Константин Дмитриевич Ушинский - великий педагог
статья по окружающему миру (старшая группа)

Халевина Оксана Михайловна

В этом году исполняется 200 лет великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstantin_dmitrievich_ushinskiy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

                       Константин Дмитриевич Ушинский

                                               (1823 – 1871)

                  200 лет со дня рождения русского писателя и педагога.

                                                                                 Выполнила:

                                                                                          Ученица 4В класса

                                                                                          Халевина Елена

Актуальность выбранной темы

Немного даже и в европейской культуре найдется личностей такого масштаба, как Ушинский Константин Дмитриевич.

Как в Польше - Корчак, в Швейцарии - Песталоцци, в Англии - Ланкастер или в Моравии - Коменский, в России были две звезды, и первая из них -Ушинский К.Д., вторая - Семен Макаренко.

Тему своего реферата я выбрала неслучайно. В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского.

Ушинский-  основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

С выбором темы мне помогала мама. Моя мама педагог и рассказывала мне, что еще с того времени когда она только получала эту профессию – училась в ВУЗе, для нее тогда стала близка и очень ей понравилась теория русской педагогической практики Константина Дмитриевича Ушинского и его высказывания: «Воспитательница, должна происходить из среды народа, обладать лучшеми его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить своё дело и детей служить для них примером, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку».

ЖИЗНЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ К. Д. УШИНСКОГО

Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870гг.) родился  в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород - Северска. Общее образование он получил в Новгород - Северской гимназии.

В 1840г. К.Д. Ушинский поступил на юридический факультет  Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа.

       По  окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, к оказанию помощи ему. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго.

Начальство  сочло такое направление его  деятельности вредно влияющей на молодежь, подстрекающей ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен.

«Сделать  как можно больше пользы моему  отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности»,- говорил молодой Ушинский

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания  К.Д. Ушинского. Работая  в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

С 1859-1862г. К.Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы. Он объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц. Ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Открыл педагогический класс, в котором девицы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. Пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в  практику работы совещания и конференции педагогов. Воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением». В 1862г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии. Написал и издал в 1864г. замечательную учебную книгу «Родное слово» и «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». («Родное слово» до октября 1917г. имело 146 изданий.) В 1867г. Ушинский написал главное свое произведение «Человек как предмет воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

      Одной из основных идей, положенной в основу педагогической системы Ушинского – это народность,  как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа.  

Однако тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.

 ВКЛАД К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и другие науки, среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.

Ознакомившись с биографией Ушинского и его вкладом в русскую педагогику, я сначала была удивлена, а потом все же, наверное в силу своего возраста, я больше приняла то, что Константин Дмитриевич Ушинский не только великий русский педагог, но он еще и детский писатель. Он написал очень интересные рассказы и сказки.

Рассказы К.Д. Ушинского о животных для самых маленьких (сборники «Бишка», «Петушок») Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.

Рассказы о детях: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не права», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания». Педагогическая направленность этих произведений

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помешенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. 

Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Чужое яичко», «История одной яблоньки». Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью изложения К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей.

Лучшая детская книга Ушинского «Родное слово», вырабатывалась в кругу его семьи; она отражает знакомые его детям природу и обычаи. В увлекательных детских воспоминаниях «Родного слова» даются картины из жизни самого Ушинского.

Заключение.

Несомненно, по моему мнению, Константин Дмитриевич Ушинский – это великий человек. А как же еще можно сказать о человеке, взгляды которого разделяют по прошествию двухсот лет. На его детских произведениях вырастают дети уже многих поколений. Конечно же – это великий человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Константин Дмитриевич Ушинский

Это статья М.М.Ягнятинской "К.Д. Ушинский и словесность" (публикация: ж. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неу...

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ -ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)- великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы....

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Константин Дмитриевич Ушинский – педагог и детский писатель.

К. Д. Ушинский учился в гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учит...

200-летие со дня рождения писателя Константина Дмитриевича Ушинского

Статья 200-летие со дня рождения писателя К.Д.Ушинского...