Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС
консультация (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

 В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lebed_romanenko_1_1.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС.

Аннотация: В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, инклюзивное образование, тьютор.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, а также,  создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Проблема качества образования детей с ОВЗ находится в фокусе пристального внимания государства, педагогического сообщества и родителей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами доступного и качественного образования является важной задачей государственной политики и одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, в пункте 10 статьи 50 закона РФ «Об образовании», и Федеральных Законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевая позиция обновления дошкольного образования – создание условий для социально-личностного развития, которые позволяют ребенку с ОВЗ, детям-инвалидам овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, что обеспечит ему успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели включения в образовательный процесс. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении и воспитании в дошкольном учреждении, школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка.

Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра.

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. Если процесс выявления расстройства и вмешательства начинается довольно рано, возможно полностью включить детей в общеобразовательный процесс к тому возрасту, когда им пора идти в первый класс, и даже у тех, кого полностью включить не удастся, будет больше возможностей общаться со сверстниками и хотя бы отчасти включиться в общеобразовательный процесс.

Инклюзивное образование дает таким детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы ДОУ предоставляются равные условия для включения их в воспитательно-образовательный процесс.

Параллельно с предоставлением права на совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием ученые настаивают на обязательном проведении коррекционной работы с нуждающимися дошкольниками. В связи с этим повышается значимость психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с РАС, учитывая их проблемы в развитии и особые образовательные потребности.

Для правильной организации сопровождения детей с РАС необходимо четко понимать особенности его проявления. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью.  Ребенок с РАС живет в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.

Первое, на что нужно обращать особое внимание, это нарушение коммуникации. Чаще всего она проявляется в том, что ребенок в детском коллективе большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или рядом с детьми, разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Основная цель инклюзии в ДОУ – это социализация детей с особыми возможностями здоровья, создание условий для осуществления инклюзивного воспитания и обучения дошкольников с РАС.

Процесс инклюзии осуществляется при непрерывной поддержке дошкольников с РАС силами всех специалистов. Сначала ведется предварительная подготовка: предварительная психологическая подготовка детей групп, в которые будут ходить дети с РАС. И только  по результатам психолого-педагогической диагностики, многократных наблюдений,  предлагаются кандидатуры детей. 

Обязательным условием является отсутствие нежелательного поведения, заинтересованность в общении со сверстниками, сформированность учебного поведения, и интеллектуальные способности дошкольников с РАС

Начать работу необходимо  с постепенного включения детей  с РАС в коллектив сверстников: сначала дети посещают группу норматипичных детей в сопровождении тьютора во время игровой деятельности  и на короткий промежуток времени. Затем время нахождения детей с РАС в группе постепенно увеличивается. Дети с РАС могут присутствовать на зарядке, занятиях по изодеятельности, ФЭМП, музыкальных и физкультурных занятиях. Параллельно может осуществляться и «обратная» инклюзия, когда дети из общеобразовательных групп посещают группу детей с РАС, участвуют в музыкальных занятиях, в утренниках, совместных праздниках.

Важным в работе с детьми с РАС становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроения ребенка. Надо быть чутким к ребенку, и только так можно увидеть и понять, какую форму взаимодействия можно применить к  данному ребенку.

Не всё и не у всех во время инклюзии протекает гладко, но это связано со спецификой нарушений у детей с РАС, в частности с тем, что формирование новых навыков у них идет очень медленно, а устойчивость сформированных крайне нестабильна и зависит от множества факторов. Несмотря на это, педагогам  удается достичь положительных результатов, что вселяет  надежду на успешную социализацию детей с РАС в будущем.

Таким образом, проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Варианты включения ребенка с РАС в разные образовательные модели

  • обучение в группе/классе, вместе с нормативно развивающимися сверстниками (вариант, когда ребенок сразу оказывается в инклюзивной группе/классе);
  • частичное включение в группу/класс нормативно развивающихся сверстников (когда ребенок с аутизмом может обучаться в группе для детей со сходными трудностями, посещать отдельные занятия в группе общеразвивающей направленности с нормативно развивающимися сверстниками с постепенным увеличением времени обучения в нем, создающим возможности для участия в совместной деятельности);
  • создание специальных групп/классов для детей с аутизмом и (или) аналогичными образовательными потребностями в детском саду/массовой школе, когда основным способом адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников становится дополнительное образование, разные виды досуговой деятельности, которым уделяется особое внимание.

В нашем дошкольном учреждении реализуется третий вариант образовательной модели.

Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Под этими условиями понимается не только создание архитектурно доступной среды, но и использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей дети с РАС нуждаются в следующем:

  • практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • в индивидуальных и групповых занятиях коррекционно-развивающей направленности (с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);
  • в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики (наличие индивидуальной образовательной программы, включая и программы сопровождения, индивидуального образовательного маршрута).
  • в щадящем режиме пребывания в дошкольном учреждении (кратковременное пребывание или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.).
  • в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации деятельности ребенка;
  • в целенаправленной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом.

Однако, несмотря на специально созданные условия, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, связанных с основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях образовательной организации:

  • трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.
  • выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.
  • специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.
  • трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
  • выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.
  • потребности в специальной организации образовательного пространства.
  • необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.

Инклюзия – это новшество. А все новое пугает. Но в данном случае, речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Таким образом, инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...