Проект "Русская изба"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мини-проект «Русская изба»
Актуальность
Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей, и детей.
Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.
Задачи проекта:
- Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
- Прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Вид проекта: познавательный, творческий, рассчитан на 1 месяца.
Участниками проекта являются: педагоги, дети старшей группы, родители.
Формы реализации проекта:
- познавательно-игровые занятия;
- занятия-экскурсии;
- Беседы;
- продуктивная деятельность.
Проект построен на основе методических принципов:
- интеграции культур
- учет возрастных особенностей детей,
- доступность материала,
- постепенность его усложнения.
В создании данного музея принимали участия не только педагоги, но и родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.
Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.
Родители оказывают помощь:
- В пополнении мини-музея новыми экспонатами
- Участвуют в мероприятиях МАДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов
- Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.
Структура проекта
I. Подготовительный этап. Он включал в себя:
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Посещение городских музеев с детьми.
- Разработка модели мини-музея.
- Разработка «Паспорта музея старинного быта» в МАДОУ
II. Практический этап (этап реализации проекта).
1. Создание экспозиций в мини-музее.
В 2021 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).
В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.
Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19 - 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».
2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.
В мини-музее организуются:
- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д.;
- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 6 - 7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;
- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;
- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;
3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.
- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;
- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.
III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)
1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.
2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.
3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.
4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала
Результат проектной деятельности
1. Формируются такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
2. Развивается инициатива, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.
3. Повышается интерес родителей к проекту, истории родного края.
4. Повышается профессионального мастерства педагогов.
ПЛАН
реализации проекта
неделя | содержание | задачи | участники |
1
| Экскурсия в мини-музей. «Мир старинных вещей.» | Познакомить детей с историей русского быта, и историей своих предков; Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников | Воспитатели Дети Родители Соц.партнеры: «Центральная детская библиотека». |
Занятие «В гостях у Хозяюшки.» | Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков; расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; | Воспитатели Дети | |
Рисование «Так мы раньше одевались». | Развивать мелкую моторику, цветовое восприятия, закрепить название одежды наших предков. | Воспитатели Дети | |
Создание альбома «Во дворе у бабушки» | развивать любовь к старшему поколению своей семьи. | Дети и родители | |
2 | Беседа «Мой любимый дом» | Учить описывать свой дом, называть его характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта; | Воспитатели Дети |
Чтение Произведений Русского фольклора: Сказки, былины, небылицы: «Зимовье зверей»; «Снегурочка»; «Чудесные лапоточки»; «Солнце, Месяц и Ворог Воронович»; «Жихарка»; (и т.д.) | Продолжать формировать умение детей внимательно слушать произведения; помочь понять смысл; воспитывать желание поделиться с окружающими своими знаниями | Воспитатели Дети Родители | |
Просмотр мультфильма: «Сказание о Богатырях земли русской». | |||
3 | Виртуальная экскурсия. Музейный комплекс «Музей русская изба». | Расширять представление о музейной культуре, помочь детям гармонично войти в разнообразный и уникальный мир музея. Формировать представления детей о разнообразии матрешек. Воспитывать познавательный интерес. | Воспитатели Дети Родители Соц.партнеры: МАУ «Регионалный историко культурный и экологический центр» |
Дидактическая игра: «Собери избушку» | Упражнять детей в различении, сравнении величины (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание. | Воспитатель Дети | |
Рисование. «Русская изба» | Учить передавать в рисунке –форму, цвет. Приобщать детей к истокам народной культуры | ||
4 | Развлечение «Народные игры, потешки, прибаутки» | Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы). | |
Мастер класс изготовление «Куклы Оберега» | Развитие интереса к народному творчеству | Дети, Соц.партнеры: МАУ «Регионалный историко культурный и экологический центр» | |
Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Продолжать формировать умение детей внимательно слушать произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание поделиться с окружающими своими знаниями | Воспитатели Дети | |
Просмотр мультфильма: «Три медведя». |
Перспективный план работы с родителями
неделя | Содержание | Задачи |
1 | Привлечение родителей в подборе экспонатов для мини – музея «Русская изба» | Привлечь родителей к историческому и культурному наследию России. |
Консультация «Народные традиции, их роль в семейном воспитании». Организация праздника «День пожилого человека» | Помочь родителям в воспитание у детей патриотических чувств и духовности, к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству. Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре | |
2 | Конкурс рисунков. «Самый лучший русский костюм». | |
Консультация «Колыбельная песня в жизни ребенка» | ||
«Семейный досуг» | ||
3 | Организация праздника «Осеннины» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями. | |
4 | Мастер класс с родителями «Русская изба» | Научить детей и взрослых изготовлению деревянной игрушки- избы. Создать теплую обстановку от совместного занятия творчеством детей и их родителей, приобщать к народному творчеству. |
Оформление мини-музея «Русская изба». | - формировать у детей представления о музее. |
Ожидаемые результаты:
- дети получат знание об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.
Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
Использованная литература:
- Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
- Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
- Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....