Вы увидите, что нужны ребенку, закончите разговор и поговорите с дошкольником.

Мы не можем всегда быть на сто процентов уравновешенными. Предлагаю три упражнения, которые помогут вам сохранить нервную систему. Если вы напряжены и не можете расслабиться, выполните одно из упражнений («Лимон», «Сосулька», «Остановись и подыши»).

Также полезно прослушивание медитаций. Сегодня хочу предложить прослушать вам медитацию «Встреча с собой» М. Минаковой. Располагайтесь удобнее, мы начинаем… (прослушивание медитации «Встреча с собой» М. Минаковой.).

Подведение итогов (6 мин)

Упражнение «Чудесная сумка»

Педагог-психолог предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

Педагог-психолог:

Помните: «Нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям». Одну и ту же информацию можно донести до человека с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке. Давайте беречь другу друга.

                                                                                                                                                                              Приложение 1

                                                                                                                      Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"

Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"...

Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"

Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...

Семинар - практикум для педагогов "Педагог и ребенок. Барьеры общения"

Интересные предлженные дидактические упражнения для пдагогов на сближение педагога и ребенка...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

«Я – ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК. Я ЗАДАЮ ТОН ОБЩЕНИЯ» Семинар, на котором воспитатели поймут, как дети реагируют на их негативные эмоции

Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но...

«Я – ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК. Я ЗАДАЮ ТОН ОБЩЕНИЯ» Семинар, на котором воспитатели поймут, как дети реагируют на их негативные эмоции

Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но...