Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта: воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_rabota.docx | 45.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Патриотическое воспитание и формирование
исторического сознания у дошкольников»
Автор проекта: Алексеева Анжелика Валентиновна,
старший воспитатель,
МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска,
г. Усинск, Республика Коми
Содержание
- Введение ……………………………………………………………………3
- Участники проекта…………………………………………………………4
- Цель проекта………..………………………………………………………4
- Задачи проекта…………...…………………………………………………4
- Сроки реализации проекта…………………………………………...……4
- Актуальность проекта……………………………………………………...4
- Проблемы проекта………………………………………………………….5
- Обеспечение проекта………………………………………………………5
- Ожидаемые результаты……………………………………………………6
- Этапы проекта ………………………………………………………….…7
- Список используемой литературы …………...……………………….…9
- Приложения:
Приложение 1. Анкета для родителей ………………………...…….…………10
Приложение 2. Перспективный план проектной деятельности………………11
Приложение 3. План работы воспитателей ……………………………………12
Приложение 4. План работы родителей…………...………………………...…13
Приложение 5. Мини – выставки в группах «Без прошлого – нет будущего»……………………………………………………………………… ..14
Приложение 6. НОД по изодеятельности………………………….……..……15
Приложение 7. Экскурсия в «Уголок Памяти»…………….………………….16
Приложение 8. Выставка военной техники……………………..…………......17
Приложение 9. Фотовыставка «Дорогами войны»………………………..…..18
Приложение 10. Конкурс чтецов «Они защищали Родину…………………...19
Приложение 11. Спортивно – военизированная игра «Зарница»...……..……20
Приложение 12. Книга «Памяти»………………………………………………21
Введение
В.А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является по нашему глубокому убеждению, самой актуальной на сегодняшний день.
Участники проекта: педагогический состав ДОО, родители (законные представители), воспитанники.
Возраст воспитанников: от 2 до 7 лет
Цель проекта: воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны
Задачи:
- Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
- Формировать интерес к истории своей семьи; событиям прошлых лет.
- Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
- Обобщать и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны.
- Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
- Включать в воспитательно-образовательный процесс родителей (законных представителей) как непосредственных, равноправных участников.
Сроки реализации проекта
Проект «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников» реализовывался с 02 февраля 2015 г. по 20
февраля 2015 г.
Актуальность проекта: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является воспитание нравственно – патриотических качеств дошкольников, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Проблемы проекта: недостаточные знания детей и их родителей об истории семьи, о своей стране, о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.
Обеспечение проекта:
Дошкольное учреждение оснащено необходимой мебелью, технологическим оборудованием и учебными пособиями. В детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей:
- музыкальный зал
- «Уголок Памяти»
- выставка художественной литературы по патриотическому воспитанию во всех возрастных группах и методическом центре.
- физкультурный зал с современным и нетрадиционными оборудованием и пособиями
- кабинет педагога-психолога
- учебный кабинет
- кабинет ОБЖ
- изостудия
- выставочный зал
- плавательный бассейн
- логопедический пункт
- мини зимний сад
- Планетарий.
Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Материально-техническое оснащение детского сада обеспечивает условия для налаживания сотрудничества всех участников образовательного процесса. Использование ИКТ: интерактивного и мультимедийного оборудования, компьютеров, аудио системы, сайта учреждения, сети Интернет способствует расширению взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у воспитанников уважения, чувства гордости, развитие повышенного интереса к произведениям искусства, посвященным теме Великой Отечественной войне, воинам-защитникам, труженикам тыла.
- «Книга Памяти» станет методическим пособием в работе педагогов и родителей в формировании патриотического воспитания.
- Повышение активности воспитательной работы в семье.
- Восстановление связи поколений в семье через совместную деятельность.
- Повышение мотивации родителей и педагогов к сотрудничеству.
- Налаживание тесного сотрудничества педагогов, родителей (законных представителей) и самих воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.
- Создание образовательной среды, способствующей приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Повышение качества образования воспитанников и статуса учреждения в педагогическом сообществе.
Этапы проекта:
1 этап (создание проблемной ситуации, привлечение родителей для совместной работы)
На первом этапе проектной деятельности была проведена предварительная работа: изучение предметно – развивающей среды, сбор и анализ литературы по теме, создание проблемной ситуации, мотивация детей, анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение 1).
Проект – это бурная деятельность детей, воспитателей, специалистов и родителей (Приложение 2). Для ознакомления педагогов детского сада с этапами проекта был создан план работы воспитателей (Приложение 3).
При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику, поэтому был разработан план для родителей (Приложение 4).
2 этап (сбор информации, оформление проекта (совместная работа воспитателей, родителей и детей)
Проект сплачивает детей, родителей и педагогов в единый коллектив, коллектив единомышленников. Совместно с педагогами родители собирали информацию, помогали в оформлении атрибутов и костюмов к сюжетно – ролевым и военизированным играм, готовили материал для выставки «Военная техника». Их руками были оформлены творческие работы: компьютерные презентации, альбомы, рефераты, книжки – малышки. Педагоги проводили работу с детьми: беседы, тематические НОД, разучивали стихи и загадки, рассматривали иллюстрации и картины, читали познавательную и художественную литературу. В группах были организованы мини - выставки по теме: «Без прошлого – нет будущего» На НОД по изодеятельности воспитанники рисовали события Великой Отечественной войны, лепили из пластилина военную технику. Дошкольники средних, старших и подготовительных групп посетили «Уголок Памяти» в детском саду с целью погружения в атмосферу героического подвига советского народа.
3 этап (презентация проекта (представление продуктов деятельности, совместно с родителями)
На заключительном этапе проекта была организована совместно с родителями выставка рисунков и поделок из бросового материала в холле детского сада «Военная техника», оформлена фотовыставка «Дорогами войны». Музыкальными руководителями организован и проведен конкурс чтецов «Они защищали Родину», в котором участвовали воспитанники всех возрастных групп. Со старшими и подготовительными группами инструкторы по физической культуре провели военно – спортивную игру «Зарница». В детском саду издана «Книги Памяти», страницы которой оформили родители: подобрали материал о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, старые фотографии, библиографические данные, отсканированные фотографии наград, творческие работы, выполненные вместе с детьми. Благодаря их помощи значительно пополнился мини - музей «Уголок Памяти» новыми экспонатами, посвященными ВОВ.
4 этап (обсуждение итогов проектной деятельности на педагогическом совете)
Что было хорошо? Что было плохо? Что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?
Список используемой литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
- «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
- Новицкая М.Ю. «Наследие»
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте по патриотическому воспитанию. Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
2. Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?
3. Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4. Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?
Приложение 2
Перспективный план проектной деятельности
этапы | дата проведения | содержание | участники |
1 этап проектной деятельности (создание проблемной ситуации, привлечение родителей для совместной работы) | 02.02.2015 г. | 1.Экскурсия в «Уголок Памяти» Беседа на тему: «Дневник Тани Савичевой» 2.Прослушивание Сообщения Совинформбюро о начале войны 3. Ознакомление родителей с планом работы по проектной деятельности. 4.Анкетирование родителей | Алексеева А.В., старший воспитатель, воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, родители всех возрастных групп |
03.02.2015 г. | 1.Просмотр презентации «Детям о войне» 2.Прослушивание песен военных лет: А.Ермолова «Прадедушка», Д.Тухманова «День Победы» 3.Подбор информации родителями по теме проекта | Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп | |
04.02.2015 г. | 1.НОД «Отчизны верные сыны» 2. Чтение художественной литературы: С.Алексеев «Орлович – воронович», Б.Лавренев «Большое сердце» 3. Изготовление родителями атрибутов и костюмов к военно – спортивной игре «Зарница» | Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники II младших, средних, старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп | |
2 этап проектной деятельности (оформление проекта, совместная работа воспитателей, родителей и детей) | 05.02.2015 г. | 1.Экскурсия в «Уголок Памяти» Беседа на тему: «Ветераны города Усинска» 2. Оформление в группе выставки художественной и познавательной литературы о ВОВ 3.Разучивание стихов к конкурсу чтецов «Они защищали Родину» | Алексеева А.В., старший воспитатель, воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, родители, воспитанники всех возрастных групп Воспитанники и родители всех возрастных групп |
06.02.2015 г. | 1.Просмотр видеофильма «Защитники отечества» 2. Беседа на тему: «Наша Родина – колыбель героев» 3. Рассматривание репродукций: Ю.М.Непринцев «Отдых после боя», А.Лактионов «Письмо с фронта» | Воспитатели, воспитанники II младших, средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники II младших, средних, старших и подготовительных групп | |
09.02.2015 г. | 1.Экскурсия в библиотеку Беседа на тему: «Блокада Ленинграда» 2.Оформление в группе выставки военной техники 3.Изготовление рефератов по теме проектной деятельности | Воспитатели, родители, воспитанники старших и подготовительных групп Воспитатели, воспитанники и родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | |
10.02.2015 г. | 1.Экскурсия в «Уголок Памяти» Беседа на тему: «Техника военных лет» 2.Беседа: «Рассказ пап о службе в армии» 3.Изготовление презентаций «Они сражались за Родину» | Алексеева А.В., старший воспитатель, воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитатели, родители, воспитанники II младших, средних, старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп | |
11.02.2015 г. | 1. Просмотр мультфильма «Маленькие защитники Родины» 2. НОД по изодеятельности «Танки ко дню защитников Отечества» 3.Изготовление материала для «Книги Памяти» | Воспитатели, воспитанники II младших, средних, старших и подготовительных групп Воспитатель по изодеятельности, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп | |
12.02.2015 г. | 1.Заучивание наизусть: В.Лебедев – Кумач «Мы храбрые люди», А.Барто «Кораблик», А.Нехода «Летчики», «День Победы» 2. Рассматривание репродукций: А.Дайнека «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы» 3. Подготовка материала для творческой выставки «Военная техника» | Воспитатели, воспитанники всех возрастных групп Воспитатели, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Воспитанники и родители всех возрастных групп | |
13.02.2015 г. | 1. Экскурсия к памятнику «Трех поколений» 2. Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю.Слонова, «Наша Армия» муз.М.Красева 3. Подготовка фотоматериала для фотовыставки «Дорогами войны» | Воспитатели, родители, воспитанники средних, старших и подготовительных групп Музыкальный руководитель, воспитанники всех возрастных групп Воспитанники и родители всех возрастных групп | |
3 этап проектной деятельности (презентация проекта, представление продуктов деятельности совместно с родителями) | 16.02.2015 г. | 1.Оформление творческой выставки в холле «Военная техника» (рисунки и поделки из бросового материала) | Воспитатель по изодеятельности, родители, воспитанники всех возрастных групп |
17.02.2015 г. | 1. Оформление «Книги Памяти» 2. Оформление фотовыставки «Дорогами войны» | Алексеева А.В., старший воспитатель, родители, воспитанники всех возрастных групп Воспитатель по изодеятельности, родители всех возрастных групп | |
18.02.2015 г. | 1. Проведение конкурса чтецов «Они защищали Родину» | Музыкальный руководитель, родители, воспитанники всех возрастных групп | |
19.02.2015 г. | 1. Проведение военно – спортивной игры «Зарница» | Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители, воспитанники средних, старших и подготовительных групп | |
4 этап проектной деятельности | 20.02.2015 г. | 1.Совместный с родителями педагогический совет. Подведение итогов проектной деятельности. | Педагогический персонал, родители всех возрастных групп |
Приложение 3
План работы воспитателей
- Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решение проблемы
- Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
- Поддержание интереса воспитанников в решении проблемы
- Составление плана движения к цели
- Обсуждение плана с родителями
- Сбор информации и материала
- Совместное проведение мероприятий с воспитанниками, родителями
- Самостоятельная творческая работа (поиск информации, поделки, рисунки, альбомы)
Приложение 4
План работы родителей (законных представителей)
- Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т.д.:
- литературу (рассказы, загадки, стихи)
- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.
- Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки).
- Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.
- Оформление творческих работ: изготовление материала для книги «Памяти»
- Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности воспитателя ДОУ по формированию толерантного сознания у дошкольников.
Первая среда научения толерантности дошкольников - это семья, группа сверстников. Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В...
Семинар-практикум для педагогов "Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"
Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
попытка раскрытии проблемы нравственно-патриотического воспитания в современном мире....
На тему "Формирование экологического сознания старших дошкольников в процессе ознакомления их с миром деревьев"
Конспекты родительских собраний проектная деятельность по экологическому воспитанию детей....
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»
Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...
Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания
Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В ча...