Биография и интересные факты о русском педагоге, писателе, основоположнике научной педагогики в России К. Д. Ушинском.
занимательные факты (подготовительная группа)

Во введении статьи обосновываются актуальность и значение воспитания на современном этапе, закрепленные на законодательном уровне. В основной части раскрываются роль и значение основных взглядов выдающегося русского педагога, общественного деятеля, писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Подробно показано, что принципы культуросообразности и природосообразности педагогической концепции К. Д. Ушинского недостаточно применяются в современной педагогической практике. Авторы уделяют особое внимание представлениям К. Д. Ушинского о роли искусства и эстетического воспитания в духовно-нравственном развитии всех обучающихся, начиная с самых младших классов. В заключении авторами делается вывод о том, что использование проанализированных в статье методологических педагогических принципов воспитательной системы К. Д. Ушинского будут способствовать реализации задач по воспитанию человека на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биография и интересные факты о  русском педагоге, писателе, основоположнике научной педагогики в России К. Д. Ушинском.

     Константин  Дмитриевич Ушинский  родился: 19 февраля (3 марта) 1824 г. в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1823-й, а путаница якобы произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики.

     Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист). После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога.

     В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.                                                                                                                                                                                             

     Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике — и нырнул в них с головой. «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он потом. Это открытие вдохновило Ушинского, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Институт тогда представлял собой просто пародию на образование — воспитывавшиеся там девицы толком ничего не знали, кроме, французского, и выпускались жеманными невеждами. Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность — что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз по поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш. Однако от проблем это его не спасло.

     Ушинский изменил жизнь института кардинально — заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.

Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.

    Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года, но ломкой традиций сразу нажил себе врагов в лице начальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни, на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликта стало невозможно — снова пришлось уйти.

     После этого Ушинского от греха подальше командировали за границу — изучать и описывать опыт передовых европейских школ.

     К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.

     Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно.

     По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика.  У Ушинского было шесть детей. Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга. Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда - начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца

      В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».

     Будущий автор «Родного слова» — руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, — в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».

Умер К. Д. Ушинский 2 января 1871 г. в возрасте 47 лет в  Одессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей

Как известно, семья - это первый социальный институт воспитания детей, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация, включающая в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведен...

Интересные факты о России

Интересные факты о России...

Интересные факты о России

- Россия является самой крупной страной в мире. Её  площадь занимает  17, 1 миллион квадратных километров. - Россия имеет одну границу с 18 странами.  - из-за большой протяжен...

Биографии и интересные истории

Биографии и интересные истории...

Лэпбук по патриотическому воспитанию "Интересные факты о России"

Лэпбук по патриотическому воспитанию "Интересные факты о России"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25836775","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Автор: Брендина Е...

Семинар - практикум "К. Д. Ушинский - человек, педагог, писатель"

Его идеи и труды актуальны и сегодня. Великий педагог, писатель, основоположник научной педагогики.Догадались о ком идет речь?Верно! Все это Константин Дмитриевич Ушинский.В 2023 году много знаме...